Личностные особенности, индивидуальные различия свойств нервной системы, включая ее корковые образования, имеют исключительно важное значение для адекватной адаптации к специфическим условиям спортивной деятельности, для выбора спортивной специализации и в целом для успешной реализации своих потенциальных возможностей в спорте.
Изучение психической деятельности в формировании индивидуальных различий спортивной пригодности и в целом дееспособности не подкреплено развитием данного аспекта в практике отбора: доля психологических исследований индивидуальных особенностей в решении задач отбора и спортивной ориентации неоправданно мала.
Последнее, однако, обусловлено объективными причинами:
- пониманием психологами сложности выбора психодиагностических критериев отбора в силу многообразия самих параметров;
- незавершенностью метрологического решения валидности и прогностической ценности отдельных параметров (свойств) в формировании спортивных способностей;
- существованием возрастной изменчивости не только свойств личности, но самих процессов протекания нервной деятельности;
- сложностью и разнообразием индивидуальных форм интеграции и взаимокомпенсации отдельных психических параметров в формировании специальных способностей.
Неадекватность значимости использования психодиагностических методов в оценке индивидуальности спортсменов во многом обусловлена отсутствием стандартных методик серийного производства. Как правило, для решения производственных задач профессионального отбора создаются стенды, которые нередко ненадежны с точки зрения метрологии отбора, а получаемые данные не абсолютны сопоставимы.
Говоря о спортивном отборе, можно весь диапазон свойств и качеств выразить в:
- особенности сенсорной сферы, обусловливающей качество получаемой информации, формирующей перцептивные действия, связанные с восприятиями физических свойств образов или целых ситуаций;
- особенности реактивных свойств нервной системы, влияющих на исполнительские функции систем организма. В психомоторике они обусловливают быстроту, подвижность нервных процессов, переключаемость, баланс;
- темпераменте, его интегральных характеристиках в виде активности, эмоциональности в широком спектре их проявлений;
- интеллектуальных проявлениях высшей нервной деятельности, связан ных со свойствами памяти, темпа мышления, особенностями когнитивной (познавательной) сферы.
В процессе становления личности и ее социальной плантации происходит формирование личностно-характериологических особенностей. При всей пластичности психики ее возможности, включая работоспособность человека, интенсивность процессов, их амплитуда определяется, прежде всего, психогенетическими факторами.
Способности как индивидуально-психологические особенности личности, лежащие в основе стиля деятельности, ос продуктивности базируются, прежде всего, на психофизио- логической основе. Их различия определяются индивидуальном шкалой силы-чувствительности, силы-выносливости, подвижности, инертности, динамичности нервных процессов, баланса по возбуждению и торможению.
Следует отметить, что анализ исследований по изучению прогностической информативности психодиагностических показателей свидетельствует о наличии определенного ряда признаков, которые влияют на способность индивида к обучению спортивным навыкам и их совершенствованию, о критериях оптимального психического состояния, обеспечивающего эффективность деятельности и рациональность поведенческих реакций.
При этом выделяемый ряд признаков имеет общность для эффективной спортивной деятельности независимо от ее специфики, от вида спорта. К числу таких признаков относится показатель внимания, способность к произвольному управлению вниманием, свойства памяти, сила-чувствительность по возбуждению. Однако в зависимости от особенностей деятельности имеются различия по количественным критериям оценки свойств нервной системы и высшей нервной деятельности.
Уникальный эксперимент в начале 70-х годов в период расцвета исследований психофизиологии индивидуальных различий был осуществлен в Казанском государственном университете по изучению типологических свойств квалифицированных спортсменов. Используя подходы к исследованию свойств нервной системы Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, разработав аппаратурный комплекс методик, Н. М. Пейсахов и сотрудники обследовали свыше 1000 человек.
Ими было установлено, что по большинству параметров, отражающих процессы нервной деятельности, выявлены выраженные различия между спортсменами и не занимающимися спортом. Исследования, проведенные в видах спорта, выявили также наличие определенных количественных различий между лидерами и спортсменами более низкой квалификации, между представителями разных видов спорта.
Изучение индивидуальных различий у не занимавшихся ранее спортом детей показали, что способность к овладению двигательными навыками во многом определяют общие способности — адекватность восприятия и представления, точность и объем памяти, психическая выносливость. Была выявлена связь разнообразных параметров координационных способностей с указанными свойствами психической деятельности.
Способность к управлению параметрами движения, к формированию рациональных темпо-ритмовых структур обусловлены интеграцией как раз таких показателей, как возраст, биологическая зрелость, стаж, спортивная квалификация, длина основной соревновательной дистанции, успешность выступлений в сезоне, позволило выделить классы спортсменов с разным типом состояний личностно-психологических характеристик (Т.С. Тимакова, 1994).
Был выделен класс молодых спортсменок, класс сильнейших (элиты) лыжников-мужчин, класс лыжников-мужчин, специализирующихся в беге на длинные (50 км) дистанции, а также спортсменов обоего пола с низким показателем спортивных выступлений. Следовательно, при оценке личностно-психологических особенностей речь может идти об определенном психическом состоянии, которое характеризуется как качественными особенностями профиля (структурой связей), так и количественными значениями.
Поэтому личностно-психологические особенности спортсменов наряду с показателями физического развития, физиологических и биохимических критериев работоспособности, должны изучаться как для оценки степени соответствия классу спортсменов, так и для коррекции психического состояния. В указанном выше исследовании установлена связь между типами состояний личностно-психологического статуса и состояния спортсменов по данным энергометрического тестирования максимальных функциональных возможностей.
Говоря об осторожности оценок относительно спортивной пригодности и перспективности по данным психодиагностического тестирования, необходимо учитывать разный тип адаптации к специфическим требованиям спортивной деятельности. Последнее наиболее наглядно при оценке психофизиологических критериев индивидуальных различий. Так, одним из важнейших критериев разделения индивидов по типу адаптации является шкала «сила-чувствительность».
Трудно отдать предпочтение среди элитных спортсменов представителям, которым присуще более акцептированное проявление одного из полюсов этой шкалы. Спортсмены с сильной нервной системой с самого раннего детства отличаются высокими мобилизационными способностями, концентрацией, устойчивостью нервных процессов, стабильностью и надежностью навыков.
Среди победителей детско-юношеского возраста заметен приоритет спортсменов с таким типом нервной системы. Особенно важным является такой тип нервной системы для видов спорта взрывного характера (метание), в видах спорта со сложной координацией движений и элементами риска, а также в единоборствах.
Спортсмены с преобладанием типологических особенностей по полюсу «чувствительность» относятся к так называемым сенситивным (сенсорным) вариантам. Их отличает в первую очередь высокий уровень проявлений специфических способностей, связанных с восприятием образов («чувство воды», «чувство лыжни», «мяча» и т. п.). В силу реципрокности отдельных свойств нервной системы их отличает высокая пластичность в формировании двигательных образов и их реализации.
В практике обычно тренеры более всего интересуются методами отбора именно детей с задатками, позволяющими формировать высокий уровень таких специализированных способностей. 11о наши исследования показывают, что именно дети и подростки с такими индивидуальными предпосылками позже закрепляются и спортивной школе и отсеиваются первыми в раннем возрасте. Причем указанная тенденция характерна для всех видов спорта.
Причина заключается в том, что в генезисе «сенсорных» способностей обычно лежит биологически менее зрелая и в какой-то степени менее совершенная нервная система. Именно высокая чувствительность нервной системы на фоне относительной ее слабости делают ее менее адаптивной к сложившейся системе подготовки. Длительная многолетняя подготовка спортсменов (а их пик многолетней спортивной формы приходит, как правило, позже) требует терпения и определенной мудрости со стороны тренера и, в целом, коллектива.
Аналогичным образом можно рассмотреть и другие типологии нервной системы, основанные на полюсах шкал со свойствами противоположного знака. В конечном итоге, каждый спортсмен с определенной психофизиологической конституцией «найдет» себя в определенной специализации, командной роли и т. п.
Как известно, обычно формирование сборных (молодежных) команд, являющихся главным резервом для олимпийских и национальных команд происходит по результатам соревнований, подобных рассматриваемому выше. И отбор уже происходит среди указанного контингента.
В таком виде спорта как яхтинг особую актуальность имеет техническая оснащенность спортсмена и ориентация на формальный критерий — спортивный результат ставит в заведомо неравные условия специфически одаренных молодых яхтсменов, но, например, позднее развившихся, и имеющих меньший стаж занятий, физически менее подготовленных и менее оснащенных технически.
В процессе многолетней подготовки при оптимальном психологическом климате и понимании природы индивидуальных различий спортсмена формируется собственный стиль деятельности как интегральный адаптационный механизм и форма поведенческих реакций на специфические условия и требования спортивной деятельности. Следовательно, именно формирование такого адекватного индивидуальным особенностям стиля и индивидуальной нормы поведенческих реакций служит залогом дальнейшей перспективности спортсменов с ярко акцентированными проявлениями свойств нервной системы, темперамента и личности в целом.
Следует также отметить, что для 11 юр I смена типа «стайера» больше присущ профиль свойств и качеств со средним уровнем их проявлений, обеспечивающим более экономный стиль деятельности, устойчивость и надсжность поведенческих реакций. Причем такой тип спортсмена может добиться высоких результатов независимо от вида спорта.