При изучении фактического питания детей и подростков, систематически занимающихся спортом, должны быть выяснены следующие вопросы:
- химический состав и энергетическая ценность пищи;
- режим питания;
- количество потребляемых продуктов и разнообразие пищи.
Существует несколько традиционных методов изучения фактического питания. К ним относятся: анкетный, опросный, анкетно- опросный с использованием муляжей, весовой, опросно-весовой, по меню-раскладкам, по накопительным ведомостям, лабораторный.
Авторы для сбора данных о фактическом питании юных спортсменов используют анкетно-опросный метод в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке количества потребляемой пищи методом 24-часового (суточного) воспроизведения питания, утвержденными Госкомсанэпиднадзором РФ 26.02.1996 г. № С1-19/14-17.
Суть метода состоит в том, что интервьюер путем постановки вопросов предлагает опрашиваемому вспомнить съеденную в течение предшествующих суток пищу Цель метода заключается в активном выявлении совместно с респондентом с его слов качества и количества принятой пищи.
Хотя данный метод позволяет проводить индивидуальное интервью с детьми, достигшими 10-летнего возраста, в отдельных случаях к опросу детей 11-12 лет привлекаются родители. Опрос проводится в непринужденной обстановке в спокойном месте без присутствия посторонних или других опрашиваемых. Интервью ведется в открытой форме, т.е. вопросник не содержит фиксированных стандартных вопросов или перечня продуктов/блюд.
Обязательным является указание времени и количества приемов пищи, позволяющее изучить режим и кратность питания. Для оценки количества потребляемой пищи используюм альбомы с рисунками или фотографиями различной величины порций продуктов и блюд, изображенных в натуральную величину. Количество жидких и сыпучих продуктов оценивают в привычных и знакомых для опрашиваемых, применяемых в домашнем хозяйстве бытовых мерах: чашках, стаканах, тарелках и ложках (чайных, столовых), штуках, кусках и т.д.
Для расчета параметров химического состава использовали компьютерную программу «Организация питания в ДЮСШ и УОР» (приложение 15), разработанную в СПбНИИФК на основе таблиц «Химический состав пищевых продуктов» (Скурихин И.М., Волгарев М.Н., 1997) с учетом потерь при тепловой и кулинарной обработке. Оценка пищевой и биологической ценности рационов осуществляется по 23 основным показателям.
Гигиеническую характеристику питания проводили в сравнении с существующими на сегодняшний день рекомендуемыми величинами потребления основных пищевых веществ и энергии для юных спортсменов: нормами минимального суточного рациона питания учащихся училищ олимпийского резерва (приказ Госком- спорта «О нормах обеспечения минимальным суточным рационом питания учащихся училищ олимпийского резерва» от 25.02.2004 г. № 155), рекомендуемыми величинами потребления основных пищевых веществ и энергии в соответствии с физиологическими нормами (Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР, утвержденные МЗ СССР в 1991 г.); рекомендациями СПбНИИФК (1989).
Для разработки путей совершенствования питания как фактора здоровья и определения потребностей в пищевых веществах и энергии сотрудники СПбНИИФК на протяжении ряда лет собирают и анализируют данные о фактической ситуации, сложившейся с питанием юных спортсменов (Шишина Н.Н., 1982; Ро- гозкин В.А., 1989; Добрякова О.Н., 1998; Дондуковская PP., 2004).
В исследуемых рационах выявляют следующие традиционные нарушения питания:
- отсутствие сбалансированности потребления углеводов, выраженное в увеличении квоты простых и легкоусвояемых углеводов и недостатке потребления полисахаридов (крахмал);
- перегрузка суточных рационов животными жирами при дефиците растительных;
- недостаточное потребление витаминов (А, Вь В2, С и т.д.);
- дефицит в рационе макро- и микроэлементов (кальций, фосфор, железо, йод, селен и т.д.) и недостаточность потребления ряда минералънъас веществ.
Выявленные недостатки в питании более выражены в группе детей, находящихся на неорганизованном питании, и связаны прежде всего с дефицитом в рационе молока и кисломолочных продуктов, свежих овощей и фруктов, крупяных изделий, растительного масла, а также с излишнием потреблением субпродуктов, сахара 11 кондитерских изделий. Одной из причин увеличения потребле- иия жиров в питании является использование животных жиров для приготовления пищи.
При организации питания юных спортсменов необходимо учитывать, что коррекция пищевого статуса должна проводиться и зависимости от выявленных нарушений морфологических, физиологических, биохимических и других показателей пищевого статуса, отражающих изменение структуры, функции, резистентности и адаптационных резервов организма.