Развитие общей выносливости зависит от многих факторов: биохимических механизмов ресинтеза АТФ, обеспечивающих сохранение гомеостаза или возможно меньшие его нарушения в работающей мышце; устойчивости организма к неблагоприятным сдвигам во внутренней cреде; баланса нервных процессов и психического состояния человека; от уровня владения техникой движения и т.д.
При этом характер физиологических механизмов, обеспечивающих поддержание определенного уровня работы и ее продолжительность, а также причины возникающего утомления во многом зависят от мощности выполняемой нагрузки.
Исследования функциональных систем организма человека показывают, что более существенное возрастание аэробных возможностей детского организма происходит при организации двигательного режима ребенка с ЧСС 130-150 ударов в минуту. При этом у него наблюдается совершенствование ферментативных процессов окисления, улучшение координации в деятельности различных систем жизнеобеспечения. Показателем этого служит значительное увеличение физической работоспособности (ФР150), как основного показателя, характеризующего мощностные возможности сердечно-сосудистой системы ребенка.
Развивается общая выносливость в дошкольном возрасте преимущественно при использовании циклических видов физических упражнений (ходьба, бег, прыжки, плавание и др) с постепенным увеличением времени и расстояния преодолеваемой дистанции. В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество мышечных групп, в работе которых наблюдается чередование моментов напряжения и расслабления мышц, что обеспечивает процесс восстановления энергозатрат организма ребенка. При этом периоды врабатывания (налаживание функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем) должен быть не менее 3-4 минут.
Физическая нагрузка умеренной мощности является главным средством развития общей выносливости дошкольника. Оздоровительно-тренировочный эффект физкультурного занятия обеспечивается такой нагрузкой в объеме 65-75% его времени. Показано, что ходьба и бег являются универсальными средствами развития общей выносливости. Целесообразно включать их в занятия, увеличивая каждый раз расстояние, которое должны преодолевать дети. Вместе с ходьбой и бегом развитию общей выносливости могут способствовать прыжки через скакалку, подпрыгивание на месте и с продвижением вперед, передвижение на пыжах, велосипеде, плавание, а также различные подвижные игры, в которых длительное действие повторяется много раз и при слабой и умеренной мощности выполняемой работы.
В качестве тестового задания для оценки уровня раз- вития общей выносливости в мировой практике, чаще всего, используется тест Купера, предполагающий непрерывный бег в оптимальном для человека скоростном режиме в течение 12 минут. Взяв за основу данное тестовое задание и, учитывая, что современному ребенку пробежать непрерывно 12 минут крайне сложно, мы модифицировали тест Купера. Суть модификации состоит в том, что при сохраняющемся жестко регламентированном временном интервале 12 минут дошкольник преодолевает дистанцию без остановки в режиме слабой, умеренной и даже частично большой мощности.
При этом, он имеет право по необходимости (скажем, усталость или иная причина) не просто менять режимы интенсивности (большая, умеренная и слабая), но и вообще перейти с бега на ходьбу и обратно, продолжая при этом безостановочное движение по дистанции, что является, на наш взгляд, относительно более мягкой функциональной нагрузкой на организм ребенка.
Такой подход к дозированию физической нагрузки существенно расширяет диапазон использования ребенком режимов интенсивности, позволяя ему использовать тот или иной, в зависимости от самочувствия, сохраняя в целом оздоровительную функцию данного тестового задания.Исследования по проблеме влияния нормированной двигательной активности циклического характера на функциональное развитие организма дошкольников в возрасте 4-7 лет показали, что увеличение объема циклической нагрузки в режиме дня с 15 до 40% времени занятия физической культурой позволило существенно улучшить за три года средние значения показателя ФР150 у мальчиков с исходными данными 5,2 кгм/мин. х 1 кг. до 13,4кг., а у девочек примерно с теми же исходными данными вообще до 14,6 кгм/мин. х 1 кг., что соответствует средним значениям этого показателя у детей 9-10-летнего возраста.
Дистанция для оценки уровня развития общей выносливости у дошкольников представляет собой круг с твердым покрытием длиной не менее 200-300 метров и разметкой через каждые 50 метров для удобства и объективности контроля выполнения задания. В одном забеге может участвовать вся возрастная группа. Контрольное задание предполагает наличие на кругу линии старта и отсутствие, как таковой, линии финиша, поскольку 50-метровые отрезки дистанции дают возможность достаточно точно определить преодолеваемое тем или иным ребенком расстояние. Перед забегом испытуемым необходимо сделать небольшую разминку (легкий бег и общеразвивающие упражнения для подготовки основных физиологических функций организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной) к выполнению задания).
После того, как разминка закопчена, испытуемые снимают с себя тренировочные костюмы, в которых разминались и группой подходят к месту старта, останавливаясь за 2-3 шагах до линии. По команде педагога «На старт» дети подбегают непосредственно к пинии старта и принимают положение высокого старта, а затем, по команде «Марш» начинают движение по дистанции, равномерно распределяя свои силы и соблюдая оптимальный для каждого режим дыхания.
Дышать детям следует обязательно ртом: на 2-3 шага делается вдох и на 3-4 — выдох. Единственным инструментом для контроля времени выполнения данного теста служит секундомер. Время измеряется в минутах, а преодолеваемая ребенком дистанция в метрах.