Войти
sport-in » Статьи » Полезная информация » Методика проведения подвижных игр для младших классов

Методика проведения подвижных игр для младших классов

0 27 спортстатьи 29-07-2020 10:16 Полезная информация

Методика проведения подвижных игр для младших классовРебенок, приступивший к учебе, вынужден ежедневно прово­дить за столом около четырех часов в школе и до полутора часов — дома. Однако в свободное от учения время дети этого возраста еще много играют. Они владеют всеми видами естественных движе­ний, хотя еще недостаточно совершенно, поэтому игры, связан­ные с бегом, прыжками, метанием, им интересны.

Кроме того, все эти движения лучше всего развиваются в играх. При проведе­нии подвижных игр среди учащихся младших классов надо учи­тывать анатомо-физиологические особенности детей этого возра­ста, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость. Скелет младшего школьника еще продолжает формироваться. Значитель­ная прослойка хрящевой ткани обусловливает большую гибкость костей, особенно позвоночника.

Мускулатура относительно слаба (в частности, мышцы спины и брюшного пресса). Прочность опор­ного аппарата также еще невелика. Поэтому большое значение приобретают подвижные игры с разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений.

Сердечно-сосудистая система ребенка 7—9 лет отличается боль­шой жизнеспособностью: сосуды достаточно широкие, а стенки сосудов эластичные, что создает благоприятные условия для ра­боты сердечной мышцы. Но функции нервной системы, регули­рующей работу сердца, еще недостаточно развиты (легкая возбу­димость сердца).

Дети проявляют большую двигательную активность в играх, осо­бенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требу­ющие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы крат­ковременными перерывами, активным отдыхом. Однако они довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Учитывая вышесказанное, физическую нагрузку при за­нятиях подвижными играми необходимо строго регулировать и ог­раничивать. Игра не должна быть слишком продолжительной.

Функция внимания у младших школьников еще недостаточно развита, они часто бывают рассеянными, переключаются с одно­го предмета на другой. В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая под­вижность чередуется с кратковременными передышками. Игры состоят из разнообразных свободных простых движений, причем в работу вовлекаются большие мышечные группы. Простота и не­многочисленность правил игры обусловливаются недостаточной устойчивостью внимания и относительно слабо развитыми воле­выми качествами детей 6—9 лет.

Дети этого возраста активны, самостоятельны, любознатель­ны, стремятся незамедлительно и одновременно включаться в проводимые игры, а во время игры стараются в сравнительно ко­роткий срок добиваться заданных целей; им еще не хватает вы­держанности и упорства. Их настроение часто меняется. Они легко расстраиваются при неудачах в игре, но, увлекшись ею, вскоре забывают о своих обидах.

Младшие школьники ярче воспринимают и лучше усваива­ют все то, что видят, слышат, наблюдают. Однако в этом возра­сте образное, предметное мышление ребенка постепенно сме­няется понятийным мышлением. Дети демонстрируют большую сознательность в игровых действиях, у них появляется умение делиться впечатлениями, сопоставлять и сравнивать наблюдае­мое. Они начинают более критически относиться к поступкам и действиям товарищей по игре. Появление способности абстракт­но, критически мыслить, сознательно контролировать движе­ния позволяет школьникам успешно усваивать усложненные правила игр, выполнять действия, объясняемые и показывае­мые руководителем.

Правила игры руководитель должен излагать кратко, посколь­ку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести все изложен­ное в действиях. Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или иную роль в игре. Неплохо, если руко­водитель расскажет об игре в форме сказки, что воспринимается детьми с большим интересом и способствует творческому испол­нению в ней ролей. Этим способом можно пользоваться для луч­шего усвоения игры, когда дети невнимательны или когда им нужен отдых после физической нагрузки.

Дети I—III классов очень активны, но, конечно же, не могут рассчитать своих возможностей. Все они в основном хотят быть водящими, поэтому руководитель должен сам назначать их в со­ответствии со способностями. Водящим можно также назначить игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался непойманным, выполнил задание лучше других, при­нял самую красивую позу в игре и т. п.

Выбор водящего должен способствовать развитию у детей спо­собности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Ре­комендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли.

Сигналы в играх для детей младших классов лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию вто­рой сигнальной системы, еще очень несовершенной в этом возрасте. Хороши также речитативы. Произносимые хором рифмованные сло­ва развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подгото­виться к выполнению действия на последнем слове речитатива.

Дети этого возраста очень ранимы, поэтому не рекомендуется выводить их из игры за ошибки. Если же по содержанию игра требует временного вывода проигравших, то надо определить ме­сто для выбывших и удалять их очень ненадолго. К нарушениям в игре, несоблюдению правил руководитель должен относиться тер- лимо, помня, что это происходит в основном из-за неопытности, неумения играть в коллективные игры и недостаточного общего физического развития детей.

Стремление детей к выдумке, творчеству реализуется в по­движных играх, которые зачастую имеют сюжетно-образный ха­рактер. Образные сюжеты становятся сложнее, чем в играх детей дошкольного возраста, так как кругозор младших школьников значительно расширяется, они овладевают навыками чтения, письма. Примером сюжетных игр могут быть «Совушка», «Два Мороза», «Караси и щука». Для детей этого возраста очень привлекательными могут быть игры с элементами таинственности, неожиданности.

В первом классе в начале учебного года нежелательно прово­дить командные игры. Постепенно, с приобретением двигатель­ного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности, можно включать в урок игры с элементами сорев­нования в парах (в беге, гонке обручей, прыганье через скакалку, в катании мяча). В дальнейшем следует разделять детей на несколько групп и проводить с ними соревновательные игры типа эстафет с простыми заданиями. При разделении игроков на соревнующиеся группы руководитель должен учитывать соответствие характера иг­ровых действий физической подготовленности детей, а результаты действий каждого игрока за свою команду выявлять немедленно.

Преимущественное место занимают игры с короткими пере­бежками врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением на­правлений, игры с бегом типа «догоняй — убегай» и с увертыва­нием; игры с подпрыгиванием на одной или двух ногах, с прыжками через условные препятствия (начерченный «ров») и через предметы (невысокую скамейку); игры с передачей, броса­нием, ловлей и метанием на дальность и в цель мячей, шишек, камешков, игры с разнообразными движениями подражательно­го или творческого характера.

Каждая игра состоит в основном из одного-двух вышеперечисленных видов движений, причем обыч­но они применяются обособленно или попеременно и лишь из­редка — в сочетаниях. Например, игра «Попрыгунчики-воробуш­ки» построена на подпрыгиваниях, игра «Волки во рву» — на перебежках, в которые включены прыжки в длину.

Для проведения большинства игр в младших классах руководи­телю необходим яркий, красочный инвентарь, поскольку у детей зрительный рецептор развит еще слабо, а внимание рассеяно. Ин­вентарь должен быть легким, удобным по объему, соответствовать физическим возможностям детей. Так, набивные мячи весом до 1 кг можно использовать лишь для перекатывания и передач, но не для бросков; а для игр лучше использовать волейбольные мячи.

Рекомендуемый инвентарь для проведения игр в начальных клас­сах следующий: 20 небольших флажков разного цвета, 40 малых мячей, 4 больших мяча (типа волейбольных), 4—8 обручей, 40 ко­ротких скакалок, 2 длинные скакалки, 6—10 мешочков с песком, 6—8 бумажных колпаков (цилиндрической формы) и 6—8 повя­зок на глаза.

Распределять во время урока подвижные игры рекомендуется следующим образом. В основной части урока для развития быстро­ты и ловкости лучше проводить игры-перебежки («Два Мороза», «Волки во рву», «Гуси-лебеди»), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть. Игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастически­ми движениями, требующие от играющих организованности, вни­мания, согласованности движений, способствуют общему физи­ческому развитию (например, игра «Кто подходил»). Их лучше включать в подготовительную и заключительную части урока.

Иног­да уроки могут полностью состоять из разнообразных подвижных иф. Урок, состоящий из игр, требует от участников владения неко­торыми игровыми навыками и организованного поведения. В та­кой урок включают 2 — 3 игры, знакомые детям, и 1 — 2 новые.

Оригинал статьи размещен здесь:Источник
Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: