sport-in » Статьи » Полезная информация » Двигательная активность детей дошкольного возраста и занятия физическими упражнениями

Двигательная активность детей дошкольного возраста и занятия физическими упражнениями

0 271 12-08-2020 10:16

Двигательная активность детей дошкольного возраста и занятия физическими упражнениямиОбщественный транспорт является источником различных за­болеваний, особенно детей дошкольного возраста. Поэтому для нас представляет интерес удаленность дошкольного учреждения от места жительства ребенка.

Менее 500 м от детского сада проживает половина детей город­ской и четверть детей сельской местности; половина детей сельс­кой и треть детей городской местности — от 500 до 1000 м; 1000— 2000 м — третья часть детей сельской и четвертая часть детей город­ской местности. Большинство родителей ходят с ребенком в детс­кий сад пешком. Личным транспортом пользуется 1/10 часть роди­телей, коммунальным — около 1/6.

Как ребенок посещает детский сад, охотно или нет, во многом зависит от обстановки, внимания воспитателей к ребенку, от коли­чества и качества игрушек, от проведения различных занятий с деть­ми и т.д., ведь отношение ребенка к садику сказывается на настро­ении родителей в течение всего рабочего дня.

По данным автора, охотно и с удовольствием посещают детский садик около 1/3 детей в сельской местности и 1/4 — в городе; порой охотно, иногда нет — 1/ 2 девочек и такое же количество мальчиков городской и сельской местности; неохотно — 1/10 часть детей. Вместе с тем следует отме­тить, что в начале 90-х годов резко сократилось количество детс­ких садов и детей в них из-за высокой оплаты.

Помимо детского сада существуют еще другие дошкольные учреждения, которые по­могают семье воспитать всесторонне развитых детей и являются связующим звеном между семьей и школой, между детским садом и семьей. Поэтому представляется важным выяснить, посещает ли дошкольник кроме детского сада еще какие-либо заведения, пред­назначенные для развития ребенка.

Если в 1988 г. в спортивных секциях, кружках пения и музыки занималось около 30% детей в городе и около 8% в сельской местности, то в 1998 г. этот показа­тель снизился до 8% в городе и до 0,6% в селе. Основными причи­нами являются прежде всего финансовые трудности родителей и предприятия, а также отсутствие специалистов.

Совместная работа семьи, детсада и других детских учреждений может сделать многое в формировании у ребенка здорового обра­за жизни, развитии у него умственных, нравственных, эстетичес­ких, физических, трудовых и других качеств, то есть обеспечить всестороннее воспитание детей. Оценка видов воспитания в детс­ких садах (ответы родителей в %) представлена в табл. 4.

Таблица 4

Вид воспитания Местное Хорошо Удовлетворно. Слабое Не знаю
1988 1998 1988 1998 1988 1998 1988 1998
Умственное город село 37 23 26 28 33 11 32 20 7


36

10


31

10


30

32 22
Нравственное город село 25 20 33 25 38 22 27 23 28 36 35 38 9


22

5 10
Физическое город село 11 17 20 27 36 20 26 20,5 40 44 48 13 10


4,5

Трудовое город 8 28 25 40,5 12 24 20 7
село 17 25 9,5 21 33 26 40 20
Эстетическое город село 27 25 16 14 16


12,5

25 24,5 8,5 53 48


52

38 9 10 11

Обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, что городс­кие родители оценивают постановку умственного воспитания в детских садах выше по сравнению с селом, так как большинство городских детских садов укомплектованы квалифицированными педагогическими кадрами и имеют как материальные возможнос­ти, так и обмен опытом с другими дошкольными учреждениями.

Выше оценивается городскими родителями постановка и нравствен­ного и эстетического воспитания по сравнению с сельскими детс­кими садами. А сельские родители поставили выше оценку орга­низации трудового и физического воспитания и определяют эти качества на первое место, что объясняется спецификой сельской жизни.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что постановка трудового воспитания оценивается выше в городских детских са­дах, однако имеются значительные неиспользованные резервы и возможности в системе управления дошкольными учреждениями как в сельской, так и в городской местности.

В рамках эстетического воспитания оценку «хорошо» в 1988 г. поставили 25% сельских родителей, «удовлетворительно» — 12%, «слабо» — 63%. В 1998 г. «хорошо» оценили 14%, «удовлетворитель­но» — 24%, 62% — как «слабую». Что касается эстетического воспи­тания, то нужно отметить значительные расхождения в мнениях сельских родителей.

Так, на 14% больше поставили оценку «удов­летворительно» отцы по сравнению с мамами. Оценка эстетичес­кого воспитания в городских детских садах в 1988 и 1998 гг. не­сколько выше, чем в сельских.

Показательно, что в 1988 г. городские родители дали выше оцен­ку умственному и нравственному воспитанию в детском саду по сравнению с селом, что говорит о наличии и образовании педаго­гических кадров и определенных возможностях детских садов.

Заметно стремление сельских и городских родителей воспиты­вать в ребенке всесторонне развитую личность.

Однако в силу эко­номических, кадровых, организационных, а часто и субъективных отношений родителей процент посещения других дошкольных уч­реждений очень низок. Если в 1988 г. 3% родителей сельской мест­ности водили своих детей на занятия по иностранному языку, 2% — в кружок пения и музыки, 4% — на занятия балетом, 3% — в спортив­ные кружки по плаванию, фигурному катанию, гимнастике, 2% — в кружок для занятий общей физической подготовкой и около 5% — в другие кружки, то в 1998 г. ни один респондент не дал положитель­ного ответа.

Основными причинами такого положения являются низкая заработная плата родителей и преподавателей, перевод кружков на коммерческую основу, уход педагогов в другие сферы социальной жизни. Эти же причины существуют и в городских дош­кольных учреждениях. Так, в 1988 г. у 5% родителей дети изучали иностранный язык, 9% — занимались в кружках пения и музыки, 14% — балетом, 18% — в спортивных кружках, 4% — в кружках по общей физической подготовке, 19% — в кружках изобразительного искусства, 4% — в других кружках.

В 1998 г. из всех опрошенных родителей только один отметил, что его ребенок посещал в тече­ние года занятия по иностранному языку, кружок изобразительно­го искусства и кружок музыки.

Таким образом, недостаток ассигнований на дошкольные учреж­дения, низкая заработная плата родителей, платное обучение, без­работица и другие причины объективного и субъективного харак­тера привели к резкому сокращению детей в дошкольных учрежде­ниях. Всю тяжесть не только содержания, но и в целом воспитания государство переложило в основном на плечи родителей и других членов семьи.

В этой связи представляется важным выяснить, чем ребенок за­нимается дома, какие любимые игры и занятия он осваивает, как развивается физически, умственно, нравственно, эстетически в до­машних условиях, как родители приучают ребенка к труду. Полу­ченные данные представлены в таблице 5 (в % к числу опрошенных родителей).

Любимыми занятиями сельских и городских детей дошкольно­го возраста в семье являются: слушание сказок и просмотр книжек и детских передач по телевидению, игры на воздухе, прогулки на свежем воздухе, игры с игрушками и мячом, конструирование, по­мощь при домашних работах и др. Слабо оцениваются: рукоделие, настольные и тематические игры, пение и музыка. Склонность к тем или иным занятиям во многом зависит от уровня культуры, образования, знаний и навыков родителей, а также от финансовых возможностей, социальных условий проживания и др.

Содержание занятий Родители
сельские городские
1988 1998 1988 1998
Игры с игрушками 25 50 16 49
Конструирование(конструкт) 22 0 21 7
Рукоделие 0 0 13 0
Коллекционирование 2 8 0 0
Просмотр книг 30 25 29 14
Слушание сказок или просмотр детских передач
по ТВ 50 50 29 70
Помощь при домашних работах 12 16 12 35
Настольные игры 6 8 8 0
Пение, музыка 4 8 12 28
Тематические игры 10 16 0 0
Прогулки 18 41 33 28
Игры на воздухе 42 33 45 35
Игры с мячом 15 0 16 7
Другие занятия 8,5 0 0 21

Использование комплекса мер по воспитанию у ребенка здорового образа жизни включает не только любимые виды занятий, но и формиро­вание определенных положительных качеств. Поэтому работникам детских садов, инструкторам физической культуры необходимо знать, какие качества в своих детях хотели бы сформировать роди­тели. Ценностные ориентации родителей в воспитании дошколь­ников отражены в табл. 6 (в % к числу опрошенных).

На первое место городские и сельские родители поставили вос­питание в детях трудолюбия, особенно на это указывают сельские матери, на втором месте — воспитание любви к природе, забота о ней, на третьем — физическое развитие. На последующих местах — дисциплинированность, собранность, любознательность, пытли­вость, аккуратность, опрятность, чистоплотность и др. Физичес­кое развитие несколько выше оценивается отцами городской и сель­ской местности, по сравнению с матерями. По данным красноярс­ких социологов, с ростом образовательного ценза родителей повышаетсяих оценка этических качеств и несколько снижается зна­чимость физического воспитания. В среднем родители придают большее значение физическому развитию мальчиков, чем девочек.

Ценности Родит Город Село
ели 1988 1998 1988 1998
Трудолюбие отец мать 46 14 27 18 16


23

21 21
Художественный вкус, чувство отец 32 32 18 45
прекрасного мать 16 26 17 53
Доброта, совесть, справедливость, честность, чуткость, простота, чувство отец мать 16 15 17 14 18 16 38 24
долга, ответственность и др.
Физическое развитие отец мать 28 25 32 20 33 33 37 33
Аккуратность, опрятность, отец 16 32 15 35
чистоплотность мать 15 25 16 34
Дисциплинированность, собранность отец мать 16 14 38 27 22 17 32 43
Любовь к природе, забота о ней отец мать 12 16 25 20 20 25 45 66
Любознательность, пытливость отец мать 10


16

23 20 17 24 39 45,5

В воспитании трудолюбия городские отцы и сельские матери ставят оценку выше по сравнению с противоположным полом. То же наблюдается в оценке художественного вкуса, чувства прекрас­ного. Низко оценено формирование у ребенка таких качеств, как доброта, совесть, справедливость, честность, чуткость, простота, чувство долга, ответственность, т.е. тех качеств, в которых обще­ство испытывает дефицит в настоящее время. Выше оценивается матерями города и села по сравнению с отцами и такое качество, как любовь к природе и забота о ней.

Физкультурно-спортивная деятельность родителей на практике и их желания часто не совпадают в силу многих объективных и субъективных причин. Поэтому в работе отношение родителей к физическому воспитаю детей рассматривается в двух аспектах: вер­бальном, или ценностно-ориентационном, и реальном, т.е. занятия физкультурно-спортивной деятельностью родителей с детьми и повседневной жизни. Большое значение в этом вопросе имеют физкультурно-спортивные умения родителей и владение методи­кой обучения детей физическим упражнениям.

Баннер
Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: