Не меньший интерес в показателях двигательной подготовленности детей дошкольного возраста вызывают силовые способности.
В теории и методике физического воспитания силу, как психофизическое качество, принято делить на абсолютную и относительную. С биологической точки зрения проявление силы зависит от возбудимости нервных клеток, способности к концентрации очагов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, от содержания в мышцах белков актомиозинового комплекса, их АТФ-азной активности и содержания миостроминов, а также от общей массы мышц и особенностей их строения.
Происходящее под влиянием физических упражнений увеличение общего числа мышечных волокон и их гипертрофия имеют важное значение для развития силы мышц человека, что совершенно оправдано в организации тренировочного и соревновательного процессов, скажем, в ДЮСШ, ДЮКФП и других учреждениях спортивной направленности.
В дошкольном возрасте влияние двигательного режима на динамику силовых способностей детей подтверждается таким показателем, как объемная мощность вдоха и выдоха. Большое значение для абсолютной объемной мощности вдоха и выдоха имеет мощность межреберных мышц и диафрагмы, а также проходимости дыхательных путей.
В рамках же системы физического воспитания дошкольников развитие абсолютной силы детей непродуктивно и обусловлено целым рядом объективных обстоятельств: первое — скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок; второе — недостаточно развиты и мышцы брюшного пресса в силу физиологического несовершенства мышечно-фасциального комплекса, который не в состоянии выдержать значительное напряжение, связанное с резким нату- живанием мышц во время физической нагрузки; третье — паховые кольца 5-6-летних мальчиков относительно широки и слабы, что приводит к образованию паховых грыж при чрезмерных напряжениях мышц брюшного пресса.
Таким образом, неумеренные физические нагрузки неизбежно ведут к дисбалансу физиологических возможностей мышечной системы организма ребенка (расширению межверетенного просвета в мышечной ткани и образованию, в этой связи, грыж различной локализации: пупочных, паховых, белой линии живота и др.).
Здесь целесообразнее говорить об относительной силе, выраженной в виде силовой выносливости.
В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Первая, — характерна для циклической и ациклической деятельности, а вторая, — типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего мышечного напряжения тела человека в целом или его отдельных сегментов в определенной
позе. Например, проявление статической силовой выносливости можно наблюдать, когда ребенок в положении седа углом, упор сзади удерживает прямые ноги определенное количество времени. Для динамической силовой выносливости характерно многократное повторение невысокого по интенсивности движения, скажем, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу или низкой гимнастической скамейке и другие.
В дошкольном возрасте силовая выносливость используется в основном для развития мышц верхнего и плечевого пояса, спины и брюшного пресса детей. Обеспечивая развитие мышечного корсета, данное качество являем и наиболее эффективным при формировании правильной осанки у ребенка.
Отбор двигательного материала для физкультурных занятий дошкольников с направленностью на развитие силовой выносливости должен осуществляться с учетом следующих обстоятельств:
- во-первых, подбираемые педагогом упражнения с различным перемещением в пространстве должны быть обязательно сопряжены со значительным мышечным напряжением, обусловленным отягощением в основном собственным весом тела ребенка;
- во-вторых, эти упражнения обязательно должны подбираться по половому признаку;
- в-третьих, дозирование физической нагрузки на таком занятии не должно превышать 60-70% от максимальной при положительной психической реакции со стороны детей на предложенный двигательный режим.
Динамика развития силовой выносливости у детей дошкольного возраста имеет свои возрастно-половые особенности.
Первая, — это то, что темпы прироста этого показателя у девочек 4-7 лет существенно опережают аналогичные у мальчиков того же возрастного интервала. Вторая особенность касается этапности развития этого важного качества и у мальчиков и у девочек. Так с 4 до 5 лет (первый этап) у детей обоего пола наблюдается первый прирост, который характерен слабым развитием.
На втором этапе (с 5 до 6 лет) это развитие замедляется. Однако на третьем этапе с 6 до 7 лет у мальчиков и девочек наблюдается активное развитие, которое характерно существенным приростом выносливости, причем, как общей, так и силовой.