Войти
sport-in » Статьи » Полезная информация » Основные положение концепции дошкольного образования

Основные положение концепции дошкольного образования

0 29 спортстатьи 12-08-2020 10:16 Полезная информация

Основные положение концепции дошкольного образованияКлючевые позиции обновления современного детского сада — охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психиче­ского), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошко­льного воспитания и перестройки системы управления.

Значение дошкольного детства в становлении личности (концепция дошкольного образования)

Период от рождения до поступления ребенка в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стреми­тельного формирования физического и психического развития ребен­ка, первоначального формирования физических и психических ка­честв, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

Особенностью этого пе­риода, отличающей его от других, последующих этапов развития, яв­ляется то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.

Форми­руются не только качества и свойства психики детей, которые опре­деляют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, дос­тигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обуче­ние необходимо адресуются ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по-разному.

Основное значение имеют под­держка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся, и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно.

Реализация специфических возрастных возможностей психиче­ского развития происходит благодаря участию дошкольников в соот­ветствующих возрасту видах деятельности — игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др.

Орга­низация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их со­вершенствовании, о приобретении ими коллективного и (по мере на­копления детьми соответствующего опыта) свободного самодеятель­ного характера должны постоянно находиться в центре внимания пе­дагогов.

Характерными проявлениями того, что именно традиционно «детские» виды деятельности соответствуют основному руслу психи­ческого развития дошкольника, являются, с одной стороны, их безус­ловная привлекательность для детей и, с другой стороны, наличие в них начал общечеловеческого знания (общение и установление взаи­моотношений с окружающими, употребление предметов обихода и простейших орудий, планирование действий, построение и реализа­ция замысла, подчинение поведения образцу и правилу и др.).

Что касается других психических свойств и способностей, то их формирование не должно идти во вред формированию качеств, непосредственно обнаруживающих себя в сегодняшней жизни ребен­ка. Здесь опасен всякий нажим, всякая попытка забегания вперед, ко­торая может привести к искусственному ускорению развития с неиз­бежными потерями.

Подведение ребенка к психологическим новооб­разованиям, полное развертывание которых осуществляется за преде­лами дошкольного детства, должно осуществляться не вопреки осо­бенностям возраста, а на их основе. Данные специальных исследова­ний и опыт лучших детских учреждений показывают, что сама логи­ка развития детских видов деятельности и детских форм познания мира, если ими разумно руководить, подводит к зарождению новых психических качеств и, в конечном счете, к переходу на новую сту­пень детства.

Такой переход ноет скачкообразный характер, высту­пает в виде возрастною кризиса, после которого ге психологические новообразования, которые занимали место прсдпосылочных, стано­вятся стержнем дальнейшею развитии.

На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, инди­видуальные особенности психики и поведения. Быть человеком — это значит не только быть «таким как все», владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.

Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми (концепция дошкольного образования)

Качество дошкольного воспитания определяется характером общения взрослого и ребенка. В практике семейного и общественно­го воспитания можно выделить два основных типа (или модели) тако­го общения, хотя в действительности их гораздо больше. Различия между ними определяются не только процессом, но и его конечным результатом — тем, каким в итоге становится ребенок, какой склады­вается его личность.

Учебно-дисциплинарная модель (концепция дошкольного образования)

Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующи­ми признаками. Цель — вооружить детей знаниями, умениями и на­выками; привить послушание; лозунг в ходе взаимодействия взрос­лого с детьми — «Делай, как я!». Способы общения — наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик и др. Тактика — диктат и опека. Задача педагога — реализовать програм­му, удовлетворить требования руководства и контролирующих ин­станций. Методические указания превращаются в этих условиях в за­кон, не допускающий каких-либо исключений. Складывается взгляд на ребенка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной системы.

Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу школьного урока. Активность самих детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регламенти­руется взрослыми.

В рамках этой модели произведения искусства используются взрослыми в утилитарных целях: для получения отрывочных знаний, для отвлечения внимания ребенка от нежелательного поведения, что выхолащивает гуманистическую, общеразвивакЛцую сущность ис­кусства.

К результатам относятся: взаимное отчуждение взрослых и де­тей. Дети теряют инициативу, а в дальнейшем у них появляется и не­гативизм. Возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффектив­ности воспитательных воздействий. За пределом контакта с воспита­телями поведение детей резко меняется и может не иметь ничего об­щего с ожидаемым и должным. Послушание детей зачастую лишь свидетель освоения ими умения жить согласно «двойному стандарту» — «для себя» и «для тети».

Личностно-ориентированная модель (концепция дошкольного образования)

Личностно-ориентированная модель составляет альтернати­ву первой модели. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение сле­дующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка.

Воспитатель не подгоняет развитие каждого ребенка к жест­ко заданным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей, исходя при этом, из задачи мак­симально полно развернуть возможность их роста. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности.

Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чув­ства и эмоции. Тактика общения — сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Взрослые, приобщая ребенка к ис­кусству (художественная литература, музыка и т.д.), создают условия для полноценного развития личности, ее гуманизации, для совмест­ного наслаждения искусством, для проявления и развития творче­ских, художественных способностей ребенка. Взгляд на ребенка как на полноценного партнера в условиях сотрудничества (отрицание ма- нипулятивного подхода к детям).

Исключительное значение в педагогическом процессе придает­ся игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, ста­новится основной формой организации детской жизни.

Ожидаемые результаты — расширение «степеней свободы» раз­вивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодо­левается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формиру­ется коллектив. Их воображение и мышление, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощаются. Развиваются по­знавательные и творческие способности.

Личностно-ориентированная модель общения ни в какой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания де­тей, проведения с ними планомерной педагогической работы. Не от­меняет она и того факта, что общественное дошкольное воспитание является первым звеном общей системы народного образования и в качестве такового обеспечивает первый этап становления развитой личности.

Фундаментальной предпосылкой и воспитания и обучения де­тей является забота общества об их здоровье.

Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом бла­гополучии. Если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребен­ка» звучит как бессмысленное словосочетание. На самом деле это требование по отношению к задачам его развития является очень важным.

Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узко педагогическим средствам физическою воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают нею организацию жизни детей в детском учреждении, организацию пред­метной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных их особенностей.

Оригинал статьи размещен здесь:Источник
Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: