Войти
sport-in » Статьи » Полезная информация » Лыжные гонки в нашей стране-самый массовый зимний вид спорта

Лыжные гонки в нашей стране-самый массовый зимний вид спорта

0 19 спортстатьи 06-09-2020 06:34 Полезная информация

Лыжные гонки в нашей стране-самый массовый зимний вид спортаЦеленаправленное физическое воспитание детей и молодежи началось в России в XVIII столетии, когда по указанию Петра Великого в Москве была открыта (1703 г.) частная гимназия Э. Глюка, в число учебных дисциплин которой вошли обязательные занятия по физическому воспитанию. Затем этот опыт был распространен на другие школы и университеты.

Специальным постановлением правительства (1804 г.) учебным заведениям было предписано: там, где возможно, подлежит проводить занятия танцами, музы­кой и телесными упражнениями». В 1828 г. Уставом учебных заве­дений России узаконили обязательное физическое воспитание учащихся гимназий и университетов.

А после реформы образова­ния, проведенной в 1902 г., в школах страны были введены ежед­невные получасовые занятия физическими упражнениями, в чис­ло которых весной, летом и осенью включали плавание, греблю, езду на велосипеде, фехтование, а зимой — катание на лыжах и коньках. Это нововведение обеспечило качественный скачок в физической подготовке молодежи. Чтобы усилить данное направ­ление в воспитании подрастающего поколения, на заседании Го­сударственной Думы в 1913 г. прошло слушание состояния физи­ческого воспитания учащихся.

Всеобщую лыжную подготовку молодежи значительно активи­зировали военно-политические события в стране 1914-1920 гг. Обязательное овладение «лыжным делом» было закреплено про­граммой всеобщего военного обучения (Всевобуч, 1918 г.). На­чалась специальная подготовка инструкторов по лыжам, разра­ботаны «Наставления по обучению лыжных частей» и «Положе­ние об отдельных лыжных ротах и командах». Позднее со всей допризывной молодежью на пунктах Всевобуча и в райвоенко­матах проводилась лыжная подготовка вначале по 20-, затем по 40-часовой программам.

Более полувека (с 1931 г.) основой государственной системы физического воспитания детей и молодежи служил комплекс ГТО (Готов к труду и обороне СССР), основателем которого является А.Д. Новиков. В число обязательных требований на всех ступе­нях комплекса входило выполнение установленных нормативов по лыжам.

Комплекс постоянно совершенствовался, его после­дний (седьмой) вариант был разработан и внедрен в 1985 г. В этом комплексе была рекомендована недельная нагрузка в передви­жении на лыжах от 8-10 км для детей и подростков до 30-35 км для молодежи, установлены временные нормативы на дистанци­ях от 1 до 10 км с учетом возраста и пола.

Овладение навыками передвижения на лыжах являлось обя­зательной составляющей физического воспитания дошкольни­ков, учащихся общеобразовательных школ и средних специаль­ных учебных заведений, студентов вузов, военнослужащих. Это требование было закреплено в соответствующих государствен­ных программах. По действующим в настоящее время Федераль­ным программам физического воспитания детско-юношеского и молодежного контингента населения России лыжная подготовка остается, естественно, его базовой частью.

Мощным импульсом в развитии физкультурно-спортивного движения стало открытие первых детских спортивных школ (1934 г.) и создание по решению правительства (1936 г.) развет­вленной сети добровольных спортивных обществ, перед кото­рыми наряду с укреплением здоровья средствами физической культуры были поставлены задачи по подготовке квалифициро­ванных спортсменов для достойного представления страны на международной спортивной арене.

Материальной базой широ­кого вовлечения детей и молодежи в регулярные физкультур­но-спортивные занятия служило в основном государственное финансирование. Интенсивно расширялась сеть спортивных школ разных категорий. Если в 1970 г. в стране насчитывалось 3 808 спортивных школ с общим количеством занимающихся 1 323 405, то в 1985 г. стало 7 042 спортивные школы, в которых подготовку по разным видам спорта вели 3 334 017 человек.

Та­ким образом, за 15 лет общее число учащихся спортивных школ возросло в 2,5 раза. Лыжников-гонщиков, в частности, готови­ли 1 446 детско-юношеских спортивных школ, 46 специализи­рованных детско-юношеских школ олимпийского резерва, 319 спортклассов с продленным днем обучения в общеобразовательных школах, которые были органической частью ДЮСШ (СДЮШОР), 8 общеобразовательных школ-интернатов спортивного профиля, реорганизованные в 1987 г. в училища олимпийского резерва с продлением срока обучения до 12 лет и присвоением выпускникам квалификации тренера по виду спорта, 29 школ высшего спортивного мастерства. В этих структурных подразделениях по подготовке спортивного резерва занима­лись около 300 тысяч лыжников-гонщиков.

С распадом Советского Союза (1991 г.) спортивные школы бывших союзных республик перешли в ведение соответствующих самостоятельных государств. Многие школы, расположенные на территории России, оказались в крайне тяжелом материальном положении. Из-за резкого сокращения финансирования из госу­дарственного бюджета некоторые зашли в финансовый тупик. Постепенное возрождение спортивных школ наметилось в конце 90-х годов. На исходе XX столетия лыжную подготовку осуще­ствляли 980 отделений ДЮСШ и СДЮШОР в 64 территориальных округах России.

Наиболее объективную оценку популярности среди молоде­жи нашей страны того или иного вида спорта на конкретном эта­пе развития позволяет дать сравнительный анализ данных о под­готовке спортивного резерва по видам спорта, в которых россий­ские спортсмены принимают участие в зимних Олимпийских иг­рах.

Так, на первых в XXI столетии XIX ЗОИ (Солт-Лейк-Сити, США, 2002г.) национальная команда боролась за медали в 13 номерах олимпийской программы. Со временем, что называется, «доку­ментом эпохи» станут приведенные в табл. 1 сведения о количе­стве занимающихся в ДЮСШ (СДЮШОР), УОР, ШВСМ и числе тре­неров, работающих на рубеже веков и тысячелетий по бобслею, биатлону, горным лыжам, конькобежному спорту, лыжным гонкам, лыжному двоеборью, прыжкам на лыжах с трамплина, санному спорту, сноуборду, фигурному катанию, фристайлу, хоккею, шорт- треку.

Среди зимних видов спорта бесспорным лидером в России яв­ляются лыжные гонки. От общего количества занимающихся зим­ними олимпийскими видами спорта в спортивных школах, учили­щах олимпийского резерва и школах высшего спортивного мас­терства лыжники-гонщики составляют 64,1 %. В 3 раза (!) меньше молодежи отдает предпочтение хоккею, который занимает по массовости второе место — 21,1%, а на третьем идут фигуристы 4,6% от общего числа занимающихся 13 зимними олимпийски­ми видами спорта.

Таблица 1. Подготовка олимпийского резерва по зимним видам спорта (данные на 01 июня 2000 г.)


п/п

Зимние виды спорта

Количество занимаю­щихся, чел. Место по массовости

Количество

тренеров,

чел.

Место по массово­сти

1

Бобслей

167

13

3

13

2

Биатлон

16 638

6

277

6

3

Горнолыжный

спорт

34 349

4

572

4

4

Конькобежный

спорт

31 684

5

528

5

5

Лыжные гонки

609 984

1

10

166

1

6

Лыжное

двоеборье

3 323

7

55

7

7

Прыжки с трамплина

1 984

11

33

11

8

Санный спорт

2 651

8

44

8

9

Сноуборд

2 066

10

34

10

10

Фигурное

катание

43 971

3

733

3

11

Фристайл

1 203

12

20

12

12

Хоккей

200 737

2

3 346

2

13

Шорт-трек

2 501

9

42

9
 

Итого

951 258

 

15

853

 

 

Самый низкий показатель имеет бобслей — 0,02%.По количеству тренеров, обеспечивающих подготовку олим­пийского резерва, в первую тройку с такими же, как и по занимающимся, относительными показателями вошли те же виды спорта: лыжные гонки, хоккей, фигурное катание, а меньше всего тренеров работает в бобслее.

Достойной основой для дальнейшего развития физической культуры и спорта в целом как отрасли является принятый Госу­дарственной Думой 13 января 1999 г. и подписанный Президен­том Российской Федерации 29 апреля 1999 г. федеральный за­кон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (№ 80-ФЗ). Он устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры, спорта, национально­го олимпийского движения.

Этот закон впервые с момента основания отечественного спортивного движения официально признает статус профессио­нального спорта, что дает возможность рассматривать деятель­ность в спорте высших спортивных достижений как любую дру­гую трудовую сферу деятельности, как отрасль народного хозяй­ства. Признание статуса профессионального спорта дает воз­можность привести и специфичные в спортивной деятельности условия труда в соответствие с новым «Законом о труде».

В пер­вую очередь становится актуальным признание комплекса небла­гоприятных факторов профессиональной спортивной деятельно­сти, в числе которых прежде всего высокое физическое напря­жение, достигающее у лыжников-гонщиков в некоторые перио­ды подготовки и выступлений на марафонских и сверхмарафонских дистанциях 7-8 тысяч ккал/сутки (для сравнения: даже у шах­теров энергозатраты составляют в среднем 4,5-5 тысяч ккал/сут­ки, по А.Г. Дембо, 1988); повышенные нервно-эмоциональные воздействия, особенно во время соревнований; увеличенный риск травматизма; дополнительные трудности, обусловленные природными метеофакторами; частая смена часовых поясов из- за проведения тренировок и соревнований в разных регионах России и за рубежом и т.п.

Необходимо предусмотреть все воз­можные виды профилактики, социальной защиты и социальной помощи при отклонениях в состоянии здоровья и потере профес­сиональной трудоспособности работниками спорта, как это при­нято в любой другой отрасли, характеризующейся какими-либо вредными условиями труда. Профессиональный спорт должен быть социально защищен аналогично другим видам трудовой деятельности.

Закон утверждает неоспоримую роль спорта высших достижений в жизни общества. Благодаря своей яркой, выразитель­ниц зрелищности профессиональный спорт способен привлечь к физической активности широкие массы молодежи. Успех фор­мирования у детей и подростков, юношей и девушек положитель­ного отношения и интереса к занятиям физической культурой и спортом во многом зависит именно от эффективности участия в спорте высших достижений их соотечественников. Эта пропаган­да один из наиболее действенных путей воспитания здорового молодого населения страны, защиты молодежи от употребления алкоголя, наркотиков, других негативных увлечений.

Наряду с законом с целью дальнейшего развития физической культуры и спорта постоянно принимаются новые Указы и распо­ряжения Президента РФ, постановления Правительства, реализация которых позволяет приступить к оказанию практической по­мощи спортивным и общеобразовательным школам в обеспече­нии их спортивным инвентарем и оборудованием, решении других жизненных вопросов.

Таким образом, в наступившем столетии сфера физической культуры и спорта имеет полновесную, принятую на федераль­ном уровне законодательную основу, правовую и нормативную базу. Хочется верить, что все это будет содействовать дальней­шему возрождению и расширению сети спортивных школ, что позволит вовлечь больше молодежи в систематическую, целенап­равленную физкультурно-спортивную деятельность, и в частно­сти, в занятия лыжными гонками — самым популярным зимним видом спорта в богатой снегом России.

Основные выводы

  1. В России на всех этапах развития современного физкуль- гурно-спортивного движения лыжная подготовка является базо­вой основой физического воспитания дошкольников, школьни­ков, учащихся средних специальных учебных заведений, студен­тов вузов, военнослужащих, что закреплено соответствующими государственными программами.
  2. Лыжные гонки — самый массовый в России зимний вид спорта. Из 13 видов спорта, по которым велась централизован­ная подготовка национальных команд к первым в XXI столетии XIX зимним Олимпийским играм (Солт-Лейк-Сити, США, 2002г.), за­нимающиеся лыжными гонками в ДЮСШ (СДЮШОР), УОР, ШВОМ и работающие с ними тренеры составили 64,1 % от обще­го численного состава по всем олимпийским зимним видам спорта. Именно этот объективный критерий ставит лыжные гон­ки в нашей стране по массовости не просто на первое место, а объявляет их вне конкуренции.
  3. Законодательной, правовой и нормативной базой дальней­шего развития профессионального спорта высших достижений, возрождения и расширения сети отделений по лыжным гонкам в спортивных школах разных категорий должен служить федераль­ный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», а также постоянно принима­емые новые Указы, постановления и распоряжения Президента и Правительства Российской Федерации.
Оригинал статьи размещен здесь:Источник
Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: