Войти
sport-in » Статьи » Полезная информация » Здоровье и лыжи.

Здоровье и лыжи.

0 22 спортстатьи 07-09-2020 09:27 Полезная информация

Здоровье и лыжи.Здоровье — высшая земная ценность, главное богатство чело­века, от которого в жизни зависит многое: личное счастье, карь­ера, самореализация личности, благополучное будущее.

Понятие «здоровье» сформулировано достаточно давно. Его постоянно дополняют, уточняют и к настоящему времени извест­но более 300 разновидностей формулировок. С методологичес­ких позиций наиболее предпочтительным на сегодня является оп­ределение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), согласно которому здоровье — это отсутствие болезней.

За последние годы в России обострилась проблема с состоя­нием здоровья населения, увеличилось количество людей, упо­требляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем, пристра­стившихся к курению, произошло резкое снижение физической подготовленности и физического развития практически всех со­циально-демографических групп населения. Сохранение здоро­вья населения стало нашей национальной проблемой. От преоб­ладающего среди россиян стиля жизни «болеть и лечиться» не­обходимо перейти к норме жизни, в основе которой — «забота о здоровье, чтобы не болеть».

Уровень здоровья зависит прежде всего от отношения само­го человека к этому драгоценному, не поддающемуся денежному исчислению дару природы. На всех этапах жизни — от рождения и до глубокой старости — чрезвычайно важно осознать: никто и нич­то не может помочь сохранить и приумножить здоровье или, на­оборот, потерять его, как это делает сам человек. Человек, рож­денный как высшее совершенство природы, здоровым может быть только тогда, когда заботится о нем регулярно, когда ритм повседневной жизни упорядочен у него с ритмом физической активности как главного регулятора уровня здоровья.

Отсутствие баланса в этом ввергает организм в пучину болезней и ускорен­ного старения. Движение является той жизненно необходимой функцией организма, без которой не может быть физически здо­рового, бодрого, жизнерадостного человека. Движение — веду­щий признак жизни. Абсолютная справедливость и достоверность этого заключения доказана многовековой природой развития человечества. А природу обмануть невозможно, ее законы безу­пречны, их исполнение обязательно для всех. Человеку дано очень многое для здоровой и полноценной жизни на земле, но взять это многое он может только своим умом и трудом.

Дело в том, что наша мышечная масса (у человека около 600 различных мышц) может сохраняться и накапливаться только при регулярном сокращении и расслаблении мышц, т.е. при движе­нии.

Наряду с этим жизнеспособность организма поддержива­ется непрерывно текущим процессом обновления: ткани кожи обновляются каждые 5 недель, жировая ткань-в течение меся­ца, костная ткань — через 4 недели, клетки эпителия желудка — каждые 5 дней, белки печени и слизистой оболочки кишечника — 10 дней, белки мышечной ткани — 180 дней, белковый состав тела — 80 дней, обновление гормонов измеряется часами и минутами. И только через двигательную активность человек может и дол­жен обоснованно расходовать этот неоценимый подарок приро­ды по регулярному качественному обновлению организма, что повышает устойчивость собственного храма здоровья к пораже­нию нервно-психическими и внутренними «болезнями века», к психической и физической неполноценности.

Миллионы лет борьбы за существование заставляли человека двигаться, дви­гаться и двигаться. Выживал только тот, кто не засиживался и не залеживался. Для создания жизненных благ мускульная сила че­ловека была одним из основных источников энергии.

Но вот наступил XX век — век развития машинной цивилиза­ции, расцвета автоматизированных технологий, век дефицита мышечной деятельности. Люди избавились от подавляющего большинства тяжелых повседневных физических нагрузок, зас­тавили машины работать за себя. Если раньше у человека были задействованы в основном крупные мышечные группы, т.к. надо было часто поднимать что-то тяжелое, долго нести, удерживать с большим напряжением, то теперь мы нагружаем преимуще­ственно более мелкие мышцы — кисти, к примеру.

Современно­му не только городскому, но и сельскому жителю уже не надо хо­дить за водой на колодец, готовить, пилить и колоть дрова, почти в каждой семье стало нормой наличие различной бытовой техни­ки: стиральных машин, пылесосов и многого-многого другого. Днем подавляющее большинство взрослых в основном сидит на работе, дети, подростки, студенческая молодежь — в соответст­вующих учебных заведениях. А вечером чаще всего вместе про­должают сидеть дома у телевизоров, видеотехники, компьюте­ров, т.е. движение заменили многочасовым сидением.

По расчетам нашего соотечественника академика А.И. Берга, всего 100 лет назад — ничтожно малый срок в процессе истори­ческого развития человека — на долю мускулов человека прихо­дилось до 96% всей его работы в сфере быта и производства. В настоящее время физический труд, требующий мышечных напря­жений, составляет лишь 5-6% от всего объема работы, выполня­емой на земле. Таким образом, в исторически мизерный срок человек был поставлен в условия, существенно отличающиеся от тех, в которых он находился на протяжении многовекового пери­ода своей эволюции.

Вот и зародилось неизвестное прежде че­ловечеству заболевание, называемое по-разному: гипокинезия, гиподинамия, что в переводе на русский язык во всех случаях означает одно и то же: недостаток движения, недостаток мышеч­ной деятельности, дефицит физической активности людей. Эту болезнь зарегистрировали специалисты-медики многих стран, и наиболее пораженными оказались жители высокоразвитых в тех­ническом отношении государств.

Огромная мышечная масса, созданная и приспособленная в течение всей истории развития человека для движения, вдруг оказалась почти бездеятельной. Недостаток движения невольно и особенно больно ударил преж­де всего по сердечно-сосудистой системе. В целом снижение функциональных резервов органов, систем всего организма ста­ло характерной чертой, существенно отличающей наших совре­менников от их предков.

Таким образом, чем выше культура производства, чем мас­штабнее достижения научно-технического прогресса, чем мень­ше реалии жизни нового столетия требуют от нас движений, тем более жизненно важными они становятся, тем сильнее мы испы­тываем «мышечный голод». Необходимо глубоко осознать и по­нять, что потребность в движении не может быть уделом только природно одаренных спортсменов и отдельных энтузиастов-физкультурников, она жизненно необходима каждому человеку.

Жизнь показала, что даже самые выдающиеся достижения со­временной медицины не в состоянии принципиально изменить процесс физической деградации человека, разрушения его био­логической природы. Главным источником развития и укрепле­ния ресурсов здоровья современного человека является систе­матическая физическая активность в течение всей жизни. По это­му вопросу среди ученых всего мира наблюдается редкое еди­нодушие.

На исходе XX столетия в Джакарте (Индонезия, 1997 г.) состоя­лась IV конференция ВОЗ, на которой практически впервые была подчеркнута необходимость тесного сотрудничества нацио­нальных и международных физкультурно-спортивных организаций, т.к. краеугольным камнем здоровья является физическая актив­ность, и чем раньше каждый человек признает физическую куль­туру жизненно необходимой, базовой потребностью, тем больше у него будет вероятность обеспечить целостность своей духовной и физической природы, уберечься отжестокого, но справедливо­го наказания болезнями.

В массовом сознании, к сожалению, уко­ренились чувство собственной беспомощности и упование на все­сильную медицину, которая стремительно изобретает и предла-‘ гает человеку все новые и новые «чудодейственные» лекарства и продукты питания. Эффект подавляющего большинства из нихужё не отвечает высокой клятве Гиппократа: «НЕ НАВРЕДИ!» Реальность настоящего времени такова, что подавляющее большинство химически синтезированных медицинских препаратов только со­здают впечатление улучшения физического здоровья. Фактически же они не только не излечивают причин болезней, но и внедря­ют в организм невидимые фармакологам токсины замедленного действия и вещества, генетически и энергетически несовмести­мые с составом тканей.

Безусловными заменителями пагубных для здоровья искусственных технологий в индустрии питания и лекар­ственных препаратов являются естественные продукты и прежде всего дары растительного мира природы, которые и существуют для усиления жизнеспособности человека.

Наряду с этим, если 10- 15 лет назад акцент в индустрии оздоровления населения делал­ся на медицинских средствах, то в последние годы ведущие спе­циалисты мировой медицины ориентируются на профилактику за­болеваний немедикаментозными средствами, ведущую роль среди которых играют оздоровительные формы двигательной активности, обеспечение здоровой жизни средствами физической куль­туры, когда самый чуткий, самый эффективный, самый своевре­менный и в то же время самый дешевый доктор — это прежде все­го «я сам», мое участие в самооздоровлении.

Причем включение самого человека в процесс формирования здоровья, развитие у него потребности в здоровом образе жизни, заинтересованности и активности в самосовершенствовании необходимы с самого ран­него возраста. Внимание к себе, осознание своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок научится заботиться о собственном здоровье.

Не воспитав такого осознанного отноше­ния к своему здоровью, человек никогда не сохранит того потен­циала здоровья, который заложен у него при рождении. Правило-заповедь в воспитании человека: забота о здоровье — обязанность каждого.

Наряду с богатой палитрой средств оздоровления, которыми располагает современное здравоохранение, все-таки наиболее действенный и естественный путь оздоровления населения — физкультурно-спортивная деятельность в комплексе с другими немедикаментозными методами укрепления здоровья.

В течение всей жизни о собственном здоровье надо заботиться самому, пока еще здоров, медицина занимается уже больными людьми. В возрастной эволюции человека условно выделяют три этапа биологического развития. Первый этап охватывает период от рождения до 17-19 лет, второй — от 18-20 до 35 лет, третий — от 35 лет  и до биологического конца. В соответствии с закономерностями г д возрастного развития организма прогрессивная стадия приходится на первый этап жизни, здесь происходит неуклонное естественное повышение функционального потенциала, на втором этапе двигательно-функциональные показатели стабилизируются, а на третьем происходит их неуклонное снижение.

Следует подчерк­нуть, что накопление физической подготовленности на первом эта­пе способствует повышению работоспособности и, следователь­но, укреплению здоровья не только в детские и юношеские годы, но и во взрослой жизни. Фундамент здоровья закладывается смо­лоду — истина, проверенная веками. Именно состояние здоровья детей, подростков, молодежи — важнейший показатель жизнеспо­собности и цивилизованности любой страны.

Во взаимосвязи со здоровьем физическая культура — неотъ­емлемый компонент общей культуры человека, она целенаправленно, через деятельность и в процессе деятельности формиру­ет физически здоровую, нравственно совершенную, духовно обо­гащенную, интеллектуально развитую личность. Физическая куль­тура давно вышла из рамок личных, персональных увлечений, она стала главным профилактическим средством, жизненно востре­бованным делом государственной важности. Сейчас никто не сомневается в том, что любое качество и свойство личности фор­мируется только деятельностью, которая требует проявления данного качества и свойства.

При всеобщем понимании этого лишь немногим удается воплотить это понимание в действитель­ности. До настоящего времени при всем обилии и многообразии ярко звучащих речей о пользе физической культуры ее истинное место в системе общечеловеческих культурных ценностей еще далеко не полностью осознано и принято как естественно необ­ходимое и обязательное для каждого, особенно молодого чело­века.

Признание физической культуры истинной человеческой ценностью — чрезвычайно сложная социальная проблема, поло­жительное разрешение которой неизбежно в наступившем сто­летии. Наиболее остро нуждается в этом обладающее изобили­ем жизненной силы подрастающее поколение. Именно в детском возрасте ярко выражена естественная потребность в движении, когда ребенок получает удовольствие и наслаждение от участия в двигательной деятельности.

Физическая культура — это единственный учебный предмет, ко­торый имеется в учебных планах и программах на всех уровнях обу­чения, начиная с дошкольных учреждений и кончая вузами. И у по­давляющего большинства современных российских детей, подро­стков, юношей и девушек двигательная активность ограничена только двумя уроками физкультуры в соответствующих учебных уч­реждениях, проводимых один (если уроки спарены) или два раза в неделю. К тому же в реальной практике зачастую и эти занятия пре­вращают в чистую формальность, а физические нагрузки на них далеко не соответствуют двигательным потребностям молодого развивающегося организма.

Прежде всего по этой причине на ру­беже веков распространенность гиподинамии среди российских школьников и студентов достигла удручающе катастрофических показателей: только 10% молодежи имеют уровень физического состояния здоровья, близкий к норме, т.е. из современных школ, лицеев, гимназий, колледжей, вузов выходят преждевременно состарившиеся «молодые старички». А ведь они — наша опора, на­дежда нации, залог будущего процветания России.

По всем педагогическим и физиологическим закономерностям роста и развития организма для полноценного возраст­ного физического совершенствования человеку необходима физическая нагрузка тренирующего эффекта. Основными па­раметрами такой нагрузки являются интенсивность и длитель­ность выполнения — частота занятий в неделю. Двигательная активность может считаться тренирующей только в том случае, когда физическая нагрузка достигает пороговой величины или немного превышает ее.

Наиболее простым и вместе с тем вы­сокоинформативным методом определения и контроля интен­сивности пороговой нагрузки является изменение ЧСС. Приблизительно величину ЧСС, обеспечивающую оздоровитель­ный, тренирующий эффект, можно рассчитать по формуле:

ЧССтр =180- возраст (в годах).

Показателями длительности пороговой тренирующей нагруз­ки для обучающихся являются три продуктивных учебно-трени­ровочных занятия в неделю по два академических учебных часа каждое. Следовательно, в нашей стране в образовательных уч­реждениях разных типов и ведомственной принадлежности тре­буется троекратное увеличение объема регламентированных урочных занятий.

Пришло время все обилие красивых, правиль­ных, сладкозвучащих с самых высоких трибун речей о пламенной любви к детям, заботе о подрастающем поколении россиян и о здоровье нации в целом закрепить на практике правовым и фи­нансовым разрешением проблемы обязательных 6-часовых ака­демических или трех спаренных и спортивно ориентированных уроков физкультуры в неделю.

Реальное обеспечение регулярной двигательной активности — еще и эффективная защита от многочисленных, свойственных осо­бенно молодому возрасту грехов: детских правонарушений, низ­менных и неуемных страстей, психопатологии, повышенной реак­тивности и агрессивности, сексопатологии, зависимости от нар­котиков, алкоголя, никотина.

С болью и горечью приходится констатировать: в нашей стра­не и в наступившем столетии бюджетные затраты на осуществ­ление программ, связанных с вовлечением детей и молодежи в активные занятия физической культурой и спортом, остаются значительно ниже расходов на лечебную помощь, лекарственное обеспечение, на содержание в специальных учреждениях моло­дых правонарушителей, на лечение юных наркоманов и алкого­ликов, на социальную поддержку молодежи, утратившей трудо­способность.

Мы по-прежнему ждем, когда здоровые пополнят ряды больных, и начинаем достаточно щедро тратить государственные средства на их лечение. Причем эти расходы несопос­тавимо больше тех, которые требуются на профилактические, прежде всего физкультурно-спортивные, мероприятия.

Занятия физической культурой и спортом отвлекают подрос­тков от соблазнов уличной жизни, помогают с наименьшими по­терями пережить юношеский кризис, избавиться от животных желаний и инстинктов, стать гармоничными, духовно и физичес­ки здоровыми, жизнерадостными. Заложенные смолоду, эти воз­вышенные человеческие качества незаменяемы и невосполни­мы другими и во взрослой жизни.

Двигательная активность — эффективное средство борьбы человека и с безжалостным воз­действием на него времени. Чтобы современную молодежь не смыло бушующим разгульным потоком, физкультурно-спортив­ная отрасль заслуживает всесторонней и достойной государственной поддержки. Пришла пора коренного изменения отно­шения к ней как общества, так и государства.

В реально создав­шихся в нашей стране экономических условиях физическая куль­тура и спорт, видимо, единственное поистине уникальное, все­объемлющее, не имеющее аналога, самое дешевое и высокоэф­фективное, проверенное тысячелетиями средство оздоровлен ия населения.

Отрадно, что на спорт обратила свое внимание и церковь. Ле­том 2000 г. на юбилейном архиерейском соборе были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В разделе «Здоровье личности и народа», пожалуй, впервые со стороны церковных служителей прозвучала христианская оценка спорта, прочно вошедшего в личную и социальную жизнь челове­чества: «…Для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных усло­вий для занятий физической культурой и спортом…».

Современная физкультурно-спортивная деятельность многообразна, дифференцированна, и это позволяет удовлетворить, самые разнообразные потребности личности и общества.

Поистине лавинообразно развивается в мире наука о спорте, об активном отдыхе, о рациональных режимах двигательной деятельности человека. Во многих странах создаются специаль­ные научные учреждения, упорно работающие в области поиска новых форм физической активности, проблем ее оптимиза­ции, привлечения технических средств, компьютерной техни­ки, информационных комплексов для обеспечения эффектив­ной физической активности людей.

Немалую роль в формировании потребности в систематических занятиях играют и се­рьезно расширившиеся возможности медицины, внедрение, в частности, автоматизированных средств медицинской диагностики состояний занимающихся физическими упражнениями, микропроцессорной техники в системе индивидуального контроля за реакциями занимающихся на физические нагрузки.

Для обеспечения здоровья населения посредством двигательной активности в разных странах отдают предпочтение различным физическим упражнениям. Их выбор обусловлен прежде всего территориально-климатическими и социально- экономическими условиями, национальными традициями в области культуры движений. Творческая деятельность по раз­работке и внедрению новых упражнений, изобретению всевозможных физкультурно-спортивных тренажеров, нового спортивного инвентаря не прекращается.

Особенно наглядно и выразительно эта созидательность про­является на примере эволюции программы Олимпийских игр — вершины мирового спорта современности.

Так, на I зимних Олим­пийских играх (ЗОИ) в Шамони (Франция, 1924 г.) было представ- лоно три вида лыжного спорта и разыгрывалось 4 комплекта олимпийских медалей: в лыжных гонках на 18 и 50 км, прыжках на лыжах с трамплина и северном двоеборье (современное при­нятое у нас название — лыжное двоеборье). А на первых играх III тысячелетия -XIX ЗОИ в Солт-Лейк-Сити (Америка, 2002 г.) лыж­ная часть олимпийской программы включала 44 дисциплины по семи видам лыжного спорта: лыжные гонки — 12 дисцип­лин, горные лыжи — 10, биатлон — 8, фристайл и сноуборд — по 4, прыжки на лыжах с трамплина и лыжное двоеборье — по 3.

На­стойчиво добиваются и ожидают олимпийской прописки зимнее ориентирование, зимний виндсерфинг — передвижение на специальном лыжном инвентаре под парусом, лыжная гонка на со­бачьих упряжках, лыжная гонка со стрельбой излука, другие виды лыжного спорта.

Среди свойственных россиянам многочисленных средств физкультурно-спортивной деятельности процветают увлечения лыжами, чему благоприятствуют в первую очередь наши уникальные территориально-климатические возможности. Ведь главным условием для занятий лыжами является ежегодно обновляемое явление природы — снег.

На карте мира устойчивый снежный покров расположен в северном полушарии и на Антарктиде, причем большая его часть приходится на территорию нашей страны, где продолжительность сохранения снежного покрова составляет 4-8 ме­сяцев в году. А на довольно значительной части российского Севера и Сибири снег лежит постоянно.

Снежные богатства России несравнимы с таковыми ни в какой другой стране мира. У нас лыжи можно использовать практически повсеместно в течение полуго­да и более. «Нигде влияние снежного покрова так не велико, как в России, так как нигде нет равнины настолько обширной, отдален­ной от морей и покрытой снегом зимой», — подчеркивал более ста лет назад А.И. Воейков в своей книге «Климаты земного шара, в особенности России».

В седую древность веков уходят корни применения лыж для охоты, бытовых нужд, как средства связи, позднее — в военном деле, а также для потех, забав, игрищ, развлечений на лыжах, в том числе с элементами соревнований. Точная дата, место, имя изобретателя приспособления на ноги для передвижения по снегу историками не установлены. Безусловно, лыжи — одно из самых древних изобретений первобытного человека, у которого была вынужденная потребность в их создании для борьбы со снегом, преодоления снежных преград зимой, прежде всего при добыче пищи.

Из всего многообразия упражнений на лыжах разной конст­рукции (горные, прыжковые, для фристайла, сноуборда, лыж­ных гонок и др.) в нашей стране наиболее распространенным, развитым, массовым, широко применяемым является передви­жение на равнинных лыжах (их называют также беговыми, гоноч­ными).

Естественный отбор в пользу этого упражнения произо­шел благодаря целому ряду достоинств, главное из которых — наивысший по отношению к другим средствам оздоровительный эффект в сочетании со всеобщей доступностью для любого воз­раста и уровня физической подготовленности.

Процесс оздоровления занимающегося лыжами человека ба­зируется на закономерных биологических обоснованиях. Прежде всего передвижение на равнинных лыжах представляет собой вы­сокоактивную двигательную деятельность, которая заставляет все крупные мышцы включаться в достаточно энергичную (иначе за­мерзнешь) и продолжительную работу. При передвижении на лы­жах относительно не задействованными остаются разве только мышцы лица.

И такая глобальная мышечная активность во время оздоровительных прогулок длится у подавляющего большинства лыжников минимум один час. Участие в работе значительной мы­шечной массы позволяет лыжнику выполнить большой объем на­грузки, т.к. активная работа руками и туловищем снижает утомле­ние мышц ног.

Такое длительное и глобальное мышечное напря­жение предъявляет повышенные требования к системам кислород­ного обеспечения организма, совершенствует прежде всего сер­дечно-сосудистую и дыхательную системы, требует слаженной, пропорционально скоординированной работы всех важнейших биологических функций. Оздоровительный эффект усиливается преимущественной активизацией аэробных энергетических про­цессов.

При этом формируются физиологические основы здоро­вья человека, стержнем которого является базовое физическое качество — выносливость. Именно выносливость более всего от­ражает функциональное состояние организма, его аэробный энергопотенциал, т.е. является основным критерием общего уровня фи­зического здоровья человека. Наш соотечественник, известный физиолог B.C. Фарфель назвал выносливость мерой биологичес­кой ценности человека, устойчивости к заболеваниям, количе­ственным критерием уровня здоровья и индикатором степени ста­рения.

При сравнительной оценке эффективности той или иной оз­доровительной нагрузки следует исходить из общепринятой кон­цепции физического здоровья, в соответствии с которой наибо­лее важным, ключевым показателем здоровья является уровень и аэробных возможностей организма, служащий критерием состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, определяющий фи неспособность, заболеваемость и продолжительность жиз­ни.

Чем выше аэробные показатели, тем лучше здоровье челове­ка Не случайно всемирно известный доктор Кеннет Купер, корректируя в «Новой аэробике» прежнюю доктрину, на первое место по ценности для здоровья ставит лыжные гонки, после них — плавание и на третью позицию выводит бег. Основной мотив обновленных взглядов автора знаменитой «аэробики» — предпочтение умеренно интенсивных упражнений, имеющих разнообраз­ную координацию и вовлекающих в работу большие мышечные массы.

Еще одним существенным достоинством занятий лыжами является сбалансированная мышечная активность, формирующая у занимающихся морфологические соответствия в конструкции тела, гармоничное телосложение, красивую, пропорциональную фигуру и в целом привлекательный внешний вид с подчеркнуто здоровым цветом лица.

Создатель русской физиологической школы И.М. Сеченов об­ращал особое внимание на то, что жизнь на всех ступенях ее раз­вития — постоянное приспособление к условиям существования, непрекращающийся, безостановочно происходящий процесс приспособления и обеспечения жизнеспособности организма к постоянно меняющимся природным условиям жизни.

Поэтому наряду с аэробной выносливостью к наиболее показательным критериям здоровья относятся адаптационные способности организма, степень его пластичности, готовность с той или иной быстротой подстраиваться под изменения внешних, в первую очередь климатических и не всегда благоприятных, особенно на пороге XXI столетия, экологических условий повседневной жиз­ни.

Любая двигательная активность в залах, на других закрытых физкультурно-спортивных сооружениях значительно уступает по эффективности адаптации к естественным факторам природной среды, т.к. осуществляется в достаточно постоянных, стандарти­зированных, искусственно регулируемых условиях.

Занятия же на лыжах проводят только на открытой местности, в естественных природных условиях, которые отличаются своей неповторимос­тью (единственный в мире лыжный манеж с искусственным сне­гом, сооруженный в Финляндии, используют в основном лыжни­ки-гонщики мирового класса и только в бесснежное время года).

Даже при занятиях на площадке ограниченного размера, школь­ном стадионе или дворе например, под воздействием изменяю­щихся погодных условий происходит совершенствование адап­тационных возможностей, увеличение функциональной надежно­сти организма, повышается степень его приспособляемости и со­противляемости по отношению к естественным, в том числе и не­благоприятным, воздействиям изменчивой внешней среды.

Пе­редвижение на лыжах по жесткому снежному полотну с хорошо укатанной лыжней, или по морозному пушистому свежевыпавше­му снегу, или по схваченной морозцем ледяной корочке, или по влажному или мокрому снегу в специфичных для каждого случая погодных условиях, включая иногда и гамму неблагоприятных для организма экологических факторов природы, заставляет лыжника каждый раз приводить свою функционально-двигательную сис­тему в соответствие с реально сложившимися условиями жизни, т.е. минимизировать воздействие вредных явлений, обеспечивать пригодность к жизни в условиях многообразия реально окружа­ющей его природной среды.

Ведь далеко не всегда занятиям на лыжах сопутствует солнечная, безветренная, с небольшим мороз­цем, идеальная погода. Бывают и снежная кутерьма с обильным снегопадом, и пронизывающий ветер, и туманное месиво, и жгу­чий мороз или, наоборот, дождь со снегом. Причем зачастую эти природные явления возникают неожиданно, нередко в комплек­се, и надо не избегать, а разумно использовать их для укрепле­ния здоровья через совершенствование адаптационных процес­сов в организме.

Оздоровительный эффект занятий, физкультурно-оздорови­тельных и спортивных мероприятий на лыжах значительно возрас­тает благодаря тому, что проводятся они главным образом в эколо­гически более чистой загородной лесной или городской лесопар­ковой местностях, где воздух значительно меньше отравлен дыха­нием города.

При этом создаются уникальные условия для исполь­зования целого комплекса целебных оздоровительных факторов природной среды. Прежде всего происходит насыщение организ­ма свежим, морозным, более чистым воздухом. При физической нагрузке, получаемой от передвижения на лыжах, интенсивность этих очищающих организм процессов резко повышается.

Звенящий морозцем воздух, низкая температура — прямо-таки волшебные средства укрепления сердечно-сосудистой системы, регулировки обмена веществ. Именно естественно очищенный, свежий воздух является основой здоровья, именно в нем современный человек испытывает постоянно растущий дефицит. Более того, физическая активность в лесной или лесопарковой местностях предоставляет редкую возможность возвратиться и приблизиться к живой матушке природе, заметить и оценить ее красоту.

На лыжной прогулке в постоянно обновляющемся окружении леса, парка, сквера даже долгий путь превращается в удовольствие, остро ощущается гар­мония души и тела. Здесь всегда интереснее, чем в стенах спортивного о зала, других закрытых спортивных сооружениях. Такие обще­нии с природой служат мощным средством снятия нервно-психи­ческих сбоев, сопровождающих стрессовые и экстремальные си­туации, которыми, к сожалению, перенасыщена наша повседнев­ная жизнь.

Особенно остро нуждается в этом подростково-юношеский возраст, в котором молодежь зачастую сталкивается с трагическими противоречиями между идеальными стремлениями и ре­ально царящими на земле силами жестокости, лжи, несправедливости, безнравственности. У скользящего по заснеженным лесным тропам лыжника поднимается настроение, жизненный тонус.

Он от­дыхает от суровой действительности, напряженного ритма повсед­невных будней, которые переполнены материальными заботами, аг­рессивностью современных СМИ с безразборным информацион­ным валом, обилием криминальной информации, разгулом пошло­сти, головокружением от фантастических научных изобретений и триумфальных открытий, суетой и шумихой рекламного бума. На лыжне у него появляется желание насладиться девственной приро­дой, тишиной полей, благоуханием леса.

Прогулки на лыжах располагают к тому, чтобы воскресить душу, заметить и достойно оценить те дары, которыми являются для человека нетронутый зимний лес, чистый снег, свежий, морозный воздух. От богатства ощущений за­вораживает душу и охватывает веселье. Свидание с лесом вливает в нее свежесть и бодрость, мир и тишину, любовь и примирение. Лыжи нельзя назвать счастьем, но они позволяют ощутить его.

На­ходясь наедине с удивительно щедрой по красоте природой, глубо­ко понимаешь, что физическая культура и спорт нуждаются в чис­той и здоровой окружающей среде, так же, как и окружающая сре­да не должна разрушаться, истощаться и деградировать под натис­ком физкультурно-спортивной деятельности.

Важно сохранять и поддерживать экологический баланс, своевременно предупреждать и исключать возможные конфликты между физкультурно-спортив­ной деятельностью и природой. Не допускать грубого нарушения растительного покрова, среды обитания птиц и других представи­телей животного мира, обеспечивать стабильную экологическую обстановку в районах массовых лыжных прогулок.

В зимнем лесу человек глубже осознает необходимость жить в гармонии и единстве с природой, оберегать ее от варварского разорения, опасного нарушения экологического равновесия зем­ной жизни из-за техногенных загрязнений. Он острее восприни­мает радость и ценность жизни, ощущает состояние душевного комфорта, расцвет человеческой личности, крайне необходимые ему вдохновение, ликующее удовлетворение, благоговение.

Именно эти мгновения способствуют пробуждению потребности еще и еще раз насладиться сказочными зимними пейзажами. И, наверное, нет человека, которому были бы не понятны чувства русского поэта некрасовской школы И.С. Никитина (1824-1861), писавшего:

… Ужи есть за что, Русь могучая,

полюбить тебя, назвать матерью…

В комплексе все это благоприятно действует на человека, за­трагивая его и биологическую, и психическую, и социальную, и духовную сущность. Сбалансированные взаимоотношения чело­века с природой гарантируют здоровье.

Двигательная активность детей, подростков и юношей нацелена прежде всего на укрепление здоровья, а затем уже на выявление дарований и спортивные достижения. Более того, здоровье и пол­ноценное развитие подрастающего поколения по значимости на­много превосходят любые спортивные достижения.

При использо­вании равнинных лыж преимущественно с оздоровительной направ­ленностью вполне достаточно овладеть основами техники движе­ний, которые безопасны, просты и доступны для освоения каждым независимо от половой принадлежности, возраста и исходного уровня подготовленности. Освоить различные способы передви­жения на лыжах можно почти самостоятельно, по существу, только наблюдая за тем, как выполняют движения старшие в семье, учи­тель физкультуры или лыжники-спортсмены. Недоступны они толь­ко тем, кто стоит на месте.

Заметим, в последнее время школьные учителя, преподаватели вузов и средних учебных заведений полу­чили большую свободу в планировании учебного материала. По сво­ему усмотрению педагог может перераспределять учебные часы на прохождениетого или иного раздела программы. В этой связи в те­чение всего снежного периода только от учителя зависит объем часов, выделяемых на лыжную подготовку.

Наряду с легкостью в овладении элементарной техникой безусловным достоинством занятий лыжами является еще одна характерная для них особенность. В отличие от бега, ходьбы, плавания, гребли, езды на велосипеде, бега на коньках в передвижении на пыжах используют многочисленное разнообразие движений, в их числе несколько разновидностей одновременных и попеременных классических и коньковых лыжных ходов, многие варианты пере­ходов с одного хода на другой, различные способы подъемов, спус­ков, преодоления неровностей, торможений, поворотов.

Причем любой начинающий лыжник постепенно овладевает почти всем этим комплексом, т.к. выбор и применение конкретного способа зависят не столько от него, сколько от естественных природных факторов, среди которых наиболее существенными являются ис­пользуемый под лыжную трассу рельеф местности, состояние погоды и снежного покрова.

Их изменения и заставляют перехо­дить на другой способ, что освобождает от утомительно монотон­ного однообразия движений, характерного для подавляющего большинства других циклических упражнений, способствующих преимущественному развитию фундаментального по значимости качества человека — выносливости.

Движения на лыжах предпочтительнее еще и потому, что их основу составляют скользящие лыжные шаги с мягкими, элас­тичными, затяжными действиями. Это весьма полезно для ук­репления костно-суставного аппарата юных лыжников, а в пре­клонном возрасте позволяет избежать хрупкости костей, сохра­нить подвижность всей опорно-двигательной системы до глу­бокой старости.

Общедоступность занятий лыжами обусловлена еще и воз­можностью обойтись без специальных, сложных и дорогостоя­щих спортивных сооружений. Реально сложившееся в российс­кой экономике положение не позволяет рассчитывать на пол­ное удовлетворение потребностей в бассейнах, оборудованных катках, тем более с искусственным льдом, крытых теннисных кортах, манежах и т.д.

Подобные спортивные сооружения в обо­зримом будущем по-прежнему останутся у нас больше исклю­чением для элитной части населения, чем правилом для всех. Что же касается лыж, то место для занятий лыжами бесплатно и самостоятельно способен подготовить для себя каждый зани­мающийся. «Спортзал» лыжника — огромная территория нашей страны, за некоторым исключением юга Европейской части Рос­сии.

Лыжным стадионом может стать двор, школьный участок, игровые площадки, парковая аллея, лесные опушки и просеки. Достаточно по естественному снежному покрову проложить лыжню или использовать уже готовую, проложенную и утрамбо­ванную под коньковые ходы кем-то другим, в том числе и с ис­пользованием специальной техники.

Попробуйте-ка заняться, скажем, гимнастикой или борьбой, хоккеем или фехтованием, если в вашем городе, поселке, дачном городке нет соответству­ющей спортивной школы или хотя бы секции. Даже при наличии необходимого спортивного сооружения — ничего не получится. А лыжами можно заниматься как индивидуально, так и самоде­ятельной группой даже на небольшой, расположенной рядом с домом площадке размером, например, 50×50 метров.

В этом еще одно существенное преимущество лыж перед другими ви­дами.

Если во время прогулки (занятия) вы, наслаждаясь красотой зимнего леса, забрели в незнакомую местность, да еще с обили­ем идущих в разные стороны лыжных следов, можно создать си­туацию, при которой достоинства имеют продолжение в виде недостатков, и даже оказаться в положении лыжника, которому Сергей Михалков посвятил стихотворение «Лыжня и пень»:

  • Я шел по снежной целине,
  • Легко и трудно было мне,
  • И за спиною у меня Ложилась свежая лыжня.
  • Через поляны, по кустам,
  • На горку здесь, под горку там — Я шел на лыжах полчаса И вдруг услышал голоса!
  • И вижу: справа от меня — Другая свежая лыжня…
  • И я подумал: «Догоню!»
  • И перешел на ту лыжню.
  • Опять бегу я по кустам,
  • На горку здесь, под горку там — И вышел я к большому пню,
  • На ту же самую лыжню…
  • И так весь день,
  • И так весь день:
  • Лыжня и пень! Лыжня и пень!
  • Ну что за хитрая лыжня:
  • Весь день дурачила меня!

Пни, массивные или необычные по форме деревья, какие-то бугорки и пригорки — ненадежные для лыжника ориентиры — можно встретить достаточно много похожих друг на друга. Гораздо надеж­нее ориентироваться по столбам линий электропередач, по про­секам с высоковольтными мачтами, крупным водоемам, рекам, автомагистралям, железным дорогам.

В незнакомом лесу шум эле­ктропоездов или автомобилей — также хороший ориентир. А са­мый надежный способ не заблудиться в незнакомой местности, особенно для детей, — это разметка. В пределах видимости через каждые 25-100 метров можно привязать к веткам небольшие яр­кие ленточки, лучше из ткани (они прочнее, устойчивее к капризам природы).

Можно обозначить маршрут раскрашенными полоска­ми на стволах деревьев. Для каждого маршрута использовать свой цвет. По лыжным трассам с такой разметкой, да еще подготовлен­ным машинами, можно идти уверенно, не опасаясь сбиться с мар­шрута.

Если все же случится заблудиться, попасть в непогоду, не надо паниковать. Главное — двигаться, двигаться и двигаться. Спасе­ние только в этом. Силы человека, особенно в экстремальных си­туациях, неисчерпаемы, пока он пусть медленно-медленно, но движется.

Нет необходимости и в дорогостоящем лыжном инвентаре спортивных моделей. Для оздоровительных целей вполне подой­дут приемлемые по цене и, как правило, более прочные лыжи, палки, ботинки, крепления туристического образца. К тому же приобретают инвентарь чаще всего не на один сезон. При береж­ном обращении он может служить долгие годы. В семьях лыжная экипировка зачастую переходит от старших к младшим. Нередко  дети наследуют инвентарь родителей, а то и бабушек, дедушек.

Безусловным достоинством занятий лыжами является отсутствие ограничений в возрасте начала занятий. Во многие виды  спорта, как известно, легко «опоздать»: не успел, скажем, 5-6-7- летний ребенок записаться в школы/секции фигурного катания,  гимнастики, плавания, в 8-9 лет его туда уже вряд ли примут «стар» (исключения бывают, но они — исключения).

Примерно так  же обстоит дело и во многих других видах спорта. В лыжах же нет  такого жестко лимитированного критического возрастного барь­ера, после которого подростку, пришедшему в лыжную группу спортивной школы или лыжную секцию, дают, что называется, от ворот поворот. И происходит это не потому, что тренеры, рабо­тающие с лыжниками-гонщиками, добрее других. Главная причи­на имеет объективные биологические корни.

В технически слож­нокоординационных видах спорта — прыжках в воду, фигурном ка­тании, других — трудно стать даже перворазрядником без хоро­шего развития координации движений, формирование которой происходит в основном в детском возрасте. Юношу или девушку 17-19 лет, ранее не занимавшихся гимнастикой, чрезвычайно трудно научить делать стойку на руках или простое сальто (хотя это элементарные акробатические упражнения).

Главное же ка­чество лыжника — выносливость — своего максимального есте­ственного развития достигает уже у взрослого человека. Этим же объясняется и завидное спортивное долголетие многих лыжни­ков мировой элиты, в числе которых и наши прославленные со­отечественники Алевтина Колчина, Галина Кулакова, Раиса Сме­танина, Нина Гаврылюк, Алексей Прокуроров.

Заниматься лыжами в оздоровительных целях не рано, когда малышу даже не перевалило за три года, и не поздно, когда но­вичку исполнилось всего шестьдесят. В зрелом возрасте заня­тия лыжами открывают жизнь в новых прекрасных гранях, по­зволяют почувствовать себя полным бодрости и сил, дарят хо­рошее настроение, полноценный сон, другие простые радости жизни, цену которым человек познает, лишь реально столкнув­шись с их утратой.

Есть у лыж и еще одно достоинство — они не предъявляют су­ровых требований к исходным показателям физического разви­тия, в частности к телосложению новичков. Допустим, в волейболе или баскетболе нечего делать низкорослым, а в гимнасти­ки, наоборот, не жалуют высоких. В лыжных же гонках даже выс­ших олимпийских побед могут достичь и те, и другие. Стали уже хрестоматийными примеры олимпийских чемпионов — изящных Павла Колчина или Вячеслава Веденина и почти 2-метровых гигантов Евгения Беляева или финна Юхи Миеты.

Таким образом, если мы, россияне, понимаем и стремимся к тому, чтобы как можно больше жителей нашей страны, особенно молодежи, было вовлечено в регулярную физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, то лыжи в реализации этого решения играют ведущую роль, они готовы к тому.

Надо лишь широко рекламировать, пропагандировать, раскрывать огромную пользу для здоровья, достоинства, преимущества, красоту лыж как нашего национального физкультурно-спортивного средства.

Возьмем на себя смелость и перефразируем известную пушкинскую строку: лыжам все возрасты покорны.

Основные выводы

  1. В системе общечеловеческих культурных ценностей духов­ное и физическое здоровье человека во многом определяется степенью освоения остальных достояний культуры и является важнейшим условием социально-экономических достижений цивилизованной нации.
  2. Здоровье — драгоценный дар природы, наивысшее богат­ство человека. Ведущие специалисты современной мировой ме­дицины признают двигательную активность самым эффективным средством профилактики заболеваний и самооздоровления.
  3. Физкультурно-спортивная деятельность детей, подростков и молодежи формирует физически здоровую, нравственно со­вершенную, духовно обогащенную, интеллектуально развитую, жизнерадостную личность, защищает от свойственных особен­но этому возрасту негативных действий и поступков.
  4. Территориально-климатические условия нашей страны со­здают уникальные возможности для практически повсеместных занятий лыжами в течение 4-8 месяцев в году. Среди бесчис­ленного множества физических упражнений лыжи в богатой сне­гом России — поистине национальное средство физической куль­туры.

Для передвижения на равнинных лыжах характерны следу­ющие отличительные достоинства:

  • участие в продолжительной, высокоактивной работе всех крупных мышц человека, что совершенствует важнейшие функ­ции и системы организма, обеспечивает повышение аэробного потенциала и, следовательно, общего уровня физического здо­ровья;
  • сбалансированная мышечная активность и формирование с учетом этого гармоничного телосложения, красивой, пропорци­ональной фигуры и в целом привлекательного внешнего вида;
  • использование комплекса оздоровительных факторов при­родной среды в связи с проведением занятий только в естест­венных природных условиях, чаще всего в экологически более чистой загородной лесной или лесопарковой городской местно­стях, на свежем морозном воздухе с целительным воздействием живой природы на биологическую, психическую, социальную и духовную сущность человека; осознание необходимости жить в гармонии с природой;
  • совершенствование адаптационных возможностей и по­вышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям благодаря проведению занятий в различных ес­тественно изменяющихся территориально-климатических ус­ловиях и необходимости приведения функционально-двига­тельной системы в соответствие с реально сложившимися на время занятий явлениями природы;
  • разнообразие способов передвижения на лыжах и общедо­ступность овладения ими людьми любого возраста, пола и исход­ного уровня подготовки; многочисленное разнообразие движе­ний во время занятий лыжами обусловлено естественной сме­ной природных факторов, в числе которых прежде всего рельеф лыжной трассы, состояние погоды и условия скольжения;
  • отсутствие ограничений в возрасте и показателях физичес­кого развития для начала занятий;
  • эффективное воздействие на укрепление костно-суставно­го аппарата благодаря мягким, эластичным, затяжным действи­ям при скольжении, которое составляет основу структуры дви­жений лыжника;
  • отсутствие необходимости в специальных дорогостоящих спортивных сооружениях: местом занятий лыжами может служить даже небольшой прилегающий к дому участок местности с само­стоятельно проложенной на ней лыжней, что особенно актуально при сложившемся дефиците в современной российской экономике.

Вышеобоснованные достоинства в использовании равнин­ных пыж позволяют заключить следующее: среди всего многообразия физкультурно-оздоровительных средств передвижение на лыжах по ценности для здоровья занимает первое место. Каждая лыжная прогулка-это своего рода самая эффективная прививка от болезней не только биологических, но и духовно-нравственных.

Оригинал статьи размещен здесь:Источник
Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: