Одной их основных, имеющих вневременной характер, является задача по разработке теоретических проблем воспитания и обучения с учетом особенностей каждого возрастного периода развития. Реализация этой задачи связана с изучением закономерностей процессов воспитания и обучения, а также с разработкой новых моделей образовательного процесса.
Изучение теоретической основы построения педагогического процесса на гуманистических началах с ориентацией на общечеловеческие ценности:
- как сделать развитие ребенка главным смыслом педагогического процесса?
- на каких теоретических положениях следует строить личностно- ориентированную модель образования, начиная с дошкольного возраста? и т.д.
Практика воспитания является для педагогической науки и источником знаний, и сферой для реализации новых идей, концепций, программ и методик образования ребенка. Поэтому изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, с одной стороны, и внедрение результатов исследований в практику с другой, являются задачами педагогики.
Учитывая, что никакая наука не может обойтись без прогностики, одной из задач педагогики является еще и прогнозирование образования. Это наиболее актуально в современных условиях, поскольку далеко не всегда при многократных реформах образования мнение науки учитывалось.