Войти
sport-in » Статьи » Полезная информация » Законы и закономерности обучения принципам оздоровительной и адаптивной физической культуры

Законы и закономерности обучения принципам оздоровительной и адаптивной физической культуры

0 16 спортстатьи 17-08-2020 06:39 Полезная информация

Законы и закономерности обучения принципам оздоровительной и адаптивной физической культурыЕстественно, что в основе принципов оздоровительной и адаптивной физической культуры лежат определенные, и, прежде всего, познанные законы и закономерности дидактики -законы обучения:

а) Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. В применении к оздоровительной и адаптивной физической культуре он раскрывает объективный процесс влияния общества и государства на физкультурное образование личности как практически здорового человека, так и имеющего ограничения функциональных возможностей. Закон позволяет исполнять социальный заказ государства по социализации и интеграции личности в общество с помощью средств физической культуры.

б)  Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности. Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности, осознанного отношения к ценностям физической культуры и самовоспитания личности, которые определяют конечный результат деятельности.

в)   Закон целостности и единства педагогического процесса Закон означает единство биологического и социального, психического и физического, что обуславливает необходимость гармонического единства содержательного и рационального, эмоционального и мотивационного компонентов в обучении.

г) Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности. Реализация этого закона в практике физической культуры обусловлена, прежде всего, многообразием индивидуальных особенностей человека и степенью нарушений здоровья.

Закономерности обучения:

Закономерности рассматриваются как выражение действия законов в конкретных условиях, но отличаются тем, что носят преимущественно вероятностный характер, т.е. проявляются не в каждом отдельном случае, а в некотором множестве и выражают общую тенденцию педагогического процесса (Занков Л. В., 1990).

Выделяют внешние и внутренние закономерности процесса обучения, которые характерны как для оздоровительной, так и адаптивной физической культуры.

Внешние закономерности выражают зависимость успешности педагогического процесса от социальных условий, экономической и политической ситуации, уровня культуры и образования, потребности общества в здоровом человеке (определенном типе личности).

Внутренние закономерности определяются связями между компонентами процесса обучения: целями, методами, средствами и формами. Таких закономерностей много, но действуют они только при создании обязательных условий обучения.

Например, можно указать на зависимость результата обучения от взаимодействия учителя и ученика. Предполагая, что чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность, тем выше качество обучения. Если взаимодействие учитель — ученик нарушено, нет соответствия целей участников процесса обучения, то педагогическая деятельность будет малоэффективной. В адаптивной физической культуре на достижение цели (формирование знаний, умений и навыков) может повлиять целая группа сбивающих факторов (ухудшение здоровья, боль, психологический дискомфорт и др.) В таких случаях достижение цели требует не только коррекции педагогических воздействий, но и более продолжительного времени обучения.

В качестве другой закономерности можно привести зависимость прочности усвоения учебного материала от прямого или отсроченного повторения изученного. В физической культуре несомненно успех обучения движениям зависит от упражняемое™, повторяемости и тренировки, но для успеха в реализации двигательных действий существенная роль принадлежит методам, активизирующим двигательную, эмоциональную, интеллектуальную и речевую

деятельность. Особенно важно это для лиц с ограничением познавательных способностей (потеря слуха, зрения, умственная отсталость и др.).

Таким образом, учет законов и закономерностей дидактики, взаимодействие социального, природного и особенного в развитии человека в случае стойких нарушений организма требует унификации принципов, разделения их в соответствии с социально-педагогическими детерминантами.

Оригинал статьи размещен здесь:Источник
Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: