Второй год жизни ребенка характеризуется приобретаемыми разнообразными движениями, которые доставляют немало радости родителям и самому ребенку. У него быстро развивается вторая сигнальная система. Он начинает четче понимать смысл слов.
В это время ребенок постоянно находится в движении, однако его ходьба несовершенна — центр тяжести тела находится выше, чем в более поздних возрастах, поэтому нелегко удерживает равновесие. Ему приходится при ходьбе более широко ставить ноги, что позволяет увеличить площадь опоры. Ходьба неритмична, шаги неравномерны и сопровождаются большим количеством лишних движений — раскачиванием туловища, размахиванием рук и т.д.
В этом возрасте малыш начинает лазить, перелазить, переползать, подползать под различные предметы. Активно развиваются навыки в бросках и ловле мячика, игрушек. Сочетание различных движений позволяет малышу развиваться в подвижных играх, которые включаются со второго года жизни ребенка.
Игра способствует совершенствованию речи ребенка, служит средством связи малыша с внешним миром, он подражает знакомым образам и предметам, занятия от индивидуальных переводятся к коллективным, групповым, особенно со 2-й половины второго года жизни. Для физического воспитания детей этого возраста применяется утренняя гимнастика, специальные занятия по физической культуре и подвижным играм и закаливающие мероприятия.