sport-in » Статьи » Полезная информация » Генетическая предрасположенность к занятиям лыжными гонками

Генетическая предрасположенность к занятиям лыжными гонками

0 1 806 06-09-2020 06:34

Генетическая предрасположенность к занятиям лыжными гонкамиЛюбая физиологическая функция и каждый процесс в организ­ма человека по происхождению — генетические: они запрограм­мированы совокупностью унаследованных генов.

Если вдумчиво проанализировать научные открытия, сделан­ные в последние годы минувшего века, то можно признать, что наступившее столетие — это век биологии, и основные достиже­ния в этой области будут связаны прежде всего с развитием мо­нокулярной генетики человека как высшей формы реализации феномена жизни.

Наиболее авторитетный в мире научный журнал “Nature” (от 12февраля 2001 г.) опубликовал новые данные о количестве ге­нов у человека -32 тысячи. Это существенно меньше, чем пред­полагали ученые всего несколько лет назад, называя величину около 100 тысяч.

Представляют интерес и последние расшиф­ровки генома человека, которые показали, что идентифицироианные в настоящее время 32 тысячи генов составляют по объе­му только 5%, а 95% приходится на повторы разных типов, псев­догены, другие элементы, функциональная роль которых еще весьма неясна.

Фундаментальные научные исследования в биологии позво­лили выявить многочисленные жизненно важные возрастные за­кономерности совершенствования организма. Применительно к физкультурно-спортивной деятельности наиболее приоритетны, существенны и значимы следующие положения о генетическом потенциале резервов организма.

Первое. В настоящее время никто не возьмет на себя смелость отрицать, что такие качества человека, как сила, быстрота, вынос­ливость, а также свойства нервной системы, телосложение и т.д., передаются по наследству. Однако формирование, развитие и про­явление этих качеств в течение жизни подчиненно сложной цепи взаимодействия внутренних (генетических) факторов и внешне влияния окружающей среды.

В результате оптимального сочета ния этого взаимодействия унаследованные качества могут прояв­ляться больше или меньше, полностью или частично. Причем чащ(> всего сложно оценить, что вносит больший вклад в формирование качества — наследственность или внешняя среда? Поэтому разум но выяснять наследование определенной генетической предрас­положенности конкретного человека к развитию различных физи ческих качеств, выполнению тренировочных нагрузок разной энер гетической направленности и повышению соответствующей рабо­тоспособности организма.

Более того, долгое время эта пробле­ма рассматривалась только с позиций выявления связи между ге­нетической предрасположенностью человека к выполнению раз­личных физических нагрузок и спортивными результатами. Одна­ко исследования, выполненные на исходе XX столетия, показыва­ют возможность обратного влияния физических упражнений на усиление функции специфических генов.

Итак, общее развитие организма запрограммировано гене­тически, однако окончательная реализация генетической про­граммы существенно зависит от воздействия внешней среды. Для занимающихся физической культурой и спортом такой внешней средой является прежде всего тренировочная нагрузка.

Рост и развитие организма при безусловной подчиненности заложен­ной в него генетической программе в конечном итоге определя­ются характером воздействия на природные данные. Спорт со­здает уникальные условия для полноценной реализации генети­ческого потенциала резервов организма, но путь к физическому совершенству и тем более к раскрытию таланта лежит только че­рез выполнение напряженной физической нагрузки.

Современ­ный спорт — это прежде всего изнурительный труд, в лыжных гон­ках — и в жару, и в холод, и в дождь, и в снег, и в слякоть. Характер­ный признак таланта — потребность в труде и в бесконечной ра­боте над собой. Однако, заметим, если природное дарование от­сутствует, то трудом талант не приобретешь.

Второе. Степень воздействия наследственных и средовых факторов в различные возрастные периоды неодинакова. К фак­торам внешней среды, т.е. к тренировочным нагрузкам, организм наиболее чувствителен в ранние годы жизни, до наступления полной биологической зрелости. Юные лыжники, в частности за пер­вый 2-3 года регулярных занятий, достаточно легко повышают свою спортивную квалификацию от II юношеского до II взрослого разряда, что соответствует улучшению результата, а следовательно и приросту физического потенциала на 28-30%.

За последующие также 2-3 года тренировок многие выполняют I разряд, улучшая результат уже только на 11-12% (использованы раз­рядные нормативы на 2000-2010 гг.). Таким образом, при одинаковой продолжительности занятий лыжами (2-3 года) степень прироста показателей физического развития в группах 4-6-го годов обучения сокращается в 2,5 раза по сравнению с динами­кой в течение первых 2-3 лет занятий.

И если физическая подготовка на уровне II разряда по лыжным гонкам при 3-разовых за­нятиях в неделю доступна почти всем практически здоровым юношам и девушкам, а норматив I разряда под силу многим регулярно занимающимся 5-6 раз в неделю, то выйти на уровень мастера спорта способны лишь природно одаренные еще через 4 6 лет напряженных тренировок. Элитной же группы достига­ют только единицы талантливых спортсменов, генетически пред­расположенных к специфичной для лыжников-гонщиков функци­онально-двигательной деятельности.

Генетически обусловленные индивидуальные отличия способностей к высшим спортивным до­стижениям выражаются в существенных особенностях состояния и динамики биоэнергетического потенциала, в неодинаковых со­отношениях и взаимокомпенсациях функциональных возможно­стей различных систем организма, обеспечивающих соревнова­тельную деятельность лыжников-гонщиков мирового класса.

Третье. Величина тренирующего воздействия на организм физических нагрузок определяется нормой биологической реак­ции, которая также обусловлена генетически и, следовательно, строго индивидуальна. Особенно выразительно эта биологичес­кая закономерность проявляется с ростом спортивного мастер­ства, когда при одинаково добросовестном выполнении одной и той же тренировочной программы у квалифицированных лыжни­ков возрастает генетически обусловленная разница в приросте спортивных результатов.

В условиях напряженной мышечной де­ятельности адаптационные процессы в организме не могут про­должаться бесконечно. Существует вполне определенный, объек­тивно обусловленный генетическим фактором предел возможно­стей организма конкретного лыжника отвечать на тренирующие воздействия адекватными реакциями, т.е. свой спортивный «по толок», индивидуальные биологические границы уровня наивысших достижений. Каждый занимающийся покоряет свой «спортивный Эверест».

С учетом специфики энергетического обеспечения соревновательной деятельности в лыжных гонках основным фактором, определяющим работоспособность лыжника-гонщика, является его энергетический потенциал, определяемый прежде всего уровнем наследуемости МПК.

Индивидуальные показатели МПК у здоровых людей имеют довольно значительные отличия, что предопределяет использование этого показателя как главного критерии перспективности достижения высоких спортивных результатов в лыжных гонках. Генетически обусловлены не только исходный уровень развития этого показателя, но и степень его прироста в ответ на условия окружающей среды, т.е. резервные возможнос­ти спортивного совершенствования.

Общий размер прироста аэробной производительности определяется разными авторами от 20 до 100%. В последние годы все больше исследователей склоняются к тому, что прирост относительной величины МПК (с учетом веса спортсмена) составляет в среднем 1 /3 от исходного генетически унаследованного уровня.

Напряженная спортивная тренировка не может обеспечить функциональное развитие за пределы, определенные генотипом. Поэтому по перспективнос­ти занимающихся можно условно разделить на три группы: та­лантливые, очень способные, способные.

В практической работе, особенно с лыжниками-гонщиками олимпийского класса, необходимо руководствоваться тем, что применительно ко всей живой природе равенство — понятие абиологическое, его попросту не существует.

Именно отсутствие равенства в индивидуальной динамике спортивных достижений, особенно на пути в элитную группу, вынуждает вести непрерыв­ный, кропотливый, тонкий творческий поиск способов мобили­зации индивидуальных природных возможностей, целенаправ­ленного воздействия на присущие только этому спортсмену при­родные данные. На практике этот процесс нередко сопровожда­ется огорчениями, разочарованиями, тренерскими просчетами.

Зачастую на начальных этапах многолетнего тренировочно­го процесса из поля зрения выпадают одаренные подростки, отдает предпочтение детям средних способностей, которые в силу закономерных возрастных факторов показывают в детском или подростковом возрасте относительно высокие результаты.

Нередко приходится сталкиваться с тем, что любые ранние признаки необычных способностей принимают за проявление одаренности ребенка. В действительности же определение подлинных различий по одаренности требует тонкой, кропотливой работы по выявлению соотношения естественного возрастного воздействия и генетически обусловленного ИНДИВИ­ДУАЛЬНОГО отличия.

Для человека, способного к высшим спортивным достижениям, характерны присущие только ему качественные особенности природной одаренности. Поэтому слепое копирование индиви­дуальных планов и программ даже выдающихся спортсменов бессмысленно.

Четвертое. Все жизненные процессы сопровождаются затратами энергии и в биоэнергетическом обеспечении любого мы­шечного напряжения участвует комплекс метаболических про­цессов. Однако при каждой нагрузке преобладает свойственный ей биологический источник энергии. Имеющиеся научные дан­ные позволяют предположить, что способность к мобилизации тex или иных биоэнергетических процессов при выполнении физической нагрузки, видимо, определена генетически и взаимо­связана прежде всего с характерной для каждого спортсмена мышечной композицией.

По морфофункциональным свойствам мышечные волокна делят на три основных типа: I — медленные, неутомляемые; IIА – быстрые, устойчивые к утомлению; IIВ — быстрые, легкоутомляемые. Скелетные мышцы человека включают мышечные волокна всех типов. Их соотношение не зависит от принадлежности к муж­скому или женскому полу.

Медленные, малоутомляемые мышечные волокна (тип I) об­ладают хорошо развитой капиллярной сетью (в среднем 4-6 ка­пилляров на одно волокно), что позволяет получать достаточное количество кислорода для аэробного энергообеспечения дли­тельной работы на выносливость.

Быстрые, легкоутомляемые мышечные волокна (тип ИВ) окру­жены меньшим количеством капилляров. Они быстро утомляются и больше приспособлены для выполнения кратковременной, мощной работы анаэробного энергообеспечения, требующей большой силы и скорости сокращения мышц.

Быстрые, устойчивые к утомлению мышечные волокна (тип IIA) занимают промежуточное положение между типами I и IIВ. Эти сильные, быстро сокращающиеся волокна обладают большой аэробной выносливостью, используя для получения энергии как аэробные, так и анаэробные процессы.

У разных людей в одной и той же мышце соотношение числа медленных и быстрых мышечных волокон может достигать суще­ственных различий. В четырехглавой мышце бедра, например, со­держание медленных волокон может находится в диапазоне от 40 до 98%. В большей мере эти различия наследуются, т.к. в це­лом мышечная композиция находится под сильным генетическим контролем. Оказалось, например, что в мышцах выдающихся спринтеров количество быстро сокращающихся волокон доходит до 90%, а у марафонцев таких волокон только 15%.

Прежде всего в соответствии с мышечной композицией выделяют три типа биоэнергетической адаптации к избранной физ­культурно-спортивной деятельности: анаэробный (спринтерс­кий), аэробный (стайерский), смешанный (универсальный). Спортсмены со спринтерским типом лучше адаптируются к на­грузкам, в которых преобладают анаэробные источники обме­на.

Для стайерского типа предпочтительнее виды спорта с пре­валированием аэробных энергетических процессов. Наконец, спортсмены универсального типа лучше адаптируются к нагруз­кам с примерно равными долями обоих биоэнергетических ме­ханизмов.

Исходя из специфики двигательно-функциональной деятель­ности квалифицированных лыжников-гонщиков, к высоким дости­жениям в этом виде спорта наиболее предрасположены юноши и девушки, в метаболическом профиле которых некоторый пере­вес имеют аэробный и смешанный типы биоэнергетической адап­тации.

В составе их мышечной ткани должны несколько преобла­дать медленные волокна, хорошо снабжаемые кислородом, в избытке обеспеченные миоглобином и окислительными фермен­тами. Спортсмены, принадлежащие к этому генотипу, существен­но лучше и быстрее адаптируются к характерным тренировочным и соревновательным нагрузкам лыжника-гонщика.

На старте III тысячелетия в программы Чемпионата мира и зимних Олимпийских игр включена специальная спринтерская дис­циплина с последовательным «отсеиванием» участников в зависимости от уровня показываемых ими по ходу соревнования результатов. При таком поэтапном выбывании участников факти­ческие параметры соревновательной деятельности, в том числе ее объем и степень мобилизации функциональных возможнос­ти организма, у различных участников (дошедших и не дошед­ших до финала) оказываются совсем не одними и теми же, хотя все они участвовали в одном соревновании.

Длина дистанции в этой дисциплине — около полутора километров. В зависимости от количества предфинальных стартов участники финала повто­ряют ее 3-5 раз в течение одного соревновательного дня. Этот вид программы предъявляет повышенные требования к восста­новительным возможностям, тактике искусного распределения сил в процессе соревнования, особенно на предварительных стартах, а с позиции биоэнергетики — к анаэробному энергопотенциалу лыжника-гонщика.

В мышцах лыжника мирового уров­ня, специализирующегося в спринте, должны, видимо, заметно преобладать быстрые волокна, хотя на практике отдельные лыж­ники олимпийского класса показывают удивительную универ­сальность. Сенсационная победа в Нагано (1998 г.) нашей Юлии Чепаловой на марафонской дистанции получила феноменальное продолжение через 4 года в Солт-Лейк-Сити (2002 г.): она стала первой олимпийской чемпионкой в лыжном спринте. А чемпион мира 2003г. в лыжной гонке на 50 км Мартин Коцкал (Чехия) был пятым в соревновании спринтеров.

Для практики подготовки квалифицированных спортсменов весьма интересны исследования, выполненные в последние годы ушедшего века, которые ставят под сомнение относительную ста­бильность композиции мышц, неспособность основных типов волокон перерождаться в противоположные, отсутствие каких-либо существенных изменений в соотношении волокон двух основных типов в результате тренировки.

В проблеме морфоло­гической обусловленности спортивных достижений еще много недоказанного. Теория американского исследователя физиоло­гии работоспособности Ф. Голлника о генетической предопре­деленности различий в композиции мышц подтвердилась лишь частично.

Более глубокое изучение метаболизма мышечной тка­ни показало, что здесь не все задано от рождения и по составу мышечных волокон невозможно со 100-процентной точностью прогнозировать рекордные достижения, многое зависит от тренировки, под воздействием которой, видимо, возможно частич­ное преобразование некоторых свойств мышечных волокон раз личного типа, а также новообразование мышечных волокон.

Существенное изменение состава миофибрилл в скелетных мыш­цах под воздействием специальных упражнений за счет специ­фического подбора интенсивности и длительности их выполне­ния обнаружили, в частности, датские специалисты, работающие под руководством известного исследователя физиологии мышеч­ной активности Б. Салтина. Это принципиально новое положение было убедительно доказано определением мышечной компози­ции элитных бегунов-стайеров.

Индивидуальные генетически обусловленные различия в при­способлении организма к тренирующим факторам свидетель­ствуют о нежелательности крайних значений в соотношении во­локон быстрого и медленного типа в мышцах лыжника-гонщика. При наличии достаточно высокого процента содержания медлен­ных мышечных волокон лыжник должен иметь в мышце необхо­димый потенциал скоростных качеств, т.е. быстрых волокон.

Пятое. В каждом периоде возрастного развития величина воз­действия на организм тренировочной нагрузки должна соответ­ствовать его адаптационным возможностям. В юношеском воз­расте особенно опасны форсированные нагрузки, которые слу­жат чрезмерно сильными раздражителями и приводят к преждев­ременному исчерпанию адаптационных возможностей, являю­щихся физиологической основой тренированности. Такой «пере­бор» в нагрузке порождает у 15-17-летних юношей и девушек чув­ство изнуренности, усталости от занятий спортом, когда не хо­чется ни тренироваться, ни соревноваться.

Причем, испытывая вначале нежелание, а затем отвращение к занятиям лыжами, мно­гие морально очень болезненно переживают это. При чрезмер­ных нагрузках в юношеские годы к возрасту наивысших дости­жений (в лыжных гонках — 21-28 лет и старше) организм подхо­дит генетически истощенным.

Более того, неоднократное превы­шение индивидуально допустимых пределов адаптивной из­менчивости неизбежно приведет к разрушению естественных механизмов жизнедеятельности и развитию заболеваний. Чем более разностороннюю подготовку проходит юный лыжник, чем позднее он начинает подвергаться специализированным нагрузкам на пределе своих адаптационных возможностей, тем более стабильными будут результаты его выступлений в основной возрастной группе, тем более продолжительной ожидается его жизнь в спорте, тем больше у него вероятность войти в мировую элиту.

В спортивной практике есть множество примеров дости­жения результатов мирового уровня спортсменами, которые в детстве совсем не демонстрировали одаренности, а многие при­шли в спорт из-за проблем со здоровьем.

В прошлые годы возможность достижения выдающихся результатов связывалась прежде всего с увеличением общего объе­ма циклической нагрузки, в настоящее время — с оптимизацией различных компонентов тренировочного процесса на базе мак­симальной реализации индивидуальных генетически унаследо­ванных функциональных и адаптивных резервов, особенно на зак­лючительных этапах многолетней подготовки.

При достижении высшего спортивного мастерства индивиду­альный подход к оценке текущих и потенциальных возможностей лыжников олимпийского класса позволяет, с одной стороны, учитывать их генетическую предрасположенность к максимальной мобилизации потенциальных ресурсов организма в соревнова­тельных условиях, с другой — подбирать средства и методы этой мобилизации, адекватные текущему функциональному состоя­нию. Индивидуальные данные о переносимости нагрузки объективный ориентир для коррекции программы тренировки, особен­но на заключительном этапе подготовки к ответственным сорев­нованиям.

Шестое. В процессе возрастного развития человека существу­ют периоды, особо чувствительные к тренировочным нагрузкам, когда наблюдается ускоренный прирост того или другого физи­ческого качества и обеспечивающего его функционального по­казателя. В частности, развитию базового качества лыжника — выносливости и аэробного энергетического потенциала больше всего соответствует возраст 15-18 лет.

В этом возрасте относи­тельный количественный показатель естественного возрастного среднегодового прироста МПК достигает у лыжников-гонщиков наибольших величин -4-5 мл/кг/мин. Затем темпы прироста МПК существенно замедляются, несмотря на рост тренировочной на­грузки. Более того, если в 15-18 лет не проводить адек­ватных тренировок, стимулирующих развитие аэробных энерге­тических механизмов, то в дальнейшем практически невозмож­но в должной мере повысить функциональные показатели сер­дечно-сосудистой и дыхательной систем.

Именно в этом возра­сте аэробные нагрузки дают наибольший эффект по сравнению с предыдущими и последующими годами жизни. Возмещение ущерба от упущенного благоприятного периода для развития выносливости в последующем оказывается проблематичным, особенно если данное качество приблизилось к предельным ве­личинам естественного возрастного развития. Наибольшие по­казатели МПК достигаются к 20-25 годам.

Особого внимания заслуживает и то, что аэробная работоспо­собность, сформированная в 15-18 лет по закономерностям воз­растного развития в сочетании с длительными умеренными по интенсивности нагрузками, отличается достаточно высокой ста­бильностью. Даже в случае вынужденных перерывов в трениров­ках она в течение некоторого времени находится как бы в «ре­зерве» и после возобновления тренировок может быть восста­новлена на еще более высоком уровне.

Потребление кислорода находится в прямой зависимости от размеров сердца, параметры которого к 18 годам приближаются к таковым у взрослого человека. Исследования показали, что до 18-20 лет сердце больше увеличивается из-за естественного возрастного развития, а далее — благодаря тренировке.

Поэтому до 20 лет велика опасность «повреждения» сердца чрезмерны­ми, особенно скоростными, нагрузками. Форсированная подготовка, несоразмерная дозировка ослабляют сердце, тормозят развитие работоспособности. Даже одноразовая истощающая нагрузка в детско-юношеском возрасте может явиться причиной инфекционно-токсического повреждения сердца.

Возрастное развитие организма в целом протекает неравно­мерно — чередуются периоды ускорений, замедлений и относительной стабилизации в развитии. Генетически закономерным для многих является сложный, широковариативный темп индивидуального биологического развития, что повышает нестабиль­ность в динамике спортивных результатов.

Наряду с этим нео­дновременно (гетерохронно) в юношеские годы формируются, как известно, отдельные органы и системы. У лыжников-гонщиков чаще всего наиболее выразительно проявляется несоответ­ствие между темпами развития сердечно-сосудистой системы, которая составляет фундаментальную физиологическую основу спортивного мастерства, и приростом основных морфологичес­ких показателей, прежде всего весо-ростовых.

Период стреми­тельного прироста морфологических показателей при отстава­нии темпов совершенствования функциональных возможностей реже сопровождается стабилизацией и чаще — спадом (иногда значительным) спортивных результатов. Обусловленная нерав­номерностью возрастных изменений в организме отрицательная динамика показателей физической подготовленности юных лыж­ников, безусловно, временна, поэтому ее нельзя расценивать как свидетельство неперспективности занятий лыжными гонками.

В процессе возрастного развития происходят естественные количественно-качественные изменения скелетных мышц. Если у новорожденного вес всей мускулатуры находится в пределах 24% от веса тела, то к 18 годам доля мышечной массы возраста­ет до 40% от веса, а у спортсменов превышает 50%. Причем рас­тут мышцы неравномерно, к 15-18 годам они считаются функци­онально зрелыми.

Примерную оценку степени развития мышечной массы можно дать по предложенному И.Н. Абрамовским индексу мышечного раз­вития (im), который характеризуется отношением веса тела к кубу роста спортсмена:

Im = Р/Н , где Р — вес в кг, Н — рост в метрах.

По данным разработчика, у лыжников-гонщиков этот показа­тель находится на уровне 13,5-12,2. Если он выше 13,5, то это сви­детельствует об избыточной мышечной массе, а показатель ниже 12 — признак слаборазвитой мускулатуры. И первое, и второе снижает выносливость лыжника-гонщика.

Колебательный характер имеет и возрастное развитие двига­тельной функции человека. К числу первых видов движений, ко­торыми он овладевает после рождения, относятся ходьба и за­тем бег. Несмотря на такое раннее начало в их освоении стаби­лизация кинематических и динамических параметров этих осно­вополагающих жизненных двигательных действий, окончательное завершение развития двигательной функции в целом происхо­дит только к 18-20 годам.

Как общую закономерность следуют подчеркнуть, что из двух главных компонентов скорости — длины и частоты шага — наибольшие возрастные изменения наблюда­ются в длине шага.

Существующие закономерности возрастного развития двига­тельного потенциала человека должны быть положены в основу ов­ладения техникой передвижения на лыжах на разных этапах много­летней подготовки.

Следует признать, что в течение всего XX столетия практичес­кий спорт несколько опережал в своем развитии спортивную на­уку, основанную главным образом на анализе и осмыслении уже достигнутого спортсменами. В конечном счете основным источ­ником теории спорта явилось обобщающее познание реальной спортивной практики.

На рубеже веков спортивная наука достигла достаточно высо­кого уровня развития, и наши знания о процессах, происходящих в организме при напряженной тренировке и особенно во время соревнований, постоянно и достаточно быстро пополняются.

Ис­пользование последних достижений спортивной физиологии, биохимии, биомеханики, психологии, многих смежных наук по- жолило значительно продвинуться в понимании сущности реа­лизуемой на практике методики тренировки и наметить эффективные пути ее совершенствования. В современных условиях спортивные результаты достигли такого уровня, что приоритет в дальнейшем их прогрессе, безусловно, займет спортивная наука.

В наступившем столетии уже стала вполне реальной фигура тренера нового типа — человека, широко образованного, твор­чески, критически мыслящего, вполне способного на ответствен­ные и взвешенные самостоятельные суждения, владеющего собственной стратегией организации тренировочного процесса, настроения его содержания и всестороннего обеспечения, актив­ного потребителя разносторонней научной информации, тонкого психолога и менеджера, просчитывающего всевозможные пе­рипетии спортивной карьеры и личной жизни своего ученика.

Не менее серьезные изменения произошли и в личности современного спортсмена высокого класса, который и в нашей стране получил в настоящее время достойный социальный, правовой и экономический статус. Прежде всего следует подчерк­нуть заметно возросший интеллектуальный уровень большинства спортсменов, их глубокие профессиональные знания в области теории и методики тренировки, склонность к постоянной анали­тической деятельности, тонкой оценке многих параметров свое­го состояния.

Принципиально новые возможности для повышения профес­сионального образования прежде всего тренеров, а также спорт­сменов предоставляет Интернет. Здесь оперативно освещаются новости мира спорта, информация о сильнейших спортсменах, протоколы соревнований с анализом технико-тактических пара­метров соревновательной деятельности, результаты фундамен­тальных и прикладных научных исследований в области медико­биологического обеспечения тренировки, технической, тактичес­кой, психологической подготовки, дают советы и рекомендации ведущие тренеры мира и многое другое.

Общей и для тренеров, и для спортсменов стала потребность во взаимном обмене информацией. Такое взаимодействие обес­печивает поиск согласованных оптимальных решений по самым коварным вопросам, что является одним из важнейших условий достижения высокой эффективности процесса спортивной под­готовки, минимизации ошибок и просчетов.

Основные выводы

- С учетом закономерностей развития организма у каждого занимающегося лыжными гонками — своя вершина спортивного мастерства. Она обусловлена сложным взаимодействием внут­ренних наследственных факторов и внешнего влияния окружаю­щей среды, т.е. высокопрофессиональным тренировочным про­цессом по целенаправленному воздействию на индивидуальные природные данные.

- Вопрос о степени влияния на спортивный результат внут­ренней генетической предрасположенности и внешней среды, врожденного и приобретенного остается до конца не решенным. К количественной характеристике вклада наследственных и средовых факторов в спортивные достижения надо относиться с большой осторожностью.

- Спортсменом экстра-класса может стать не любой, даже са­мый трудолюбивый, а лишь человек, обладающий исключитель­ными, генетически обусловленными задатками. В спорте высших достижений фундаментальными по значимости являются гене­тический потенциал, природная одаренность, степень соответ­ствия индивидуальной генетической предрасположенности кон­кретного спортсмена избранному виду спорта, т.е. генетическая адекватность выбора соревновательной деятельности.

В возмож­ности достижения спортивных результатов мировой элиты гене­тический фактор играет решающую роль. Только обладатель спортивного таланта может серьезно претендовать на лидирую­щие позиции в современном спорте. На этом этапе генетическая предрасположенность является основой индивидуализации под­готовки.

- Признавая значимость генетического фактора, не следует умалять и роли внешней среды, т.е. тренирующего воздействия нагрузки. Для достижения выдающихся результатов одной гене­тической предрасположенности к лыжным гонкам недостаточно. Даже самая благоприятная генетическая программа может реа­лизоваться только в том случае, если она в каждом возрастном периоде будет оптимально взаимодействовать и стимулировать­ся в своем проявлении соответствующими тренировочными на­грузками, соразмерными морфологическим и функциональным особенностям организма на каждом этапе возрастного развития. Именно тесный союз с внешней средой адекватными тренирующими воздействиями за счет совершенствования методики тре­нировки обеспечивает наследственному фактору «зеленую ули­цу в виде эффективной реализации природных способностей в спортивных достижениях, т.е раскрытия спортивного таланта.

- Важнейший фактор успеха в спорте вообще, и в лыжных тон­нах в особенности, — спортивное трудолюбие, без развития которого даже ярко выраженная предрасположенность к спортив­ным достижениям мирового уровня чаще всего оказывается не­реализованной. Главным признаком истинного спортивного та­ланта является потребность в труде, жажда систематических, целенаправленных тренировок, требующих от спортсмена мак­симальных усилий.

- Современные научные исследования в области спортивной генетики нацелены прежде всего на выявление специфических генов, отвечающих за развитие физических качеств человека. Об­наружены, в частности, гены, обеспечивающие развитие вынос­ливости — базового качества лыжника-гонщика.

- Подготовленность юных лыжников-гонщиков определяется прежде всего уровнем аэробного энергетического потенциала, развитию которого больше всего соответствует возраст 15-18 лет, когда абсолютные и относительные величины МПК достига­ют у не занимающихся спортом индивидуального максимума и происходит наибольший естественный прирост этого показате­ля.

Техническая подготовка юных лыжников должна базировать­ся на общих закономерностях возрастного развития моторики человека, в соответствии с которыми скелетные мышцы счита­ются функционально зрелыми к 15-18 годам, а развитие двига­тельной функции завершается к 18-20 годам.

- В наступившем столетии адекватная и надежная диагнос­тика спортивных способностей — ключевая задача спортивной науки. А реализация наследуемого потенциала в практику подго­товки лыжников-гонщиков олимпийского класса — фундаменталь­ная основа деятельности современного высококвалифицирован­ного тренера.

Баннер