Войти
sport-in » Статьи » Полезная информация » Методы физического воспитания

Методы физического воспитания

0 47 спортстатьи 24-07-2020 11:31 Полезная информация

Методы физического воспитанияСлово «метод» означает способ, приём выполнения какого-либо физи­ческого упражнения или способы применения физических упражнений.

Знание методов обучения позволяет спортивному педагогу успешно ре­шать поставленные в уроке (спортивной тренировке) задачи.

Применяются две группы методов обучения: специфические и обще­педагогические.

К специфическим методам физического воспитания и спортивной тренировки относятся:

  • Методы строго регламентированного упражнения (чёткое опреде­ление объёма выполняемой работы).
  • Игровой метод ( использование упражнений в игровой форме).
  • Соревновательный метод ( использование упражнений в соревно­вательной форме).

Общепедагогические методы включают в себя:

  • Словесные методы.
  • Методы наглядного восприятия.

Методы строго регламентированного упражнения включают: мето­ды обучения новым двигательным действиям и методы воспитания фи­зических качеств.

При обучении новым двигательным действиям применяют изучение упражнения в целом (когда упражнение простое и знакомое для воспи- туемых) и по частям (когда упражнение сложное, и для доходчивого обучения его делят по частям).

Методы обучения двигательным действиям 

К ним относятся:

  • Целостный метод ( метод целостно-конструктивного упражнения).
  • Расчлененно-конструктивный.
  • Сопряжённого воздействия.

Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двига­тельного действия осваивается с самого начала в целостной своей струк­туре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно-несложные движения (например бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).

Расчлененно-конструктивный метод Применяется на начальных этапах обучения. Сложное двигатель­ное действие расчленяется на отдельные фазы или элементы с поочерёд­ным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

При его применении необходимо соблюдать следующие правила:

  • Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двига­тельного действия, а затем в случае необходимости выделять из не­го элементы, требующие более тщательного изучения.
  • Необходимо расчленять упражнение таким образом, чтобы выде­ленные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.
  • Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.
  • Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Сначала приступают к разучиванию упражнения в целом. Затем ос­ваивают самые трудные элементы и в заключение возвращаются к це­лостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия Применяется для совершенствования разученных двигательных дейс­твий, улучшения результативности, совершенствования вариативности техники для применения её в любых условиях. Например, спортсмен на тренировках метает утяжелённые снаряды: копьё, диск, молот, бегает с утяжелённым поясом и т.д. В этом случае происходит совершенствова­ние техники движения и развиваются физические качества.

Методы воспитания физических качеств. Методы строго регламентированного упражнения применяются для воспитания физических качеств, представляют собой различные ком­бинации нагрузок и отдыха. Результатом являются достижение и за­крепление адаптационных перестроек в организме. Применяются ме­тоды со стандартными и нестандартными нагрузками.

Методы стандартного упражнения .В основном направлены на достижение и закрепление адаптацион­ных перестроек в организме. Стандартное упражнение выполняется в двух режимах: непрерывном и прерывистом (интервальном).

Метод стандартно-непрерывного упражнения. Представляет собой непрерывную мышечную деятельность без из­менения интенсивности ( как правило, умеренный). Наиболее типич­ными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (на­пример, длительный бег, ходьба на лыжах, гребля, езда на велосипеде и др. виды циклических упражнений); б) стандартное поточное упраж­нение (например, многократное непрерывное выполнение элементар­ных гимнастических упражнений).

Метод стандартно — интервального упражнения. Это повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различ­ные интервалы отдыха.

Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом

применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убыва­ющей нагрузкой. Основными разновидностями метода переменного уп­ражнения являются следующие методы.

Метод переменно-непрерывного упражнения, характеризующийся мышечной деятельностью, которая проводится в режиме с изменяю­щейся интенсивностью. Разновидности этого метода выглядят следую­щим образом:

  • переменное упражнение в циклических передвижениях (перемен­ный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняю­щейся скоростью);
  • переменное поточное упражнение — серийное выполнение комп­лекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности на­грузок.

Метод переменно-интервального упражнения

Для него характерно наличие интервалов отдыха между нагрузками.

Разновидности метода:

  • прогрессирующее упражнение (например, последовательное уве­личение веса штанги весом 70-80-90-95 кг и т.д. с полными интервала­ми отдыха между подходами);
  • варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (на­пример, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется — 60- 70-80-70-80-90-50 кг., а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);
  • нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следу­ющем порядке — 800+400+200+100 м с жёсткими интервалами отдыха между ними).

Круговой метод

Представляет собой последовательное выполнение специально по­добранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется мес­то, которое называется «станцией». Обычно круг включает 8-10 стан­ций. На каждой станции занимающимся выполняется одно упражне­ние (например, подтягивания, отжимания в упоре, прыжки и др.), и проходит круг от 1 до 3 раз. Круговой метод воспитывает все физичес­кие качества. Оценка влияния кругового метода:

  • за стандартное время — увеличение количества повторений (на­ пример, подъём штанги за 30 с);
  • стандартное количество повторений, но время через 5-6 занятий уменьшается;
  • по уменьшению пульса через 5-6 тренировок.

Игровой метод

Двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются:

  • игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются в тесном вза­имодействии; можно избирательно развивать определённые физи­ческие качества (подбирая соответствующие игры);
  • наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает её эффективным ме­тодом воспитания физических способностей;
  • широкий выбор разнообразных способов достижения цели, им­провизированный характер действий в игре способствуют фор­мированию у человека самостоятельности, инициативы, твор­чества, целеустремлённости и других ценностных личностных качеств;
  • соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства даёт возможность педагогу целенаправленно формировать у зани­мающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и со­трудничества, сознательную дисциплинированность, волю, кол­лективизм и др;
  • присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональ­ности, привлекательности способствует формированию у зани­мающихся (особенно у детей) устойчивого положительного ин­тереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные воз­можности при разучивании новых движений, а также при дозиро­вании нагрузки на организм.

Соревновательный метод

Соревновательный метод — это способ выполнения упражне­ний в форме соревнований. Обязательным условием этого мето­да является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийс­кие игры, чемпионаты мира, Европы, первенства страны и т.д.);

2) как элемент организации урока, любого физкультурного заня­тия, включая спортивную тренировку, соревновательный метод позволяет:

  • стимулировать максимальное проявление двигательных спо­собностей и выявлять уровень их развития;
  • выявлять и оценивать качество владения двигательными дейс­твиями и выявлять уровень их развития;
  • обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
  • содействовать воспитанию волевых качеств.
Оригинал статьи размещен здесь:Источник
Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: