Слово «метод» означает способ, приём выполнения какого-либо физического упражнения или способы применения физических упражнений.
Знание методов обучения позволяет спортивному педагогу успешно решать поставленные в уроке (спортивной тренировке) задачи.
Применяются две группы методов обучения: специфические и общепедагогические.
К специфическим методам физического воспитания и спортивной тренировки относятся:
- Методы строго регламентированного упражнения (чёткое определение объёма выполняемой работы).
- Игровой метод ( использование упражнений в игровой форме).
- Соревновательный метод ( использование упражнений в соревновательной форме).
Общепедагогические методы включают в себя:
- Словесные методы.
- Методы наглядного восприятия.
Методы строго регламентированного упражнения включают: методы обучения новым двигательным действиям и методы воспитания физических качеств.
При обучении новым двигательным действиям применяют изучение упражнения в целом (когда упражнение простое и знакомое для воспи- туемых) и по частям (когда упражнение сложное, и для доходчивого обучения его делят по частям).
Методы обучения двигательным действиям
К ним относятся:
- Целостный метод ( метод целостно-конструктивного упражнения).
- Расчлененно-конструктивный.
- Сопряжённого воздействия.
Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно-несложные движения (например бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).
Расчлененно-конструктивный метод Применяется на начальных этапах обучения. Сложное двигательное действие расчленяется на отдельные фазы или элементы с поочерёдным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.
При его применении необходимо соблюдать следующие правила:
- Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.
- Необходимо расчленять упражнение таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.
- Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.
- Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.
Сначала приступают к разучиванию упражнения в целом. Затем осваивают самые трудные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.
Метод сопряженного воздействия Применяется для совершенствования разученных двигательных действий, улучшения результативности, совершенствования вариативности техники для применения её в любых условиях. Например, спортсмен на тренировках метает утяжелённые снаряды: копьё, диск, молот, бегает с утяжелённым поясом и т.д. В этом случае происходит совершенствование техники движения и развиваются физические качества.
Методы воспитания физических качеств. Методы строго регламентированного упражнения применяются для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Результатом являются достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Применяются методы со стандартными и нестандартными нагрузками.
Методы стандартного упражнения .В основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение выполняется в двух режимах: непрерывном и прерывистом (интервальном).
Метод стандартно-непрерывного упражнения. Представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности ( как правило, умеренный). Наиболее типичными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, ходьба на лыжах, гребля, езда на велосипеде и др. виды циклических упражнений); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).
Метод стандартно — интервального упражнения. Это повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.
Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом
применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой. Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы.
Метод переменно-непрерывного упражнения, характеризующийся мышечной деятельностью, которая проводится в режиме с изменяющейся интенсивностью. Разновидности этого метода выглядят следующим образом:
- переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);
- переменное поточное упражнение — серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.
Метод переменно-интервального упражнения
Для него характерно наличие интервалов отдыха между нагрузками.
Разновидности метода:
- прогрессирующее упражнение (например, последовательное увеличение веса штанги весом 70-80-90-95 кг и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами);
- варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется — 60- 70-80-70-80-90-50 кг., а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);
- нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке — 800+400+200+100 м с жёсткими интервалами отдыха между ними).
Круговой метод
Представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно круг включает 8-10 станций. На каждой станции занимающимся выполняется одно упражнение (например, подтягивания, отжимания в упоре, прыжки и др.), и проходит круг от 1 до 3 раз. Круговой метод воспитывает все физические качества. Оценка влияния кругового метода:
- за стандартное время — увеличение количества повторений (на пример, подъём штанги за 30 с);
- стандартное количество повторений, но время через 5-6 занятий уменьшается;
- по уменьшению пульса через 5-6 тренировок.
Игровой метод
Двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Основными методическими особенностями игрового метода являются:
- игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются в тесном взаимодействии; можно избирательно развивать определённые физические качества (подбирая соответствующие игры);
- наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает её эффективным методом воспитания физических способностей;
- широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизированный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремлённости и других ценностных личностных качеств;
- соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства даёт возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и др;
- присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности, привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.
К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.
Соревновательный метод
Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Обязательным условием этого метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:
1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы, первенства страны и т.д.);
2) как элемент организации урока, любого физкультурного занятия, включая спортивную тренировку, соревновательный метод позволяет:
- стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
- выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями и выявлять уровень их развития;
- обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
- содействовать воспитанию волевых качеств.