Войти
sport-in » Статьи » Полезная информация » Влияние физических упражнений на организм ребенка

Влияние физических упражнений на организм ребенка

0 27 спортстатьи 15-08-2020 09:18 Полезная информация

Влияние физических упражнений на организм ребенкаПервые годы жизни ребенка до его поступления в школу имеют важное значение для развития физических, умственных и духовных потребностей, поэтому воспитывать нравственные качества необ­ходимо уже с первых лет жизни ребенка, а воспитывать физичес­кие еще раньше — с первых месяцев жизни.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста, особенно на начальном этапе роста организма, развивает двигательные спо­собности, так как «недостаток в движениях есть причина медлен­ного роста младенческого тела», то есть недостаточная физичес­кая нагрузка отрицательно влияет на развитие организма ребенка.

Изучение роли физической культуры в жизни детей дошкольно­го возраста имеет свою историю, начало которой было положено в двадцатых годах нашего столетия. Этой проблемой занимались ученые, врачи, педагоги. Известный ученый-гигиенист Л.И. Чулиц- кая писала: «Правильно поставленная физическая культура долж­на основываться на тонком знании человеческого организма и яв­ляться результатом длительного и разумно проводимого опыта…

Чем моложе возрастная группа, тем в больших сумерках мы бро­дим в вопросе физической культуры, особенно, если ограничить понимание дела двигательной сферой ребенка: у нас нет своих уточ­ненных данных и наблюдений над гимнастикой грудных детей, мы сомневаемся в наилучших приемах развития моторного аппарата в детских коллективах младенческого возраста».

В тридцатых годах физическое воспитание получило в нашей стране научную основу. Исследованы особенности развития детей дошкольного возраста поэтапно с точки зрения различных наук: анатомии, физиологии, гигиены, психологии, педагогики, социо­логии и др. Заметное оживление научных исследований наблюда­ется в последние годы: публикуются научные труды, проводятся научно-практические конференции, обобщается передовой опыт по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

В работах, которым присущ медицинский характер, рассматри­ваются вопросы положительного влияния физических упражнений, закаливания организма, привития детям гигиенических навыков с целью снижения заболеваемости.

Многочисленные эксперименты отечественных и зарубежных ученых подтверждают тезис о том, что ребенок, занимающийся гим­настикой, средствами закаливания, уже в течение одного года об­гоняет своих сверстников по уровню физического развития (рост — на 4 см, вес — на 1,5 кг, по данным английских ученых).

Анализ медицинской литературы подтверждает, что ребенок раз­вивается по своим законам и зависит на начальном пути от физи­ческих упражнений и мышечных сокращений, лежащих в основе развития детского организма. Мышцы составляют одну треть веса ребенка, поэтому процессы, проходящие в них, вызывают положи­тельные изменения во всем организме ребенка.

Во время мышечных сокращений наблюдается повышенный приток крови к работающей мышце: значительно расширяется ее просвет и увеличивается количество кровеносных сосудов-капил­ляров. Под влиянием физических упражнений улучшается обмен веществ, стимулируется развитие организма, совершенствуется де­ятельность кардиореспираторной системы.

Все это обеспечивает условия для хорошего физического развития ребенка. Под воз­действием физических упражнений происходит экономизация ды­хания: оно становится реже и глубже. Дыхание должно осуществ­ляться через нос, так как при этом воздух на 25% больше увлаж­няется, очищается и согревается, что в конечном итоге предохра­няет от простуды и инфекции. Хорошее дыхание во время занятий физическими упражнениями способствует улучшению крово­обращения. Грудная клетка действует как насос, нагнетая кровь к сердцу.

В процессе физических упражнений совершенствуется деятель­ность вегетативной нервной системы, регулирующей кровообра­щение и дыхание. Физические упражнения воздействуют и на цен­тральную нервную систему. Данные литературы показывают, что при возникновении и закреплении двигательных навыков у ребен­ка формируется очень сложная и подвижная система прямой и об­ратной связи управления движениями, которая контролируется цен­тральной нервной системой.

В этой связи существует взаимосвязь моторики и психического развития ребенка. Под воздействием фи­зических упражнений укрепляется опорно-двигательный аппарат ребенка, формируется правильная осанка, вырабатывается более совершенная походка и т.д.

Таким образом, под воздействием физических упражнений на организм ребенка происходит развитие высшей нервной деятельнос­ти, формируются и развиваются умственные возможности ребен­ка, что способствует его гармоничному развитию.

В ряде работ отмечается, что под влиянием физических упраж­нений, их правильной дозировки, регулярных занятий организм ребенка способен быстро реагировать на те или иные раздражите­ли: физическую нагрузку, охлаждение, перегревание, болезненные факторы; это способствует укреплению иммунной системы и более успешной адаптации ребенка к условиям внешней среды.

Следовательно, физические упражнения служат средством раз­вития адаптации организма ребенка и поддержанием связи с окру­жающим миром. Физические упражнения, средства закаливания вырабатывают резистентность организма ребенка к неблагопри­ятным условиям. По данным литературы, дети, занимающиеся фи­зическими упражнениями, закаливанием, болеют значительно реже, а болезнь протекает гораздо легче.

Под влиянием физических упражнений и средств закаливания про­исходят позитивные изменения в деятельности желез внутренней сек­реции, которые обеспечивают как более быстрое приспособление организма ребенка к изменяющимся условиям (к таким факторам воздействия, как холод или повышенная температура, пониженное содержание кислорода и т.д.), так и его защиту [52; 55; 57].

Физическое воспитание способствует развитию и совершенство­ванию двигательных навыков ребенка, создает школу движения, помогает быстрее приспосабливаться к повседневной практичес­кой жизни: правильно ходить, бегать, прыгать, лазать, метать и т.д., а в раннем возрасте — сидеть, ползать, вставать.

У детей, занимающихся физическими упражнениями, увеличи­ваются их физиологические показатели (жизненная емкость лег­ких, сила мышц рук и ног, становая сила и пр.), а в педагогичес­ком плане — улучшается степень физической подготовленности (скорость бега на Юме хода, на 30 м со старта, длина прыжка и т.д.).

Обзор медицинской литературы позволяет сделать вывод о том, что здоровье ребенка зависит как от наличия сети детских лечеб­но-профилактических учреждений, так и от качества физического воспитания детей дошкольного возраста в семье и дошкольных уч­реждениях.

В ряде работ дается общая характеристика воспитания, описы­вается структура деятельности ребенка, анализируются этапы и средства воспитания. Двигательной активности и физичес­кому воспитанию в этих работах уделяется недостаточное внима­ние, поэтому они имеют лишь вспомогательный, сопутствующий характер

Вопросы физического воспитания дошкольников, оздоровитель­ной работы с ними затрагиваются в исследованиях, посвященных различным конкретным формам воспитания в дошкольных учреж­дениях. Выявлена взаимосвязь физического воспитания и трудово­го, нравственного, умственного, эстетического воспитания; дока­зано влияние средств физической культуры на состояние общей культуры, степень разносторонности ребенка, его психики. Указы­вается, что чем обширнее информация, которую получает ребенок в процессе физического воспитания, тем быстрее он приспосабли­вается к условиям внешней среды .

Весьма обширная литература посвящена педагогической рабо­те с детьми дошкольного возраста по физическому воспитанию в 10 детских дошкольных учреждениях. По тематической направленно­сти она носит разнообразный характер: теоретические разработки о влиянии физической культуры на организм ребенка, его здоро­вье на подготовку к школе, формирование положительных черт личности.

В ряде изданий даются рекомендации и конкретные методичес­кие указания по работе с детьми, по совершенствованию физкуль­турно-оздоровительных мероприятий, использованию нетрадици­онных форм физического воспитания и уроков со спортивной на­правленностью в детском саду.

Часть исследований направлена на обобщение опыта практи­ческой работы по физическому воспитанию в детских садах. При­водятся методические средства закаливания и новые физические упражнения по аэробике, системе хатха-йога и другие нетрадици­онные средства физического воспитания. Наряду с ними рассмат­риваются и методы по выработке осанки, использованию подвиж­ных игр в занятиях с различными возрастными группами.

В литературе последних лет освещается опыт работы детских садов по укреплению здоровья детей средствами фитотерапии, кис­лородными коктейлями, соляными дорожками, использованием природных условий в сочетании с физическими упражнениями при лечении больных детей и др.

Большое количество работ посвящено решению задач, постав­ленных в «Программе воспитания в детском саду». Авторы рас­сматривают действие программы в двух аспектах. С одной сторо­ны, уточняют разделы программы, дают теоретическое обоснова­ние ее положений, обобщают практический опыт, а с другой — на конкретных результатах научных исследований доказывают ее не­эффективность, предлагают пути ее усовершенствования.

В этом контексте автором данной работы были проведены ком­плексные исследования по изучению формирования интересов, по­требностей, ценностных ориентаций не только у детей дошкольно­го возраста, но и у школьников младшего, среднего и старшего воз­раста, студентов и других возрастных групп населения в городс­кой и сельской местности, отличающейся специфическими усло­виями и укладом жизни. Исследования проведены в два этапа, и информация проанализирована в динамике. Это представило воз­можность проследить за изменениями в сфере физической культу­ры, в том числе и в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Ряд книг посвящен повышению квалификации педагогических кадров, работающих с детьми, созданию необходимой материаль­ной базы, описанию инвентаря, простейшего оборудования, комп­лексов упражнений и размеров спортивных площадок для занятий с дошкольниками в различных возрастных группах. В после­дние годы появились пособия, в которых предлагаются авторские методики и программы занятий по физическому воспитанию детей, а также подробно рассматриваются вопросы пита­ния детей в зависимости от возраста, показано влияние полноцен­ного питания на физическое развитие детей.

В приоритетности развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости) среди авторов нет единого мнения. Одни предлагают развивать у ребенка силу, дру­гие — скоростные качества, третьи — выносливость, но с обязатель­ным учетом гетерохронности развития функций организма и сенси­тивных периодов, чтобы это оказывало благоприятное влияние на здоровье ребенка и способствовало расширению его двигательного диапазона, который в будущем поможет в овладении трудовыми действиями и навыками. Вместе с тем при выполнении физических упражнений ребенок познает мир движений, развиваются психичес­кие процессы, вырабатываются навыки воли, самостоятельности, дисциплинированности, формируются индивидуальные черты харак­тера, внимание детей друг к другу.

Таким образом, рациональное физическое воспитание оказыва­ет существенное положительное влияние на развитие организма и рост ребенка, привитие гигиенических навыков и укрепление им­мунной системы, здоровья, психики, адаптацию организма к усло­виям окружающей среды, формирование черт личности.

Оригинал статьи размещен здесь:Источник
Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: