Поглаживающий массаж рук. Ребенок лежит на спине. Мать или методист стоит у его ног. Массажные движения делаются от кисти к плечу, по ходу тока лимфы. При массаже правой руки левой рукой придерживается кисть ребенка так, чтобы ребенок своими пальчиками охватил ваш большой палец.
Ладонью правой руки проводится поглаживание внутренней и наружной поверхности предплечья и плеча. При массаже левой руки ребенка придерживается кисть его правой рукой, массаж проводится левой рукой. Каждое движение повторяется 6-8 раз.
Поглаживающий массаж ног. Обхватите рукой ножку ребенка в области голеностопного сустава снизу и проведите поглаживающий массаж ладонью другой руки по направлению от стопы к паховой области по наружной и задней поверхности голени и бедра.
Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.
Удерживая голень ребенка между большим и указательным пальцами своей руки, большим пальцем другой руки проводите растирание стопы круговыми движениями. Тыльной поверхностью полусогнутых пальцев расслабленной кисти похлопайте стопу ребенка. Нажатием пальца у основания пальчиков стопы ребенка вызовите их сжимание, затем, проводя пальцем по наружному и внутреннему краю стопы, вызовите разжимание пальчиков и круговые движения стопы. Массажные приемы для стоп повторяются 6-8 раз, рефлекторные движения — 2-3 раза.
Выкладывание на живот. Упражнение выполняется на жесткой опоре (на столе, покрытом ковриком или одеялом). Ребенка выкладывают на животик, при этом ручки положены под грудь, а головка повернута в сторону. Упражнение включается в комплексы гимнастики и массажа, кроме того, оно проводится и в другие периоды бодрствования.
Массаж спины. Ребенок лежит на животе. Поглаживающий массаж проводится ладонной поверхностью рук в направлении от шейки по обеим сторонам позвоночника к подмышечной области. Поглаживание повторяется 6-8 раз.
Рефлекторное ползание. Ребенок лежит на животике, головка повернута в сторону, а руки — перед грудью. Подведя свою ладонь к стопам малыша, слегка надавите на них. Ребенок в ответ на раздражение разогнет ножки и, отталкиваясь от вашей ладони, проползет немного вперед. Такие движения повторяют 1-3 раза.
Рефлекторное разгибание спины. Положите ребенка на бочок удерживая его за плечо одной рукой. Большим и указательным пальцем другой руки проведите вдоль позвоночника, слегка надавливая на кожу и мышцы. Ребенок при этом прогнет спинку. Движения проводятся по 1-2 раза сначала на одном, потом на другом боку.
Массаж живота. Круговое поглаживание проводится ладонью и пальцами по ходу часовой стрелки вокруг пупка. При этом не массируется область печени. Кроме кругового поглаживания, делается массаж прямых и косых мышц живота: для поглаживания косых мышц ладони обеих рук помещают сверху и сзади у реберного края и проводят обхватывающим движением поглаживание по направлению к средней линии и вниз до соединения рук над лобком. Каждое массажное движение проводится 4-6 раз.
Гимнастические упражнения и массаж применяются в точном соответствии с назначением детского врача. В домашних условиях можно использовать следующий комплекс упражнений:
I. Для детей 1-3 месяцев:
- Массаж груди, живота, спины.
- Рефлекторное ползание на животе.
- Рефлекторное «ползание» на спине.
- Повороты (рефлекторные) на живот влево, вправо.
- Вызывание слуховых, зрительных сосредоточений в положении на спине, животе.
II. Для детей 3-5 месяцев:
- Массаж груди, живота, спины.
- Рассматривание игрушек из положения на животе, спине.
- Повороты на бок с помощью.
- Попытка к присаживанию.
- Ползание с помощью.
- «Пританцовывание».
III. Для детей 7-9 месяцев:
- Активные повороты за игрушкой вправо, влево.
- Ползание за игрушкой.
- Доставание игрушки из положения на спине одной рукой поочередно (то правой, то левой).
- Доставание игрушки из положения на животе одной, двумя руками.
- Попытка к присаживанию за обе руки.
IV. Для детей 9-12 месяцев:
- Повороты за игрушкой, находящейся на расстоянии вытянутых рук, вправо, влево.
- Доставание игрушки двумя руками на расстоянии 10-15 см из положения лежа на животе.
- Присаживание за руки, за предмет из исходного положения лежа на спине.
- Перешагивание через предмет с малой опорой.
- Из положения стоя достать игрушку на расстоянии полувы- тянутых рук.
- Из положения стоя достать игрушку, находящуюся на столе.