Психологическая подготовка. Игра в волейбол предъявляет высокие требования к психике волейболиста — ощущениям, восприятиям, вниманию, представлению, памяти, мышлению, эмоциям и волевым качествам.
Большинство действий волейболисты выполняют, основываясь на зрительных восприятиях. Поэтому особые требования предъявляются к объему поля зрения.
Волейболист выполняет движения в условиях жесткого лимита времени, что предъявляет большие требования к максимальной скорости реагирования.
Большинство движений волейболистов требуют зрительно-моторной координации,тонкой дифференцировки мышечно-двигательных ощущений, пространства и времени восприятия различных движений («чувство мяча», «чувство сетки», «чувство времени»).
Высокая скорость полета мяча, быстрые и внезапные смены игровых ситуаций предъявляют высокие требования к объему, интенсивности, устойчивости, распределению и переключению внимания.
Разнообразные положения тела игрока (в безопорной фазе, рывках, падениях) регулируются и управляются различными системами, втом числе и вестибулярным анализатором, деятельность которого оказывает влияние на умственную работоспособность и внимание.
Волевые усилия — это активное проявление сознания, направленного на саморегуляцию и мобилизацию возможностей спортсмена для преодоления трудностей в процессе игры (выдержка и самообладание, смелость и решительность, целеустремленность и настойчивость, дисциплинированность).
Средства подготовки: создание фрагментов и игровых эпизодов при обучении и совершенствовании технико-тактических действий, многократно повторяемых до достижения определенного результата, а также подвижные и спортивные игры на площадках малых размеров.