Окружающая ребенка обстановка, которая может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью и безнравственностью, являясь средством, заметно активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств малыша.
Таким образом, выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста ребенка и уровня его общего и интеллектуального развития.
Общеизвестно, что средство становится более эффективным, если оно сочетается с адекватными методами и приемами воспитания. В дошкольной педагогике принято выделять три группы методов:
- методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);
- методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа);
- методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).
Эффективность использования того или иного метода или группы методов обусловлена соблюдением обязательных организационно-педагогических условий:
- любой метод (или группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его права;
- метод должен быть реально осуществимым и логически завершенным;
- для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства;
- метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации;
- методы воспитания следует применять тактично — ребенок не должен чувствовать, что его воспитывают;
- при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;
- проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка;
- применение методов нравственного воспитания требует от воспитателя терпения и терпимости;
- преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия;
- методы применяются не изолированно, а в комплексе и во взаимосвязи.