Войти
sport-in » Статьи » Технологии в спорте » Гонки Формулы-1

Гонки Формулы-1

0 185 admin 04-05-2020 15:08 Технологии в спорте

Гонки Формулы-1Гонки в классе Формулы – 1 всегда считались самыми престижными из всех подобных дисциплин. Кроме того они являются и самыми дорогими, именно поэтому в них могут принять участие даже не все страны.

История

Принято считать, что формула -1 появилась в 1948 году, хотя первые официальные соревнования прошли только в 1950 году в Испании. С того времени многое как в правилах, так и в самих технологиях сильно изменилось, но их популярность растёт по сей день.

Согласно регламента международной автомобильной федерации в первых соревнованиях могли принимать участие спортсмены только на автомобилях с турбированными двигателями объёмом 1,5 литра и не турбированными двигателями объёмом 4,5 литра.

Тогда же было решено придать мероприятию статус всемирного, в регламент были включены Инди-500. Но ни американские, ни европейские гонщики не оценили по достоинству такое новшество. Организаторам гонок еще было над чем работать. Следующим шагом была гонка на трассе Сильверстоун. Своим участием ее почтила королевская семья, многие видные политические деятели. Число зрителей достигло 120 тысяч.

С этого времени гонка получила определение королевской. Правда, ее оформление было далеко от идеального: пучки соломы и пустые банки, расставленные по бокам трассы, не были фешенебельными. Но репортеры, красочно описав весь эмоциональный характер мероприятия, по достоинству предопределили его перспективы.

В истории «Формулы-1» навсегда место первого победителя было занято пилотом Нино Фарина, команда которого именовалась Alfa Romeo. Главным призером на протяжении последующего времени был Фанхио. При этом он представлял различные команды, включая Ferrari, Mercedes, Alfa Romeo.

Безопасность проведения гонок

Соревнования в формуле – 1, как и в других автогонках являются очень опасными, так как проходят на очень больших скоростях, но не смотря на это водители болидов «формулы-1» очень долгое время пренебрегали элементарными средствами личной защиты (шлемами, очками и перчатками). Так и пит-стопы очень долгое время располагались на очень опасных участках трассы.

Со временем всё конечно изменилось, теперь все участники не просто одевают шлемы, но и используют специальные огнезащитные комбинезоны, которые смогут спасти в случае возгорания автомобиля.

На пит-стопах теперь в обязательном порядке находится врачи и бригада пожарных. По периметру появились пустые покрышки предназначенные для смягчения удара, на случай если болид улетает с трассы.

Но не смотря на все предпринимаемые меры аварии случаются достаточно часто и не редко заканчиваются летальным исходом.

Безопасность гонщиков

Несмотря на то, что основная цель гонок — скорейшее достижение финиша, вопросам безопасности их участников организаторы уделяют много внимания. Особенно активизировали эту работу в 1994 году, когда была зафиксирована гибель пилота. С целью придания автомобилям безопасных характеристик было проведено:

  • поднятие боковых сторон корпуса;
  • установка дуг безопасности сзади кокпита;
  • внедрение специальных материалов для костюмов гонщика с низкими показателями возгорания;
  • разработка специальных средств защиты для головы, шеи.

Были также усовершенствованы механизмы крепления ремней безопасности. Благодаря этому, в случае аварии, пилот может оперативно покинуть болид и так же быстро (за 5 секунд) возобновить движение.

Правила Формулы-1

Все соревнования формулы-1 проходят в три этапа. Первым этапом считается свободный заезд, на котором участники соревнований могут ознакомиться с рельефом трассы и рассчитать углы прохождения сложных поворотов.

Вторым этапом едёт квалификация. По окончании гонки пилотам присваивается квалификация. Не получают ее те, кто был дисквалифицирован либо прошел количество кругов, на 10% меньше, чем победитель. Так, если лидер совершил сто кругов, то квалификацию получат те, кто прошел не менее девяносто кругов. Среди тех, кому присвоена квалификация, также распределяются места: у кого больше кругов, место выше. Если же будет два участника с одинаковым количеством кругов, выберут того участника, чей показатель времени будет меньше. Кубки вручаются пилотам, занявшим пьедестал (1, 2 и 3 места).

Сама гонка проходит в третьем этапе, всегда проводиться с общего старта и имеет большое количество кругов со свободным посещение пит-стопов. Большое количество кругов не случайно, производить обгоны на предельных скоростях достаточно сложно и к нему можно готовиться достаточно долго.

Так же к правилам можно отнести то, что в гонке может принимать участие только два болида от каждой команды, сезон состоит в среднем из 15 гонок, по результатам которых и вручается основной приз.

Машина безопасности

Пейс-кар или машина безопасности — обязательный потенциальный участник гонок такого уровня. При аварийной ситуации машина, снабженная маячками оранжевого цвета, выезжает на трассу. Желтые флаги и таблички «SC», выставляемые в такой момент, — знак необходимости всем остановиться и занять положение рядом с пейс-каром. Важно, что в этот момент запрещены общие обгоны.

Исключение составляют:

  • особое указание пилоту;
  • отдельные машины, не выехавшие из пит-лейна либо стоящие здесь;
  • машины с замедленным движением.

Машине безопасности разрешается:

  • Проехать через пит-лейн в случае «пробок» на трассе.
  • Гасить огни и покидать трассу по мере устранения угрожающей ситуации.
  • Пропустить машины, находящиеся между нею и лидером, идущие на обгон.
  • Возобновление гонки производится по мере включения зеленого сигнала светофора.

Остановка гонки

Правилами предусмотрены случаи остановки автогонки. Для этого используются:

  • красный сигнал светофора;
  • красные флажки, выставленные маршалами;
  • запрет выезда из пит-лейна.

Те, кто планирует возобновление гонки, должны выстроиться на стартовой решетке. Если это невозможно, болиды, не подъехавшие к красным флажкам, должны подождать и продолжить гонку по мере восстановления проходимости трассы. В такие моменты для всех пилотов главными являются указания маршалов.

Болиды, занявшие свои места на стартовой площадке перед лидером, проезжают круг, не обгоняя, впоследствии размещаясь на ней сзади. Когда гонки остановлены при прохождении менее двух кругов, результаты в зачет не идут.

При прохождении двух и более, но менее трех четвертей пути, состязание продолжается с того места, когда произошла остановка. Если пройден соревновательный путь, равный 75% и выше его протяженности, мероприятие считается оконченным. При этом засчитывается результат с того места, где находился болид в момент остановки.

Что означают цвета флагов?

Дисциплина на гонке достигается путем использования флагов. Существует общеустановленный перечень, значение которых всем понятно. Так, появление клетчатого флага означает полное окончание мероприятия, красного — остановку.

Существуют флаги, обращенные к конкретному гонщику. При выбрасывании черного, гонщику объявляется дисквалификация, а полотнище, состоящее из черных и белых треугольников, означает вынесение ему предупреждения.

Для профилактики травматизма определен флаг черного цвета, посередине которого находится оранжевый круг. Пилот должен понять, что его автомобиль неисправен.

Желто-красные полосы на флаге — еще один предупреждающий знак. Он свидетельствует о плохом сцеплении колес и трассы, скорее всего из-за влаги либо масла на поверхности.

Желтые флаги могут быть одиночные или двойные. В первом случае это — сигнал о необходимости сбавить скорость и запрете обгонять.

Двойной желтый также сигнализирует о необходимости замедлить движение и запрещенном обгоне, но плюс к этому пилот должен быть готов остановиться.

Флаг зеленого цвета, подобно светофору, разрешает дальнейшее движение и свидетельствует, что опасность миновала.
К предупреждающим визуальным сигналам относятся белый флаг, обозначающий движущийся с малой скоростью автомобиль, и голубой — сигнал, что соседний пилот идет на обгон.

Постановка машин на стартовую решетку

Существует четкий порядок расположения болидов на стартовой решетке. Две колонны, которые они образуют, формируются следующим образом:

  • На позициях 1-10 выставляются болиды, которые были здесь же в третьей сессии квалификации.
  • Позиции 11-17 предназначены для пилотов, которые заняли аналогичные места во второй сессии квалификации.
  • Позиции 18-24 — тем, кто располагался здесь же в 1-ой сессии квалификации.

Каждая позиция отделяется от соседней восьмью метрами. При совпадении результата у нескольких пилотов в любой сессии, выбирают того, кто добился этого показателя ранее. Кроме того, более выгодную позицию получит тот, кто начал, но не завершил быстрый круг.

Следом определяются позиции болидов, которые не смогли закончить прогревочный круг, причем при наличии двух претендентов на одно место распределение проведут согласно номеру по порядку. За выявленные нарушения на участников налагаются штрафы. Порядок определяется временем получения сведений о них.

Подготовка к старту

Открытие пит-лейна сигнализирует о возможности занимать места на стартовой решетке. До старта остается полчаса. Гонщикам дается возможность освоиться, для чего сделать круги. С момента заезда на стартовую решетку моторы заглушаются.

Когда до старта останется 17 минут, участники понимают, что через 2 минуты пит-лейн будет закрыт, а через 15 минут гонка стартует. Раздается второй сигнал, и загораются 5 пар сигналов красного цвета — стартовый светофор.

Тем, кто не выехал из пит-лейна, разрешается стартовать по окончании первого круга. За 10 минут до начала мероприятия звучит еще один сигнал и зажигается табло. На стартовой решетке должны остаться только непосредственные участники — пилоты, а также их механики и отдельные официальные лица.

Дальнейшее развитие событий происходит по четкому расписанию:

  • за 5 минут — сигнал и гаснущие красные лампы первой пары. Запускается обратный отсчет времени;
  • за 3 минуты — сирена, по которой необходимо пристегнуть ремни безопасности. Гаснут красные лампы второй пары;
  • за 1 минуту — 3-я пара ламп выключена, раздается звуковой сигнал, по которой техники уходят с решетки. Двигатели уже включены, чтобы через 15 секунд стартовать;
  • за четверть минуты звучит последний сигнал, гаснут красные лампы первой пары. У пилотов с проблемами еще есть возможность поднять руку, в результате чего поднимутся маршалы с желтыми флагами.

Старт

Регламент Формулы-1 имеет прописанную процедуру старта для Гран-При. Когда красные сигналы выключаются, 2 зеленых разрешают болидам начать прогревочный круг. Его продолжительность 30 сек, по окончании зеленый свет гаснет.

Совершив прогревочный круг, автомобили занимают свои позиции на стартовой решетке, их двигатели по-прежнему включены. Начинают поэтапно загораться красные лампы. Их включение занимает 5 секунд.

Затем они все в один момент выключаются, что сигнализирует начало движения. За нарушения в старте предусмотрены штрафные санкции в виде задержки в пит-стопе или обратного заезда в пит-лейн. Если старт по какой-либо причине отменен, вновь загораются зеленые огни, неготовый болид отправляется в пит-лейн, а остальные начинают процедуру старта заново.

Если старт необходимо отменить после начала прогревочного круга. Тогда включается оранжевый мигающий маяк. В правилах старта прописываются ситуации по смене погодных условий. Гонка может быть отложена или вовсе прекращена, если за 5 минут до старта начался дождь. Если же решено все-таки ее проводить, обязательно присутствие машины безопасности перед гоночным автомобилем.

Финиш

Сигналом об окончании гонки для лидера является флаг в клетку. Он же останавливает соревнование для других участников. Если флаг показан не вовремя, учитывается время, показанное в предшествующем круге. Автомобили, следующие за победителем, направляются в парк

О болидах формулы-1

Время шло, участники «Формулы-1» стремились усовершенствовать свои автомобили. «На арену» вышли турбинные модели. Их оперативность была выше, но повысилось число поломок «на полпути».

С 1954 года было разрешено участие в гонках автомобилей с объемом двигателя 2,5 л и 300 лошадиными силами под капотом. Очередное нововведение произошло в 1958 году: был основан Кубок конструкторов, который вручался техническим исполнителям.

Усовершенствования продолжались.

1962 год отмечен появлением дуг безопасности, 1966-й — возвращением в допустимые объемы двигателя без наддува 3л, с его присутствием — 1,5л.

В 1970 году появилась практика использования антикрыльев, однако просуществовала она до 1983 года.

Развивалась не только техническая сторона. Спонсоры получили возможность своей рекламы на болидах. В 1968 году на корпусах появились яркие наклейки «Империал Тобакко».

1980 год внес в историю «Формулы-1» новое правило. Заключение Договора Согласия обусловило проведение автогонки в рамках чемпионата мира. С этого времени автогонка была обозначена как гоночная серия, а коммерческое право на нее отделилось от ФИА.

Именно с 1980-го года и появился термин «болид», технические характеристики современного болида:

Это — одна из особенностей автомобилей такого класса. Благодаря ей, они способны совершить поворот на скорости. Корпус болида углепластиковый. Колеса расположены снаружи. Машины заднеприводные.

Двигатель и скорость

За историю существования гонок допустимый объем двигателей менялся, вводился или запрещался наддув, корректировались требования по количеству оборотов. В 2010 году FIA решил ввести с 2013 года использование турбодвигателей с четырьмя цилиндрами и объемом 1,6 л. Однако в 2011 году такое нововведение было перенесено.

Первым сезоном, когда в автокарах Формулы-1 стали использоваться турбированные шестицилиндровые двигатели, оснащенные оборудованием для рекуперации энергии. На сегодня максимальная мощность установлена на уровне 850 л.с., а количество оборотов — 19500 в минуту. Скорость на Формуле-1 развивается до 310-330 км/ч.

Конкретика зависит от качественных характеристик трассы и погодных условий. Рекорд скорости на Формуле-1 — 413 км/ч. Владельцем такого рекорда считается Ван дер Мерве.

Тормоза

Тормозные диски производятся из углеродного волокна. Его изготовление занимает 5 месяцев. Конструкция имеет вес 1,4 кг. Однако сегодня все чаще звучат предложения заменить углеродные волокнистые диски на керамические, с которыми оптимизируется процесс торможения. Кроме того, они более долговечны.

Шины и диски

Итальянская компания Pirelli — единственный поставщик шин для болидов Формулы-1. Такой подход был внедрен с целью рациональности затрат на тестирование и техническое усовершенствование. В течение трехдневной гонки пилот располагает одиннадцатью комплектами шин для сухих дорог, тремя — для езды в условиях дождя и четырьмя промежуточными вариантами.

Маркировка присутствует на боковых частях шин:

  • Красный и желтый цвета свидетельствуют о мягкости шин.
  • Белый — средней степени жесткости.
  • Оранжевая отметка выделяет жесткие шины.

Пилоты должны во время гонок пользоваться мягкими и жесткими вариантами. Шины устанавливаются на 13-е магниевые диски с помощью алюминиевых колесных гаек. В одной машине их до 500. Вес диска составляет 4 кг.

Сиденье пилота

Машины — участники Формулы-1 оснащены пружинящей подвеской. В случае необходимости пилот вместе со своим местом может катапультироваться. Кресло изготавливается под конкретного пилота и поэтому полностью повторяет линии его тела. Для этого используется углеволокно.

Руль

В руле сосредоточены приборная панель и механизмы управления. Он тоже выпускается с учетом анатомии конкретного человека. Пилот, находясь в движении, может самостоятельно изменить нужные настройки.

Стоимость болида

Ответ на вопрос: «Сколько стоит болид Формулы-1?» вытекает из сложности его конструкции и особых технических характеристик. В целом общая цена достигает 15-16 млн долларов. Плюсом «идет» страховка и расходы из-за повреждений.

Сколько зарабатывают пилоты F1

Заработная плата гонщиков Формулы-1 состоит из оклада и дополнительных надбавок, пропорциональных результатам, которые они показывают. Имеется и градация окладов в зависимости от стажа. Так, новичкам определяется оклад порядка 150 тысяч долларов за год.

Более опытные и маститые гонщики подписывают контракты до 60 млн долларов за сезон. Такую сумму имел Льюис Хэмилтон — самый дорогой пилот в мире. На втором месте стоит Шумахер. Сумма его гонорара составила 50 млн долларов.

Оригинал статьи размещен здесь:Источник
Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: