Выбор высоко информативных показателей отбора и составлений на их основе программ тестирования спортивных способностей (или определения их задатков) обусловлены как общими требованиями теории тестов, так и специфичностью методологии отбора. (В. М. Зациорский 1982).
Помимо стабильности и воспроизводимости теста, получаемый в нем показатель должен быть, прежде всего, валидным относительно оцениваемого качества (свойства) Особую ценность для отбора имеют показатели, влияющие на развитие потенциальных возможностей.
Следует учитывать, что уровень предварительной подготовленности, особенности биологического (в том числе и физического) развития, а также другие преходящие факторы влияют на информативность параметров. Это особенно важно учитывать в тех случаях, когда спортивная пригодность (или прогноз успешности) основывается на результатах педагогических или физиологических тестов, результаты которых обусловлены действием многих механизмов.
Приведем пример. При отборе детей в спортивное плавание широко используют тест «скольжение в воде». В исследованиях Н. В. Ермоловой методом классификации объектов было установлено, что в зависимости от успешности обучения навыкам плавания дети 7 лет представляют разные типы. Соответственно для слабых, средних и сильных детей относительные оценки обучаемости, прогностическая информативность теста разная.
Пол ребёнка также влияет на признаки, определяющие результативность теста. Так, у мальчиков на результат теста влияет большая подвижность в плечевых и тазобедренных суставах, тогда как у девочек — умение управлять параметрами силы и собственно силовыми возможностями. Было также установлено, что у наиболее успешно обучающихся плаванию мальчиков тест «скольжение в воде» в целом не информативен и он не коррелирует ни с одним из критериев успешности обучения.
Наибольшее количество признаков, влияющих на результат в тесте, выявлены у детей со средними способностями к обучению плаванию, свидетельствующее о широких возможностях у них к взаимокомпенсации: любое преимущество параметров телосложения, аппарата дыхания, подвижности в суставах, силы, координации движений, а также трудолюбие и работоспособность сказываются на результатах тестирования специальных «плавательных» способностей.
Для слабо успевающих детей тест оказался мало информативен в виду их слабой подготовленности в целом. Для таких детей результаты теста определяли в первую очередь размеры тела, аппарат внешнего дыхания, устойчивость к гипоксии, двигательную подготовленность, посещаемость занятий и т. п. (статистическая связь невысока).
Вместе с тем были выделены признаки, влияющие на результаты теста независимо от пола ребенка, уровня подготовленности или физического развития. Они включали длину конечностей, психическую выносливость и вестибулярную устойчивость, ЖЕЛ, подвижность в суставах, способность к тонкой дифференциации усилий.
Следовательно, анализ структурной организации теста выяснил сложный состав его характеризующих признаков. Перечисленные выше общие для всех групп признаки отличаются высокой устойчивостью индивидуальных различий в возрасте от 7 до 10 лет.
Так называемый «кластерный анализ», при котором на основании множественных показателей объекты группируются в классы с более однородной по характеру организации признаков, внутри которых уже анализируют тип состояния
Сложная природа теста специальной подготовленности делает его малопригодным для целей начального отбора и показывает, что его лучше использовать для контроля на этапе начального обучения детей. А для качественного решения задач отбора нужны измерения антропометрических, функцио- нально-соматических и психофизиологических параметров. Понятно, однако, что организовать обследование по широкому комплексу показателей труднее, чем определить по одно- му-двум тестам уровень двигательной подготовленности.
Сложной, требующей метрологического решения, является и проблема правомерности формирования итогового заключения о пригодности (перспективности) на основе суммирования оценок двигательной подготовленности, показателей физического развития и т. п.
Т.С. Тимаковой (1994) было установлено, что общая сумма баллов (ОСБ) оценки 21 показателя весьма информативна для целей ближнего, тогда как для среднесрочного и тем более дальнего прогноза — малопригодна без учёта типологии развития юного спортсмена.
Сильное влияние на тип состояния оказывает темп индивидуального развития, включая показатели физического развития и половой зрелости, суммарная оценка тестов — общий уровень двигательной подготовленности. Последняя тесно взаимосвязана с другими интегральными характеристиками. В возрасте 10-12 лет девочки и мальчики по абсолютному спортивному результату не различались между собой на уровень взаимосвязи признаков.
Для девочек характерна большая взаимозависимость всех признаков, обобщенные характеристики оказывают сильное влияние на спортивную результативность. Высокую информативность проявляют суммарная оценка показателей физического развития и результаты в двигательном тесте «бросок мяча 2 кг», которые имеют сильную связь со всеми интегральными характеристиками и соматическими признаками. Стаж занятий спортом в этом возрасте не информативен для контингента девочек.
Для мальчиков 2 информативных признака — общая сумма баллов оценки всех показателей и биологический возраст — не влияют на спортивную результативность в этом возрасте. Спортивная квалификация (разряд) и собственно спортивный результат сильно связаны с показателями специальной (технической) подготовленности и с паспортным возрастом. Для мальчиков возрастает значимость функционально-соматических характеристик (ЖЕЛ, силы кисти) и стаж занятий спортом. Общая оценка показателей физического развития непосредственно на спортивную результативность не влияет.
С помощью методов кластерного и факторно-типоло- гического анализа выявлена неоднородность контингента юных спортсменов одного возраста относительно прогностической значимости отдельных показателей. Наибольшую информативность имеют параметры специальной подготовленности и соревновательной деятельности, характеризующие специфические координационные способности и техническую подготовленность детей. Но вклад их в спортивный результат меньше по сравнению с интегральными характеристиками, которые тесно между собой связаны, находятся в зависимости от биологической зрелости индивида.
Исследования, проведенные по данным представителей других видов спорта, указывают на общность характера взаимосвязи рассмотренных выше показателей, позволяющие выделить единые подходы к оценке индивидуальных особенностей с целью отбора и прогноза спортивной успешности относительно решения задач вышестоящих этапов многолетней подготовки.