Отбор следует рассматривать как одну из важных функций системы управления подготовкой спортивных резервов. В отличие от спортивной ориентации, которая определяйся в основном интересами конкретного индивида, в спортивном отборе важно установление целесообразности привлечения его к занятиям и тренировкам с учетом требований современного спорта.
Система отбора, ее организационно-методические аспекты во многом определяются социальными условиями и установками. Здесь имеет значение и уровень материального обеспечения и степень развитости механизмов управления, а также принятая технология отбора.
Организационные формы отбора зависят в первую очередь от цели и задач отбора, от тех параметров и критериев, которые положены в основу концепции отбора. Как всякая сложная система (или ее определенная часть) структура организации отбора должна обеспечивать эффективную деятельность по отбору путем последовательного совершенствования своих составных элементов, их функциональных свойств и связей.
Сама форма организации деятельности по отбору определяется поставленными задачами, выбором программно- методического обеспечения и наличием специалистов или их потребностью. При этом форма организации деятельности по отбору также обусловлена конкретными условиями и потребностью в отборе. Последняя во многом зависит от альтернативы выбора. Считается, что можно говорить об альтернативе в rex случаях, если на 1 вакантное место претендует, по крайней мере, не менее 3-4 человек.
В соответствии с функциями и особенностями отбора выделяют несколько форм организации в виде:
- деятельности отдельного человека, тренера или руководителя команды, а также в такой же роли может выступать какой-либо коллективный орган (например, тренерский совет);
- неосознанной автономной функции в системе спортивной подготовки;
- специализированной деятельности селекционера;
- специализированной деятельности целой системы организации отбора. В первом случае критериями отбора являются, как правило, общие суждения о функциональных возможностях спортсмена, исходя из уровня достигнутых им результатов и стабильности его выступления. Во втором случае отбор происходит как бы стихийно, однако между отсеявшимся контингентом и теми, кто продолжает тренироваться, имеются различия.
Последние обусловлены теми критериями, которые соответствуют представлению тренера о спортивном идеале, структурой его ценностных ориентиров в спорте. Так, проведенный в свое время опрос 17 ведущих тренеров по плаванию выявил значительные расхождения в их понимании критериев оценки идеального пловца.
Просьба дать ранг значимости важнейших для пловца экстракласса качеств и свойств выявил широкий диапазон различий — вплоть до прямо противоположных утверждений. Этот факт свидетельствует, что большинство тренеров в работе со спортсменами руководствуется субъективными представлениями, вытекающими из их частного опыта.
Деятельность спортивного селекционера, на наш взгляд, весьма эффективна в случаях, когда речь идет о команде или о подборе спортсмена со строго заданными параметрами.
Обычно в качестве селекционера выступает тренер (или лицо), длительное время работающий в сфере данного вида спорта, имеющий богатый жизненный опыт и развитую интуицию. В некоторых аспектах деятельность такого специалиста, особенно в оценке спортсменов в спортивных играх, в которых класс команды далеко не всегда соответствует эффективности ее отдельных участников, незаменима.
В последние два десятилетия во многих странах заметно стремление к созданию государственной формы организации спортивного отбора. Такие попытки в первую очередь связаны с потребностью общества в переходе к более эффективным методам управления, в том числе в системе подготовки квалифицированных спортсменов.
Наиболее распространенная форма отбора основана на анализе информации, получаемой при массовом тестировании детей по короткой программе со стандартным набором признаков.
Дети с наилучшим уровнем развития физических качеств и определенными параметрами тела привлекаются к спортивным занятиям и в течение 2-3 лет осваивают технические навыки разных видов спорта. За этот период времени тренер может лучше оценить возможности своих учеников и затем рекомендовать их уже к специализированной подготовке в определенном виде спорта.
Другая форма организации отбора основывается на четком возрастном критерии и учете показаний и противопоказаний к занятиям данным видом спорта. В таком случае дети сразу привлекаются к занятиям конкретным видом спорта и после 2-3 лет начальной подготовки на основе комплексной оценки индивидуальных показателей включаются на следующий этап многолетней подготовки.
Первая модель отбора требует простой, но четкой организационной структуры, согласованных действий различных ведомств, ввода в короткие сроки большого объема информации на ЭВМ. Такая форма организации отбора придает программно-методическому обеспечению второстепенное значение. Ограниченная информативность критериев отбора, очевидно, компенсируется более широким охватом контингента двигательно одаренных детей, большей альтернативой выбора.
Вторая форма организации отбора, несомненно, на первое место ставит степень научной обоснованности и разработанности программно-методических основ, что повышает соответственно наукоемкость создаваемой системы. Однако при этом повышается качество и эффективность отбора. Как правило, в любой национальной системе отбора обе организационные формы в разной степени сочетаются и взаимодополняют друг друга.
Внедрение разных форм отбора показало возможность и целесообразность создания различных моделей организации деятельности по отбору соответственно этапу спортивной подготовки. Это выражается в необходимости создания относительно автономной системы отбора на разных этапах многолетней подготовки.
При общей ее направленности на достижение главной цели — подготовки спортсмена экстракласса, каждый уровень в системе отбора ориентирован в достижении частной цели путем решения определенных задач. В связи с этим на каждом этапе многолетней подготовки отбор ориентирован только на обеспечение цели того этапа подготовки, решение задач которого он и обязан обеспечить. Исходя из этого, при единстве своих основных функций на каждом этапе спортивной подготовки система отбора отличается объемом и содержанием работы.
Каждая «горизонталь» в единой системе отбора обладает особенностями структуры организации и специфики самой деятельности по отбору. Эффективной деятельности соответствует такая форма организации, при которой система отбора отвечает требованиям стабильности (устойчивости), пропорциональности (соразмерности), адаптивности и рациональности.
Выполнение этих требований связано с рациональной, применительно к особенностям контингента, формой организации отбора, а также оперативностью сбора, обработки информации и передачи для последующего принятия решений.