В соответствии с законами развития живой материи возраст молодежи, активно занимающейся лыжными гонками, совпадает с периодом высокоактивного биологического созревания организма. В общей возрастной эволюции человека именно в этот период жизни в организме происходят самые интенсивные изменения, ведущие к биологической зрелости.
Хотя индивидуальные сроки начала и завершения процесса биологического созревания существенно варьируются, период в целом имеет общие признаки и закономерности. В нем довольно четко выделяются три фазы. Первая фаза характеризуется превращением ребенка в подростка и сопровождается возрастающим ускорением роста тела в длину, интенсивным усилением выраженности внешних (вторичных) признаков полового созревания.
Вторая фаза, реализуя эти качественные изменения, превращает подростка в юношу/девушку. В третьей фазе биологического созревания доминируют процессы превращения конституции юноши в конституцию взрослого мужчины, девушки — в женщину со всеми присущими проявлениями усиленной выраженности так называемых третичных признаков полового созревания.
В зависимости от сроков начала и продолжительности каждой фазы биологического созревания выделяют ускоренный, средний (нормальный) и замедленный типы биологического развития. При ускоренном развитии (акселерации) процесс полового созревания начинается рано, быстро протекает и завершается. При этом у девочек первые признаки полового созревания появляются в 8-9 лет, а у мальчиков в 10-11 лет, а завершаются эти процессы соответственно в 14-16 и в 16-18 лет.
Для среднего типа развития (нормотипы) характерно появление у девочек первых признаков полового созревания в 10-11 лет и окончательных (дефинитивных) в 18-19 лет. У юношей среднего, нормального по срокам и темпам, типа развития начальные признаки появляются в 12-13 лет, а завершается развитие-в 20-21 год.
К позднему типу развития (ретардации) относят появление первых признаков полового созревания у девочек после 12-13 лет, а у мальчиков — позднее 14-15 лет.
Среди лыжников-гонщиков редки случаи крайних типов биологического развития, т.е. ярко выраженной акселерации или ретардации. Преобладают средние, нормальные по срокам и темпам, типы. Нарядусэтим среди квалифицированных лыжников нередко встречаются сложные типы развития, которые отличаются сменой скорости прохождения отдельных биологических фаз.
Например, при раннем начале периода полового созревания затем в течение довольно длительного времени наблюдается неполная, неясно дифференцируемая форма протекания заключительной биологической фазы. Встречаются лыжники, которые в возрасте 20-21 года имеют биологическую зрелость, по всем признакам соответствующую лишь окончанию второй фазы биологического развития.
В целом в возрастной динамике биологического развития четко выражены различия по полу: девочкам свойственно более раннее (на 1 -2 календарных года) начало и окончание биологического созревания.
Индивидуальная вариативность сроков и темпов биологического созревания обусловливает и разную его продолжительность
— от 5-6 лет у представителей акселерированного типа развития и до 12-14 лет и более у лиц, чаще мужского пола, со сложным, чрезмерно затянутым процессом биологического созревания.
Индивидуальные различия в темпах биологического созревания не являются препятствием для занятий лыжными гонками. Ускоренный, нормальный, замедленный или сложный типы биологического развития не могут служить показанием или противопоказанием для зачисления в лыжные группы/секции. В этой связи в подготовке юного лыжника учет биологического возраста имеет особо важное значение, т.к. возраст паспортный зачастую не совпадает с возрастом биологическим и дети одного паспортного возраста могут различаться по уровню биологической зрелости на 1 -4 года.
Эти различия имеют принципиальное значение, поскольку в соответствии с общими закономерностями развития организма биологический возраст значительно больше паспортного влияет на характер происходящих в организме функционально-структурных изменений, их величину и направленность, на динамику показателей физического развития, на факторы, определяющие спортивный результат в лыжных гонках. В частности, основополагающий для лыжника функциональный показатель — МПК — достигает среди одногодок 25-процентной вариативности.
В группе 14-летних лыжников-подростков уровень биологической зрелости может быть оценен от 1 до 6-7 баллов, что существенно изменяет показатели максимальных аэробных энергетических возможностей — от 2,79 л/мин при минимальном уровне зрелости до 3,54 л/мин с достижением 6-7 баллов. А среди 16-летних юношей биологическая зрелость может колебаться от 2-3 до 8-9 баллов и преимущество биологически более зрелых составит по МПК в среднем 0,62 л/мин (от 3,55 л/мин при 2-3 баллах до4,17л/мин при 8-9 баллах).
Обеспечение организма кислородом начинает дыхательная система. Среди характеризующих ее показателей наибольшее информационно-практическое значение наряду с общедоступностью в регистрации имеет для лыжника-гонщика жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — количество воздуха, которое может быть выдохнуто из легких после максимального вдоха.
Этот жизненно важный показатель, например у 13-летних девушек, биологическая зрелость которых оценена в 1 балл, составляет в среднем 2,7 см3, а при показателе биологического развития в 6-7 баллов девушки этого же календарного возраста имеют ЖЕЛ в среднем 3,4 см3.
Еще более существенно динамика ЖЕЛ зависит от биологического статуса юношей. Так, у 14-летних подростков спирометрия варьируется в среднем от 3,4 до 4,5 см3. Более того, у юношей 14 лет с биологическим уровнем развития в 6-7 баллов ЖЕЛ выше, чем у 16-летних, имеющих 2-3 балла .
Аналогичный принцип зависимости функционального развития от биологической зрелости характерен и для других органов и систем. При одинаковом календарном возрасте различия в индивидуальных темпах биологического созревания проявляются в разновременности наступления активных периодов наибольшего естественного прироста в развитии силы, скорости, выносливости. Поэтому лучших достижений в период полового созревания добиваются, естественно, лыжники-гонщики, имеющие больший биологический возраст.
На практике формирование групп и планирование тренировочных нагрузок только с учетом календарного возраста занимающихся чревато большими тренерскими просчетами.
Например, в группе лыжников-подростков 13 лет по уровню биологического развития (биологическому возрасту) могут оказаться и 10- и 16- летние. Предлагать таким подросткам одинаковые тренировочные нагрузки и требовать их обязательного выполнения, конечно, нельзя. Хотя именно так, к сожалению, и поступают нередко на практике. Биологически более зрелые подростки провоцируют форсирование подготовки, в силу чего у них истощаются потенциальные возможности, а лыжники с нормальными и тем более замедленными типами биологического развития вынуждены бывают работать на пределе адаптационных возможностей.
Преимущество биологически более зрелых подростков является, как правило, временным. Выполняемые юными лыжниками физические нагрузки, динамику спортивных достижений необходимо анализировать во взаимосвязи прежде всего с биологическим возрастом.
У юных лыжников, достигших высокого спортивного результата лишь благодаря более раннему биологическому созреванию, в большинстве случаев через 2-4 года темпы роста спортивных результатов значительно замедляются по сравнению со сверстниками, которые чаще всего с достижением соответствующего биологического уровня развития не только догоняют, но и опережают их.
Для объективной оценки истинных способностей юного лыжника важно установить, чем обусловлено его превосходство над сверстниками: природной, генетически унаследованной одаренностью к занятиям именно лыжными гонками или всего лишь более ранним биологическим созреванием.
Нередко лыжники-подростки с нормальными и замедленными типами биологического развития по мере достижения одинакового уровня биологического созревания оказываются потенциально более способными и перспективными.
Определение биологического возраста юных лыжников является существенным резервом оптимизации многолетней подготовки, т.к. позволяет более точно следовать законам возрастного развития и на этой основе объективно оценивать индивидуальные особенности, возможности занимающегося, достаточно обоснованно прогнозировать тенденции роста и развития его спортивных способностей.
Для определения биологического возраста используют показатели, отражающие развитие определенных органов и систем: развитие зубов, окостенение скелета, содержание половых гормонов, развитие признаков полового созревания и др.
При всей диагностической ценности указанных индикаторов биологического возраста предпочтительнее использовать не отдельные признаки, а комплекс морфофункциональных показателей.
Среди многочисленных методик определения биологического статуса юных спортсменов применительно к занимающимся лыжными гонками наиболее проста и приемлема для практической реализации и вместе с тем достаточно информативна методика, основанная на контроле за последовательностью появления и развития вторичных половых признаков. У мальчиков, в частности, оволосение происходит в следующем порядке: в подмышечной впадине, затем на лице (над верхней губой, на щеках, на подбородке с потребностью в эпизодическом, периодическом и постоянном сбривании бороды) и после этого — на груди.
У девочек первыми из вторичных половых признаков развиваются молочные железы, затем появляется волосяной покров в подмышечных впадинах и после этого — первая менструация, которая является наиболее четкой вехой на пути полового согревания женского организма. Иная последовательность у здоровых, нормально развивающихся мальчиков и девочек практически невозможна. Для более дифференцированной оценки уровня биологической зрелости можно использовать 9-балльную шкалу.
Особого внимания заслуживают показатели, характеризующие биологический статус (от 4 до 9 баллов), который совпадает с наиболее ответственным этапом многолетней подготовки лыжников-гонщиков. Как видно из таблицы, биологический возраст от 1 до 3 баллов соответствует превращению ребенка в подростка.
Балл 4 характеризует начало, а балл 6-завершение формирования из подростков юноши/девушки. Биологический возраст в 7-8 баллов формирует мужчину/женщину 9-балльная оценка свидетельствует о вступлении в основной период жизни — зрелость. Таким образом, градация биологического возраста от 1 до 9 баллов охватывает период многолетней подготовки лыжника-гонщика от 9-10 лет до достижения основной возрастной группы.
Определение биологического статуса по этой методике и степени его совпадения с календарным возрастом могут успешно и достаточно корректно проводить не только врачи, но и тренеры. Причем нет необходимости организовывать какие-то специальные осмотры на зрелость, лучше это делать во время и по ходу традиционного и привычного для занимающихся антропометрического осмотра.
Когда при оценке осанки выявляют стадию оволосения в подмышечной впадине, при обмере грудной клетки — степень развития у девочек грудных желез, а внимательно глядя на лицо мальчика оценивают степень оволосения на различных его частях, интенсивность проявления щитовидного хряща (кадыка), не оставляют без внимания мутацию голоса.
Особенно внимательным, осторожным и деликатным надо быть при первичном осмотре прежде всего подростково-юношеского контингента лыжников, среди которых чаще встречаются крайние разновидности типов биологического развития.
Если обследования проводятся регулярно, да еще одним и тем же специалистом, то юные лыжники относятся к этому спокойно, а по море понимания истинного значения полученных результатов проявляют немалую заинтересованность. Ведь знание своего биологического статуса позволяет одним избежать чрезмерного головокружения от успехов и превосходства над сверстниками, а другим — менее болезненно пережить неудачи и поражения на лыжне, понимая, что они, возможно, временны и могут быть связаны с задержкой естественного биологического созревания.
В процессе возрастного развития девушек наиболее ответственным является период установления биологического (менструального) цикла. По продолжительности он имеет индивидуальные различия и может быть укороченным — 21-23 дня, средним — 24-26 дней, удлиненным — 27-30 дней и длительным — 31 — 36 дней. У лыжниц преобладает 27-30-дневный цикл. Спортивный стаж и квалификация не изменяют его продолжительности.
Весь цикл принято делить на 5 фаз. До сих пор сохраняются разногласия по вопросу о динамике работоспособности и изменению адаптационных возможностей организма в течение биологического цикла. У многих женщин в менструальные (I фаза), овуляторные (III фаза), и предменструальные (V фаза) дни обнаружено снижение физической работоспособности, повышение функциональной стоимости выполняемой работы. Иногда возникает состояние физиологического стресса.
А в четные фазы — постменструальную (II) и постовуляторную (IV) работоспособность организма повышается. С учетом этой основной физиологической особенности женского организма в работе со спортсменками биологический цикл предлагают рассматривать как мезоцикл, а отдельные его фазы как микроциклы. Теоретически такой подход к построению тренировки женщин вполне оправдан, внедрить же его во всеобщую практику подготовки спортсменок вряд ли возможно.
В пользу такого предположения склоняет сама цель занятий спортом — успешное выступление на соревнованиях постепенно повышающегося масштаба. А сроки проведения соревнований, в том числе и самых ответственных, определяются, как известно, единым для всех календарем соревнований. Следовательно, они могут совпадать с любой фазой биологического цикла участниц.
С учетом реалий спортивной практики характер изменений в адаптации организма к физическим нагрузкам в течение биологического цикла разумнее всего учитывать при отборе спортсменок в более квалифицированные группы подготовки.
Среди исследователей спортсменок, вошедших в мировую элиту, значительно преобладают убежденные в повышении функционального состояния и росте спортивных результатов во всех без исключения фазах биологического цикла, когда он физиологичен, т.е. все происходит своевременно и безболезненно.
Таким спортсменкам не надо искусственно изменять тренировочную или соревновательную программы. Одинаково успешно, с полноценной отдачей они тренируются и соревнуются в любой день. Замечено, что спорстменки, способные тренироваться и участвовать в соревнованиях в предменструальной и менструальной фазах, сохраняют обычную работоспособность и показывают характерные для их уровня подготовки результаты, а порой даже достигают своих максимальных показателей.
Истинность такого заключения подтверждает практика подготовки и выступления в соревнованиях сильнейших лыжниц мира, блестяще выполнивших и функцию деторождения. В их числе наши прославленные соотечественницы Любовь Баранова, Алевтина Колчина, Елена Вяльбе, Ольга Данилова, Лариса Лазутина, Юлия Чепалова, а феноменальная олимпийская чемпионка XX столетия в лыжных гонках и биатлоне Анфиса Резцова — многодетная мама.
Из всех фаз биологического цикла наиболее ответственной является первая, при проведении тренировочных занятий в этой фазе необходимо соблюдать особую осторожность.
Если в собственно менструальную фазу отмечаются повышенная утомляемость, ухудшение самочувствия, отсутствие желания тренироваться, повышенная раздражительность и тем более обильное кровотечение, головокружение, боли внизу живота и в области поясницы, другие негативные симптомы, то нагрузку безусловно надо дифференцировать.
В первую очередь сокращают или полностью исключают упражнения на силу, с сильным натуживанием и сотрясением тела, снижают общую интенсивность физической нагрузки, затем уменьшают объем. При болезненных симптомах необходимо полностью прекратить тренировки и, естественно, освободить лыжницу от соревнований до окончания менструации.
Перегрузки и игнорирование отклонений в самочувствии здесь недопустимы. Тренировки должны строиться с таким расчетом, чтобы полностью исключить отрицательное воздействие занятий лыжными гонками на уникальную биологическую функцию женского организма — деторождение.
В связи с этим абсолютно недопустимо применение юными лыжницами гормональных средств и лекарственных препаратов, которые искусственно либо удлиняют, либо укорачивают биологический цикл, подгоняя его продолжительность под календарь соревнований. За такое грубейшее вмешательство в физиологию женского организма, тем более растущего, спортсменки нередко расплачиваются позже, по окончании спортивной карьеры.
Убеждена: какими бы выдающимися ни были достижения в спорте, равно как и в других сферах жизнедеятельности, важнейшей для женщины остается функция материнства, имеющая фундаментальное социальное значение. Ведь от женщины как от продолжательницы рода человеческого зависит будущее существование любой нации.
Наряду с этим общеизвестно, что многие болезни взрослых закладываются с самого начала развития зародыша еще в утробе матери. Поэтому женщины должны заботиться об укреплении своего здоровья вдвойне: как для самих себя, так и для потомства. Состояние здоровья женщин, нынешних девочек и девушек, во многом определяет и будущее здоровье населения каждой страны.
Первичные сведения о характере течения биологического цикла у юных лыжниц можно получить с помощью анкетирования, а затем из дневника тренировок. В разделе «Самоконтроль» или «Оценка самочувствия» спортсменки должны отмечать продолжительность всего биологического цикла и первой, менструальной, фазы, а также имеющиеся при этом отклонения и негативные симптомы.
Что касается особенностей построения тренировочных занятий в связи с беременностью и последующими родами, то, по среднестатистическим данным, практика утверждает и специалисты рекомендуют при отсутствии патологических симптомов в первые 3 месяца беременности продолжать тренировки без заметных изменений, в последующие 3 месяца необходимо снизить и ограничить нагрузку, а в последние 3 месяца — спортивные тренировки надо прекратить и перейти на физкультурно-оздоровительную умеренную двигательную активность, отдавая предпочтение ходьбе, спокойному плаванию, прогулкам на велосипеде и на лыжах зимой (безопаснее и надежнее с сопровождающим или вблизи от дома). Такой дородовой двигательный режим позволит через 3-4 месяца после рождения ребенка приступить к тренировкам.
Что касается индивидуальной тактики, то среди женщин-спортсменок известны примеры достижения выдающихся результатов как в начале беременности, так и вскоре после рождения ребенка. Например, семикратная чемпионка мира по спортивному ориентированию Л. Вейялайнен однажды стала чемпионкой мира, будучи на третьем месяце беременности. Ее муж и тренер считает беременность своеобразным дозволенным допингом, в результате которого увеличивается объем крови, укрепляется организм.
По мнению специалистов, если сопоставить отдельные преобразования, происходящие в организме беременной женщины, с морфофункциональными изменениями, возникающими вследствие тренировочных нагрузок, то можно весьма определенно говорить о существенном сходстве «эффекта беременности» с эффектом тренировки.
Самое быстрое послеродовое возвращение на пьедестал почета явила миру одна из лучших бегуний планеты на длинные дистанции? Уже через три месяца после рождения ребенка, осенью 1999 г., она установила высшее мировое достижение в беге на 5 миль, а еще через неделю — личный рекорд в полумарафоне. Наконец, летом 2000 г. на Олимпиаде в Сиднее ей вручили серебряную медаль в беге на 5 км.
Преимущество циклических видов спорта на выносливость, включая, естественно, и лыжные гонки, в том, что при благоприятных медицинских, бытовых, социальных факторах спортсменки могут практически на протяжении всей беременности и сразу после рождения ребенка применять специализированные нагрузки в аэробном биоэнергетическом режиме. Эти нагрузки воздействуют как раз на те системы организма, которые значимы в упражнениях на выносливость.
Следует выделить известную на практике категорию тренеров и спортсменок, которые преднамеренно используют паузу в тренировочном процессе, вызванную беременностью, как возможность восстановления адаптационных резервов организма для последующих полноценных тренировок и еще более успешных выступлений на соревнованиях.
В работе с юными лыжниками повышенного внимания заслуживает подростковая фаза биологического развития, в которой при усиленной выраженности признаков полового созревания происходит самая интенсивная по сравнению с другими периодами жизни перестройка психики. Подростковый возраст — время разочарований. Подросток расстается с иллюзиями, святой верой в справедливость, порядочность, человеческое достоинство, в чудеса. Начинается жизнь точь-в-точь по Давиду Самойлову:
… Мы с тобой в чудеса не верим,
Оттого их у нас не бывает…
А ведь до недавнего времени именно эта вера позволяла ребенку преодолевать чуть ли не все страхи, защищала от великого множества негативных реалий жизни. Подростку нужно научиться приспосабливаться, не всегда замечать очевидное хамство, жестокость, насилие, ложь, не всегда доверять не только сверстникам, но и взрослым.
То есть надо обучиться как раз тем многим вещам, от которых совсем недавно и в семье, и в школе настойчиво отучали, запрещали, ругали, наказывали за их проявления. Именно в подростковом возрасте многие впервые сталкиваются с вопиющими противоречиями, которыми насыщена повседневная жизнь, начинается овладение великим жизненным искусством и высшим правилом — жить не по лжи. Детство закончилось, а взрослые зачастую по- прежнему не принимают за равного, отсюда возможная агрессия, глубокая обида, жестокость. К этому располагает и повышенная лабильность механизмов высшей нервной деятельности, когда процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
Отсюда у подростков нередко проявляется психическая неуравновешенность, повышенная эмоциональность. Они проявляют особый интерес к своей личности, стремление показать себя, самоутвердиться . Некоторых интенсивно беспокоят мысли о сущности, истинных ценностях и цели жизни. Многие подростки стремятся быть максимально самостоятельными и независимыми. Обладая сильно выраженным чувством справедливости, они уже не подражают взрослым безоглядно, не выполняют их требований безоговорочно и безропотно.
Если в более раннем возрасте многое принимается без всяких сомнений, то теперь поступки и действия окружающих сверстников и особенно взрослых критически оцениваются, переосмысливаются с повышенной требовательностью.
В этот период чрезвычайно высока психологическая ранимость, чем прежде всего и объясняются нередко возникающие грубость, невыдержанность. Повышенная возбудимость и быстрая утомляемость центральной нервной системы зачастую приводят к резкой смене настроения. Некоторые лыжники-подростки имеют склонность к переоценке своих физических возможностей и спортивных достижений.
После неудачных выступлений на 1-2 соревнованиях они иногда боятся выходить на старт, начинают терять веру в свои силы, у них пропадает интерес к тренировкам. Следствием таких негативных проявлений может быть преждевременный уход из спорта, в том числе и одаренных лыжников.
Весь комплекс функционально-психологической перестройки в подростковом периоде биологического созревания требует педагогического такта и большого запаса терпения от родителей, тренеров, всех тесно контактирующих с подростками взрослых.
Подросток — человек нежного возраста. Становлению личности каждого юного лыжника содействует тонкий, гибкий, добрый, бережный строго индивидуальный подход с разумной дозой предоставления прав-свобод и требований к обязанностям.
Для процесса развития физического потенциала лыжника-гон- щика в известной степени критическим является возраст 21-22 года. В этом возрасте часто наблюдаются неожиданные и на первый взгляд необъяснимые срывы, когда лыжник вдруг начинает проигрывать тем, у кого всегда выигрывал, а лыжная дистанция кажется ему длиннее, чем обычно.
Это еще недостаточно изученное явление, по-видимому, связано с перестройками, происходящими в двигательной сфере человека на границе двух этапов возрастного развития. К этим срывам и спадам нужно относиться возможно спокойнее. Лучше всего просто переждать, перетерпеть их, несколько изменив характер физических нагрузок, тем более что этот неблагоприятный период длится всего несколько месяцев.
Основные выводы
- Занятия лыжными гонками в детско-юношеском возрасте совпадают по времени с периодом активного биологического созревания, когда в организме занимающихся происходят закономерные возрастные морфологические и функциональные изменения, формируется психика. Этапам жизни, связанным с превращением ребенка в подростка, подростка в юношу/девушку и латем в мужчину/женщину, присущи свои особенности. Наиболее сложные и интенсивные изменения происходят в период полового созревания, сроки наступления и завершения которого имеют существенные индивидуальные различия. Занятия лыжными гонками показаны любому типу биологического развития. Поэтому один и тот же паспортный возраст объединяет контингент юных лыжников, биологический возраст которых может не совпадать с календарным на 1 -4 года.
- С целью диагностики биологического возраста наиболее простой и доступной для практического применения и вместе с тем достаточно информативной является методика, основанная на использовании в качестве индикаторов возраста последовательности проявления и степени развития вторичных половых признаков с оценкой по 9-балльной шкале. Градация биологического возраста от 1 до 9 баллов охватывает период многолетней подготовки лыж- ников-гонщиков от новичков (9-10 лет) и до достижения основной возрастной группы. Наиболее ответственным этапам многолетней подготовки соответствует биологический статус от 4 до 9 баллов.
- У юных лыжников с одинаковыми хронологическими возрастными данными биологический возраст, определяемый индивидуальными темпами биологического созревания, в значительно большей степени и достовернее отражает истинное местонахождение каждого занимающегося в его возрастной эволюции, четче характеризует происходящие в организме функциональноструктурные изменения, их последующую направленность, тенденции роста, перспективы совершенствования. Лыжник, раньше вступивший в период наиболее стремительного роста и развития, т.е. биологически более зрелый, имеет закономерное и, как правило, временное преимущество перед сверстниками.
- Определение биологического возраста юных лыжников является существенным резервом оптимизации многолетней подготовки, т.к. позволяет более точно следовать законам возрастного развития, объективно оценивать индивидуальные особенности и возможности, достаточно обоснованно прогнозировать тенденции роста и развития спортивных способностей, а также степень природной генетической предрасположенности к будущим высоким спортивным достижениям в лыжных гонках.