Для современной системы дошкольного образования проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, поскольку 3-е тысячелетие, по мнению ученых, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство.
Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме информации предъявляет повышенные требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.
Более целесообразным и эффективным специалисты дошкольного образования считают обучение дошкольников способам учебной деятельности, а не стремлению к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания детей.
В работах отечественных и зарубежных ученых (JI.A. Венгер, А.В. Запорожец, А.П. Усов, М. Монтессори и др.) отмечается, что возможность умственного развития дошкольников значительно выше, чем считалось раньше. Ребенок, по их мнению, может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.
На умственное развитие ребенка существенное влияние оказывают биологические факторы: строение мозга, строение анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков (от 50 до 80%).