В течение всей истории развития человечества основной функцией, формирующей организм и, играющей важную роль в обеспечении его жизни на Земле, являлась двигательная функция, потребность в которой выступает не просто свойством высокоорганизованной живой материи, а необходимым условием самой жизни.
Известно, что основные особенности поведения животных и человека закреплены генетически, причем двигательная функция (или двигательная активность), имевшая для млекопитающих исключительное значение, относится именно к факторам, принимающим непосредственное участие в эволюции вида, и поэтому в большей степени подвержена генетическому контролю.
Образование движений представляет сложный психофизиологический процесс. Теоретическим обоснованием важнейшей роли двигательной активности (ДА) в жизнедеятельности человека занимались многие ученые. Однако к фундаментальным научным трудам следует отнести: теорию индивидуального развития И.А. Аршавского, в основе которой лежит энергетическое правило скелетной мускулатуры; концепцию кинезофилии и теорию моторно-висцеральных рефлексов P.M. Могендовича; концепцию физиологии активности, разработанную Н.А. Бернштейном, а также исследования А.А. Ухтомского — о роли доминанты в управлении движениями; учения И.М. Сеченова — о рефлекторной природе движений и И.П. Павлова о взаимосвязи высшей нервной деятельности (ВИД) и движений и др.
Всякая двигательная активность предполагает определенные затраты энергетических ресурсов организма, а потому не может рассматриваться в отрыве от процесса восстановления этих функций после физической нагрузки. Сущность восстановительных процессов, начиная с первых делений клетки, является фактором индукции анаболизма, возвращающего уровень ее энергетических возможностей на исходный по «замкнутому кольцу».
Исследования показывают, что особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов, а также функционирование различных органов и систем находятся в прямой зависимости от характера деятельности скелетных мышц в разные возрастные периоды. При этом двигательная активность, именно, в дошкольном возрасте является важнейшим фактором функциональной активизации обменных процессов в организме ребенка, переводящего их на качественно иной (повышенный) уровень энергетических возможностей, а не только возвращающего этот ресурс на исходный уровень.
Другими словами, за каждой очередной физической нагрузкой происходит не просто восстановление всего затраченного организмом энергетического ресурса в связи с его двигательной деятельностью, а избыточное восстановление, т.е. фаза суперкомпенсации.
Таким образом, каждый цикл обменных процессов на уровне клетки представляет собой кольцо с дополнительной величиной избыточного супер (т.е. сверх) восстановления энергетического фонда выше исходного уровня, что обеспечивает более активный рост и развитие организма ребенка.
Наличие фазы суперкомпенсации в период восстановления создает наилучшие предпосылки для роста функциональных возможностей организма ребенка, поскольку при повторных физических нагрузках каждое последующее физическое воздействие приходится уже на фазу повышенной работоспособности организма.
Известно, что в первые недели жизни после рождения стимуляция мышц связана с неспецифическими воздействиями, например, с понижением температуры внешней среды, а затем — и со специфическими воздействиями в виде двигательной активности малыша. Активность стимулирует не только развитие самой мускулатуры, но и включение центральных регуляторных механизмов.
В настоящее время среди ведущих теоретических положений нет однозначного мнения о ведущих факторах становления моторики ребенка в процессе индивидуального развития. На первый план выдвигаются лишь два — фактор созревания и фактор научения.
Сторонники теории созревания считают, что все основные движения наследственно обусловлены, и подтверждением тому является наличие у новорожденного с первых дней жизни безусловного спиномозгового рефлекса переступания.
Выраженность этого рефлекса отражает определенный уровень зрелости нервной системы и двигательного аппарата в целом и зависит, как правило, от уровня возбуждения ребенка. При этом следует отметить, что рефлекс переступания непостоянен и по результатам исследований в положении лежа он исчезает после 7 месяцев жизни, а в вертикальном положении — еще раньше.
Время угасания рефлекса переступания тесно связано г ростом и развитием малыша, так как существенно изменяются его инерционные биомеханические характеристики. Определено, что моменты инерции тела новорожденных относительно фронтальной оси в среднем за год увеличиваются на 13%, а относительно продольной — на 34%, что приблизительно в 2 раза больше увеличения массы тела и в 6 раз — длины тела.
Таким образом, даже при небольших изменениях длины и массы тела моменты инерции увеличиваются довольно существенно и затрудняют движения младенца, так как увеличение силы мышц не соответствует возросшим моментам инерции. Это подтверждается и тем, что в воде у младенца опять появляются движения переступания: водная среда уменьшает массу тела, и младенец снова начинает шагать.
На таких же позициях построено учение известного отечественного физиолога И.П. Павлова «О психофизиологических стадиях обучения движениям», суть которого сводится к формированию условного рефлекса, состоящему из четырех стадий.