Типы спорта отличаются друг от друга характером соревнований, содержанием подготовки спортсменов, иерархией функций спорта, деятельностью по его организации, управлению и пр. В мире сложились следующие типы спорта.
Спорт высших достижений Спорт высших достижений базируется на соревнованиях с целевой установкой победить, установить рекорд, занять призовое место, получить спортивное звание. Ведущие функции — соревновательная, престижная, зрелищная и воспитательная. В мировом спорте этот тип является стержнем. Критерием оценки эффективности являются победы на международных соревнованиях, спортивные рекорды, призовые места.
По этому критерию оценивается деятельность спортсменов, тренеров, обслуживающего персонала, спортивного клуба. Такой жесткий критерий приводит к острой борьбе и конкуренции, стимулирующих мобилизацию всех ресурсов. На период активного участия в спорте высших достижений спортивная деятельность становится для спортсмена первостепенным делом его жизни.
Они получают возможность участвовать во всех официальных международных соревнованиях в зависимости от специфики вида спорта и мест в год соревнований (стартов от 50 до 100).
При этом соревнования обеспечиваются самой современной экипировкой, квалифицированным судейством, необходимой аппаратурой и службой информации для спортсменов, тренеров, судей, зрителей. Процесс подготовки и участия в соревнованиях круглогодичный и многолетний. Тренировочные и соревновательные нагрузки составляют до 1500 часов год и занимают более 300 дней в году.
В орбите большого спорта в зависимости от специфики, спортсмен находится от 5 до 10 и более лет. Высокие нагрузки требуют специальных восстановительных средств и материальных затрат.
Массовый спорт
В массовом спорте соревнования являются стимулом для повышения двигательной активности человека. Важен сам факт участия в соревновательной борьбе. Спортивный результат имеет, прежде всего, значение для самого участника как показатель уровня его физической подготовленности. Ведущие функции — воспитательная, повышения физической подготовленности, оздоровительная, рекреационно-культур- ная и производственная.
Отличительная черта — доступность широким массам взрослого населения. Здесь нет специального отбора, занятия возможны по месту работы, учебы, жительства, отдыха. Главное в массовом спорте — регулярные занятия по подготовке к соревнованиям, в самих соревнованиях — участие, стремление победить соперников, «победить себя», улучшить личный рекорд.
Критериями оценки эффективности массового спорта служат широта охвата населения занятиями спортом, регулярность тренировочных занятий и участия в соревнованиях, уровень физической подготовленности, личные спортивные результаты, вовлечение в занятия физическими упражнениями членов семьи, участие в соревнованиях семьями и т.д.
Детско-юношеский спорт
В детско-юношеском спорте соревнования являются средством определения эффективности системы подготовки спортивных резервов и физического совершенствования подрастающего поколения. Ведущие функции — соревновательная, воспитательная, повышения физической активности, оздоровительная и рекреационно-культурная.
Детско- юношеский спорт связан со спортом высших достижений, так как обеспечивает его спортивными резервами, и с массовым спортом, ибо является эффективным средством решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Цель подготовки резервов высококвалифицированных спортсменов состоит в том, чтобы юные спортсмены, переходя в спорт высших достижений, обладали возможностями для подготовки из них спортсменов высокого класса.
Содержание работы определяется тремя факторами: модельными требованиями квалифицированных спортсменов, спецификой вида спорта, возрастными возможностями спортсменов. Особое значение имеет воспитательная работа по предупреждению негативных явлений, связанных с отчислением «неперспективных» спортсменов, форсированной подготовкой на результат, симптомами «звездной болезни» и т.п.
Спортивная деятельность в целом проявляется на всех уровнях развития ребенка, начинается с детских дошкольных учреждений, в школе, ПУ, колледжах, ВУЗах и др., а также в учреждениях дополнительного образования — детских клубах по месту жительства, спортивных секциях, ДЮСШ, СДЮШОР, спортивных лагерях, на туристических станциях.
Основной критерий оценки эффективности детско-юношеского спорта — массовость охвата (соревнования с участием всего класса, с участием всего учительского коллектива, родителей учащихся и пр.) Большую роль этот спорт играет в профилактике негативных явлений в поведении детей школьного возраста.
Профессиональный спорт
Профессиональный (коммерческий) спорт базируется на соревнованиях с целевой установкой добиться победы и получить вознаграждение. На первый план здесь выступают соревнования, зрелищная, экономическая и престижная функции. Существует он за счет самоокупаемости и прибыли, рекламы, спонсоров, на доходы от соревнований и других источников.
Это специфическая специальная деятельность, в которой люди зарабатывают деньги. В профессиональном спорте спортивная деятельность для спортсменов является профессией, единственным источником существования. В профессиональном спорте все достижения науки и техники направлены на достижение высокой эффективности спортивной деятельности.
Все типы спорта взаимосвязаны между собой. Детско-юношеский спорт является «базовым» для трех других типов спорта. Наиболее талантливые идут в спорт высших достижений, другие пополняют контингент массового спорта и сравнительно редко переходят в спорт высших достижений. Массовый спорт пополняется спортсменами из коллективов физической культуры, спортивных клубов, ДЮСШ и др.