sport-in » Статьи » Полезная информация » Величина тренировочного эффекта

Величина тренировочного эффекта

0 246 13-07-2020 11:11

Величина тренировочного эффектаВрожденные межиндивидуальные различия строения и функций мозга, двигатель­ного аппарата и вегетативных систем определяют особенности адаптации людей к их профессиональной или спортивной дея­тельности и различную скорость развития адаптации.

Известна типология нервных процессов и темпераментов человека со времен Гиппократа и учения И.П. Павлова о четырех типах высшей нервной деятельности.

Высокий уровень адаптированности человека к раз­личным условиям жизнедеятельности обеспечивается многи­ми генетически определяемыми параметрами, в первую оче­редь хорошо организованной саморегуляцией функций, в осо­бенности взаимоотношениями биоритмической активности мозга, эндокринных и вегетативных функций (Василевский Н. Н„ 1989; Сороко С. Н. и др., 1962).

По врожденным особенностям деятельности мозга и психофизиологическим характеристикам выделены три груп­пы лиц с различной способностью к адаптации:

неадаптивный тип с высоким уровнем нейротизма, низкими субъективными оценками самочувствия, активности, настроения (САН), нестабильны ми и случайными функциональными взаимосвязя ми, с отсутствием альфа-ритма в статистической структуре ЭЭГ;

адаптивный тип с высокой реактивностью на различные нагрузки, большим числом функциональ­ных взаимосвязей, с выраженными альфа- и тетаритмами в структуре взаимосвязей компонентов ЭЭГ;

адаптивный тип с невысокой реактивностью на

воздействия специфическими изменениями отдель­ных функций, устойчивостью системных реакций, экономизацией взаимосвязей различных показа­телей, с доминирующим альфаритмом ЭЭГ, тенден­цией к интроверсии и высоким уровнем самооценки САН.

Величина прироста пропускной способности человека при обучении изменяется неодинаково, в зависимости от вро­жденных индивидуально-типологических особенностей. Ис­следования тактического мышления у высококвалифициро­ванных баскетболистов (Сологуб Е.Б., Бедрина З.Ю., 1990) позволили по степени увеличения способности к переработке информации при решении тактических задач выделить три группы спортсменов:

  • баскетболисты с высокой способностью к обуче­нию (30% от всех наблюдавшихся спортсменов), ко­торые показали за 12 тренировочных занятий при­рост пропускной способности (С) на 1,8 бит/с (при среднем исходном уровне пропускной способности во время игровой деятельности С = 2 бит/с);
  • баскетболисты со средним уровнем обучаемости (44 % спортсменов), прирост С = 1,5 бит/с;
  • баскетболисты с низким уровнем обучаемости (26%), прирост С =1,2 бит/с.

Определены информативные психофизиологические показатели для прогнозирования успешности обучения бас­кетболистов решению тактических задач: спортсмены с высо­кой обучаемостью характеризуются низкой тревожностью (по шкале самооценки Спилбергера — Ханина), высокой критич­ностью в оценке самочувствия и настроения (по тесту САН) и высокой избирательностью и концентрацией внимания.

Обучаемость в разных видах спорта зависит от типо­логических различий в особенностях двигательного аппа­рата.

В общих популяциях обнаружены субпопуляции лю­дей с генетически детерминированными различиями по составу (композиции) мышечных волокон в одноименных скелетных мышцах. Выделяют 2 крайних класса индивидов:

  • с преобладанием быстрых, низковозбудимых, мощных, но быстро утомляемых мышечных волокон, с гликолитическим энергообеспечением, хорошо адапти­рованных к выполнению кратковременной работы мак­симальной мощности;
  • с преобладанием медленных, высоковозбудимых, ме­нее мощных и менее утомляемых мышечных волокон с окислительным энергообеспечением, лучше при­способленных к длительной работе умеренной мощно­сти.
Баннер
Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: