Здоровье — высшая земная ценность, главное богатство человека, от которого в жизни зависит многое: личное счастье, карьера, самореализация личности, благополучное будущее.
Понятие «здоровье» сформулировано достаточно давно. Его постоянно дополняют, уточняют и к настоящему времени известно более 300 разновидностей формулировок. С методологических позиций наиболее предпочтительным на сегодня является определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), согласно которому здоровье — это отсутствие болезней.
За последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем, пристрастившихся к курению, произошло резкое снижение физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения. Сохранение здоровья населения стало нашей национальной проблемой. От преобладающего среди россиян стиля жизни «болеть и лечиться» необходимо перейти к норме жизни, в основе которой — «забота о здоровье, чтобы не болеть».
Уровень здоровья зависит прежде всего от отношения самого человека к этому драгоценному, не поддающемуся денежному исчислению дару природы. На всех этапах жизни — от рождения и до глубокой старости — чрезвычайно важно осознать: никто и ничто не может помочь сохранить и приумножить здоровье или, наоборот, потерять его, как это делает сам человек. Человек, рожденный как высшее совершенство природы, здоровым может быть только тогда, когда заботится о нем регулярно, когда ритм повседневной жизни упорядочен у него с ритмом физической активности как главного регулятора уровня здоровья.
Отсутствие баланса в этом ввергает организм в пучину болезней и ускоренного старения. Движение является той жизненно необходимой функцией организма, без которой не может быть физически здорового, бодрого, жизнерадостного человека. Движение — ведущий признак жизни. Абсолютная справедливость и достоверность этого заключения доказана многовековой природой развития человечества. А природу обмануть невозможно, ее законы безупречны, их исполнение обязательно для всех. Человеку дано очень многое для здоровой и полноценной жизни на земле, но взять это многое он может только своим умом и трудом.
Дело в том, что наша мышечная масса (у человека около 600 различных мышц) может сохраняться и накапливаться только при регулярном сокращении и расслаблении мышц, т.е. при движении.
Наряду с этим жизнеспособность организма поддерживается непрерывно текущим процессом обновления: ткани кожи обновляются каждые 5 недель, жировая ткань-в течение месяца, костная ткань — через 4 недели, клетки эпителия желудка — каждые 5 дней, белки печени и слизистой оболочки кишечника — 10 дней, белки мышечной ткани — 180 дней, белковый состав тела — 80 дней, обновление гормонов измеряется часами и минутами. И только через двигательную активность человек может и должен обоснованно расходовать этот неоценимый подарок природы по регулярному качественному обновлению организма, что повышает устойчивость собственного храма здоровья к поражению нервно-психическими и внутренними «болезнями века», к психической и физической неполноценности.
Миллионы лет борьбы за существование заставляли человека двигаться, двигаться и двигаться. Выживал только тот, кто не засиживался и не залеживался. Для создания жизненных благ мускульная сила человека была одним из основных источников энергии.
Но вот наступил XX век — век развития машинной цивилизации, расцвета автоматизированных технологий, век дефицита мышечной деятельности. Люди избавились от подавляющего большинства тяжелых повседневных физических нагрузок, заставили машины работать за себя. Если раньше у человека были задействованы в основном крупные мышечные группы, т.к. надо было часто поднимать что-то тяжелое, долго нести, удерживать с большим напряжением, то теперь мы нагружаем преимущественно более мелкие мышцы — кисти, к примеру.
Современному не только городскому, но и сельскому жителю уже не надо ходить за водой на колодец, готовить, пилить и колоть дрова, почти в каждой семье стало нормой наличие различной бытовой техники: стиральных машин, пылесосов и многого-многого другого. Днем подавляющее большинство взрослых в основном сидит на работе, дети, подростки, студенческая молодежь — в соответствующих учебных заведениях. А вечером чаще всего вместе продолжают сидеть дома у телевизоров, видеотехники, компьютеров, т.е. движение заменили многочасовым сидением.
По расчетам нашего соотечественника академика А.И. Берга, всего 100 лет назад — ничтожно малый срок в процессе исторического развития человека — на долю мускулов человека приходилось до 96% всей его работы в сфере быта и производства. В настоящее время физический труд, требующий мышечных напряжений, составляет лишь 5-6% от всего объема работы, выполняемой на земле. Таким образом, в исторически мизерный срок человек был поставлен в условия, существенно отличающиеся от тех, в которых он находился на протяжении многовекового периода своей эволюции.
Вот и зародилось неизвестное прежде человечеству заболевание, называемое по-разному: гипокинезия, гиподинамия, что в переводе на русский язык во всех случаях означает одно и то же: недостаток движения, недостаток мышечной деятельности, дефицит физической активности людей. Эту болезнь зарегистрировали специалисты-медики многих стран, и наиболее пораженными оказались жители высокоразвитых в техническом отношении государств.
Огромная мышечная масса, созданная и приспособленная в течение всей истории развития человека для движения, вдруг оказалась почти бездеятельной. Недостаток движения невольно и особенно больно ударил прежде всего по сердечно-сосудистой системе. В целом снижение функциональных резервов органов, систем всего организма стало характерной чертой, существенно отличающей наших современников от их предков.
Таким образом, чем выше культура производства, чем масштабнее достижения научно-технического прогресса, чем меньше реалии жизни нового столетия требуют от нас движений, тем более жизненно важными они становятся, тем сильнее мы испытываем «мышечный голод». Необходимо глубоко осознать и понять, что потребность в движении не может быть уделом только природно одаренных спортсменов и отдельных энтузиастов-физкультурников, она жизненно необходима каждому человеку.
Жизнь показала, что даже самые выдающиеся достижения современной медицины не в состоянии принципиально изменить процесс физической деградации человека, разрушения его биологической природы. Главным источником развития и укрепления ресурсов здоровья современного человека является систематическая физическая активность в течение всей жизни. По этому вопросу среди ученых всего мира наблюдается редкое единодушие.
На исходе XX столетия в Джакарте (Индонезия, 1997 г.) состоялась IV конференция ВОЗ, на которой практически впервые была подчеркнута необходимость тесного сотрудничества национальных и международных физкультурно-спортивных организаций, т.к. краеугольным камнем здоровья является физическая активность, и чем раньше каждый человек признает физическую культуру жизненно необходимой, базовой потребностью, тем больше у него будет вероятность обеспечить целостность своей духовной и физической природы, уберечься отжестокого, но справедливого наказания болезнями.
В массовом сознании, к сожалению, укоренились чувство собственной беспомощности и упование на всесильную медицину, которая стремительно изобретает и предла-‘ гает человеку все новые и новые «чудодейственные» лекарства и продукты питания. Эффект подавляющего большинства из нихужё не отвечает высокой клятве Гиппократа: «НЕ НАВРЕДИ!» Реальность настоящего времени такова, что подавляющее большинство химически синтезированных медицинских препаратов только создают впечатление улучшения физического здоровья. Фактически же они не только не излечивают причин болезней, но и внедряют в организм невидимые фармакологам токсины замедленного действия и вещества, генетически и энергетически несовместимые с составом тканей.
Безусловными заменителями пагубных для здоровья искусственных технологий в индустрии питания и лекарственных препаратов являются естественные продукты и прежде всего дары растительного мира природы, которые и существуют для усиления жизнеспособности человека.
Наряду с этим, если 10- 15 лет назад акцент в индустрии оздоровления населения делался на медицинских средствах, то в последние годы ведущие специалисты мировой медицины ориентируются на профилактику заболеваний немедикаментозными средствами, ведущую роль среди которых играют оздоровительные формы двигательной активности, обеспечение здоровой жизни средствами физической культуры, когда самый чуткий, самый эффективный, самый своевременный и в то же время самый дешевый доктор — это прежде всего «я сам», мое участие в самооздоровлении.
Причем включение самого человека в процесс формирования здоровья, развитие у него потребности в здоровом образе жизни, заинтересованности и активности в самосовершенствовании необходимы с самого раннего возраста. Внимание к себе, осознание своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок научится заботиться о собственном здоровье.
Не воспитав такого осознанного отношения к своему здоровью, человек никогда не сохранит того потенциала здоровья, который заложен у него при рождении. Правило-заповедь в воспитании человека: забота о здоровье — обязанность каждого.
Наряду с богатой палитрой средств оздоровления, которыми располагает современное здравоохранение, все-таки наиболее действенный и естественный путь оздоровления населения — физкультурно-спортивная деятельность в комплексе с другими немедикаментозными методами укрепления здоровья.
В течение всей жизни о собственном здоровье надо заботиться самому, пока еще здоров, медицина занимается уже больными людьми. В возрастной эволюции человека условно выделяют три этапа биологического развития. Первый этап охватывает период от рождения до 17-19 лет, второй — от 18-20 до 35 лет, третий — от 35 лет и до биологического конца. В соответствии с закономерностями г д возрастного развития организма прогрессивная стадия приходится на первый этап жизни, здесь происходит неуклонное естественное повышение функционального потенциала, на втором этапе двигательно-функциональные показатели стабилизируются, а на третьем происходит их неуклонное снижение.
Следует подчеркнуть, что накопление физической подготовленности на первом этапе способствует повышению работоспособности и, следовательно, укреплению здоровья не только в детские и юношеские годы, но и во взрослой жизни. Фундамент здоровья закладывается смолоду — истина, проверенная веками. Именно состояние здоровья детей, подростков, молодежи — важнейший показатель жизнеспособности и цивилизованности любой страны.
Во взаимосвязи со здоровьем физическая культура — неотъемлемый компонент общей культуры человека, она целенаправленно, через деятельность и в процессе деятельности формирует физически здоровую, нравственно совершенную, духовно обогащенную, интеллектуально развитую личность. Физическая культура давно вышла из рамок личных, персональных увлечений, она стала главным профилактическим средством, жизненно востребованным делом государственной важности. Сейчас никто не сомневается в том, что любое качество и свойство личности формируется только деятельностью, которая требует проявления данного качества и свойства.
При всеобщем понимании этого лишь немногим удается воплотить это понимание в действительности. До настоящего времени при всем обилии и многообразии ярко звучащих речей о пользе физической культуры ее истинное место в системе общечеловеческих культурных ценностей еще далеко не полностью осознано и принято как естественно необходимое и обязательное для каждого, особенно молодого человека.
Признание физической культуры истинной человеческой ценностью — чрезвычайно сложная социальная проблема, положительное разрешение которой неизбежно в наступившем столетии. Наиболее остро нуждается в этом обладающее изобилием жизненной силы подрастающее поколение. Именно в детском возрасте ярко выражена естественная потребность в движении, когда ребенок получает удовольствие и наслаждение от участия в двигательной деятельности.
Физическая культура — это единственный учебный предмет, который имеется в учебных планах и программах на всех уровнях обучения, начиная с дошкольных учреждений и кончая вузами. И у подавляющего большинства современных российских детей, подростков, юношей и девушек двигательная активность ограничена только двумя уроками физкультуры в соответствующих учебных учреждениях, проводимых один (если уроки спарены) или два раза в неделю. К тому же в реальной практике зачастую и эти занятия превращают в чистую формальность, а физические нагрузки на них далеко не соответствуют двигательным потребностям молодого развивающегося организма.
Прежде всего по этой причине на рубеже веков распространенность гиподинамии среди российских школьников и студентов достигла удручающе катастрофических показателей: только 10% молодежи имеют уровень физического состояния здоровья, близкий к норме, т.е. из современных школ, лицеев, гимназий, колледжей, вузов выходят преждевременно состарившиеся «молодые старички». А ведь они — наша опора, надежда нации, залог будущего процветания России.
По всем педагогическим и физиологическим закономерностям роста и развития организма для полноценного возрастного физического совершенствования человеку необходима физическая нагрузка тренирующего эффекта. Основными параметрами такой нагрузки являются интенсивность и длительность выполнения — частота занятий в неделю. Двигательная активность может считаться тренирующей только в том случае, когда физическая нагрузка достигает пороговой величины или немного превышает ее.
Наиболее простым и вместе с тем высокоинформативным методом определения и контроля интенсивности пороговой нагрузки является изменение ЧСС. Приблизительно величину ЧСС, обеспечивающую оздоровительный, тренирующий эффект, можно рассчитать по формуле:
ЧССтр =180- возраст (в годах).
Показателями длительности пороговой тренирующей нагрузки для обучающихся являются три продуктивных учебно-тренировочных занятия в неделю по два академических учебных часа каждое. Следовательно, в нашей стране в образовательных учреждениях разных типов и ведомственной принадлежности требуется троекратное увеличение объема регламентированных урочных занятий.
Пришло время все обилие красивых, правильных, сладкозвучащих с самых высоких трибун речей о пламенной любви к детям, заботе о подрастающем поколении россиян и о здоровье нации в целом закрепить на практике правовым и финансовым разрешением проблемы обязательных 6-часовых академических или трех спаренных и спортивно ориентированных уроков физкультуры в неделю.
Реальное обеспечение регулярной двигательной активности — еще и эффективная защита от многочисленных, свойственных особенно молодому возрасту грехов: детских правонарушений, низменных и неуемных страстей, психопатологии, повышенной реактивности и агрессивности, сексопатологии, зависимости от наркотиков, алкоголя, никотина.
С болью и горечью приходится констатировать: в нашей стране и в наступившем столетии бюджетные затраты на осуществление программ, связанных с вовлечением детей и молодежи в активные занятия физической культурой и спортом, остаются значительно ниже расходов на лечебную помощь, лекарственное обеспечение, на содержание в специальных учреждениях молодых правонарушителей, на лечение юных наркоманов и алкоголиков, на социальную поддержку молодежи, утратившей трудоспособность.
Мы по-прежнему ждем, когда здоровые пополнят ряды больных, и начинаем достаточно щедро тратить государственные средства на их лечение. Причем эти расходы несопоставимо больше тех, которые требуются на профилактические, прежде всего физкультурно-спортивные, мероприятия.
Занятия физической культурой и спортом отвлекают подростков от соблазнов уличной жизни, помогают с наименьшими потерями пережить юношеский кризис, избавиться от животных желаний и инстинктов, стать гармоничными, духовно и физически здоровыми, жизнерадостными. Заложенные смолоду, эти возвышенные человеческие качества незаменяемы и невосполнимы другими и во взрослой жизни.
Двигательная активность — эффективное средство борьбы человека и с безжалостным воздействием на него времени. Чтобы современную молодежь не смыло бушующим разгульным потоком, физкультурно-спортивная отрасль заслуживает всесторонней и достойной государственной поддержки. Пришла пора коренного изменения отношения к ней как общества, так и государства.
В реально создавшихся в нашей стране экономических условиях физическая культура и спорт, видимо, единственное поистине уникальное, всеобъемлющее, не имеющее аналога, самое дешевое и высокоэффективное, проверенное тысячелетиями средство оздоровлен ия населения.
Отрадно, что на спорт обратила свое внимание и церковь. Летом 2000 г. на юбилейном архиерейском соборе были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В разделе «Здоровье личности и народа», пожалуй, впервые со стороны церковных служителей прозвучала христианская оценка спорта, прочно вошедшего в личную и социальную жизнь человечества: «…Для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятий физической культурой и спортом…».
Современная физкультурно-спортивная деятельность многообразна, дифференцированна, и это позволяет удовлетворить, самые разнообразные потребности личности и общества.
Поистине лавинообразно развивается в мире наука о спорте, об активном отдыхе, о рациональных режимах двигательной деятельности человека. Во многих странах создаются специальные научные учреждения, упорно работающие в области поиска новых форм физической активности, проблем ее оптимизации, привлечения технических средств, компьютерной техники, информационных комплексов для обеспечения эффективной физической активности людей.
Немалую роль в формировании потребности в систематических занятиях играют и серьезно расширившиеся возможности медицины, внедрение, в частности, автоматизированных средств медицинской диагностики состояний занимающихся физическими упражнениями, микропроцессорной техники в системе индивидуального контроля за реакциями занимающихся на физические нагрузки.
Для обеспечения здоровья населения посредством двигательной активности в разных странах отдают предпочтение различным физическим упражнениям. Их выбор обусловлен прежде всего территориально-климатическими и социально- экономическими условиями, национальными традициями в области культуры движений. Творческая деятельность по разработке и внедрению новых упражнений, изобретению всевозможных физкультурно-спортивных тренажеров, нового спортивного инвентаря не прекращается.
Особенно наглядно и выразительно эта созидательность проявляется на примере эволюции программы Олимпийских игр — вершины мирового спорта современности.
Так, на I зимних Олимпийских играх (ЗОИ) в Шамони (Франция, 1924 г.) было представ- лоно три вида лыжного спорта и разыгрывалось 4 комплекта олимпийских медалей: в лыжных гонках на 18 и 50 км, прыжках на лыжах с трамплина и северном двоеборье (современное принятое у нас название — лыжное двоеборье). А на первых играх III тысячелетия -XIX ЗОИ в Солт-Лейк-Сити (Америка, 2002 г.) лыжная часть олимпийской программы включала 44 дисциплины по семи видам лыжного спорта: лыжные гонки — 12 дисциплин, горные лыжи — 10, биатлон — 8, фристайл и сноуборд — по 4, прыжки на лыжах с трамплина и лыжное двоеборье — по 3.
Настойчиво добиваются и ожидают олимпийской прописки зимнее ориентирование, зимний виндсерфинг — передвижение на специальном лыжном инвентаре под парусом, лыжная гонка на собачьих упряжках, лыжная гонка со стрельбой излука, другие виды лыжного спорта.
Среди свойственных россиянам многочисленных средств физкультурно-спортивной деятельности процветают увлечения лыжами, чему благоприятствуют в первую очередь наши уникальные территориально-климатические возможности. Ведь главным условием для занятий лыжами является ежегодно обновляемое явление природы — снег.
На карте мира устойчивый снежный покров расположен в северном полушарии и на Антарктиде, причем большая его часть приходится на территорию нашей страны, где продолжительность сохранения снежного покрова составляет 4-8 месяцев в году. А на довольно значительной части российского Севера и Сибири снег лежит постоянно.
Снежные богатства России несравнимы с таковыми ни в какой другой стране мира. У нас лыжи можно использовать практически повсеместно в течение полугода и более. «Нигде влияние снежного покрова так не велико, как в России, так как нигде нет равнины настолько обширной, отдаленной от морей и покрытой снегом зимой», — подчеркивал более ста лет назад А.И. Воейков в своей книге «Климаты земного шара, в особенности России».
В седую древность веков уходят корни применения лыж для охоты, бытовых нужд, как средства связи, позднее — в военном деле, а также для потех, забав, игрищ, развлечений на лыжах, в том числе с элементами соревнований. Точная дата, место, имя изобретателя приспособления на ноги для передвижения по снегу историками не установлены. Безусловно, лыжи — одно из самых древних изобретений первобытного человека, у которого была вынужденная потребность в их создании для борьбы со снегом, преодоления снежных преград зимой, прежде всего при добыче пищи.
Из всего многообразия упражнений на лыжах разной конструкции (горные, прыжковые, для фристайла, сноуборда, лыжных гонок и др.) в нашей стране наиболее распространенным, развитым, массовым, широко применяемым является передвижение на равнинных лыжах (их называют также беговыми, гоночными).
Естественный отбор в пользу этого упражнения произошел благодаря целому ряду достоинств, главное из которых — наивысший по отношению к другим средствам оздоровительный эффект в сочетании со всеобщей доступностью для любого возраста и уровня физической подготовленности.
Процесс оздоровления занимающегося лыжами человека базируется на закономерных биологических обоснованиях. Прежде всего передвижение на равнинных лыжах представляет собой высокоактивную двигательную деятельность, которая заставляет все крупные мышцы включаться в достаточно энергичную (иначе замерзнешь) и продолжительную работу. При передвижении на лыжах относительно не задействованными остаются разве только мышцы лица.
И такая глобальная мышечная активность во время оздоровительных прогулок длится у подавляющего большинства лыжников минимум один час. Участие в работе значительной мышечной массы позволяет лыжнику выполнить большой объем нагрузки, т.к. активная работа руками и туловищем снижает утомление мышц ног.
Такое длительное и глобальное мышечное напряжение предъявляет повышенные требования к системам кислородного обеспечения организма, совершенствует прежде всего сердечно-сосудистую и дыхательную системы, требует слаженной, пропорционально скоординированной работы всех важнейших биологических функций. Оздоровительный эффект усиливается преимущественной активизацией аэробных энергетических процессов.
При этом формируются физиологические основы здоровья человека, стержнем которого является базовое физическое качество — выносливость. Именно выносливость более всего отражает функциональное состояние организма, его аэробный энергопотенциал, т.е. является основным критерием общего уровня физического здоровья человека. Наш соотечественник, известный физиолог B.C. Фарфель назвал выносливость мерой биологической ценности человека, устойчивости к заболеваниям, количественным критерием уровня здоровья и индикатором степени старения.
При сравнительной оценке эффективности той или иной оздоровительной нагрузки следует исходить из общепринятой концепции физического здоровья, в соответствии с которой наиболее важным, ключевым показателем здоровья является уровень и аэробных возможностей организма, служащий критерием состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, определяющий фи неспособность, заболеваемость и продолжительность жизни.
Чем выше аэробные показатели, тем лучше здоровье человека Не случайно всемирно известный доктор Кеннет Купер, корректируя в «Новой аэробике» прежнюю доктрину, на первое место по ценности для здоровья ставит лыжные гонки, после них — плавание и на третью позицию выводит бег. Основной мотив обновленных взглядов автора знаменитой «аэробики» — предпочтение умеренно интенсивных упражнений, имеющих разнообразную координацию и вовлекающих в работу большие мышечные массы.
Еще одним существенным достоинством занятий лыжами является сбалансированная мышечная активность, формирующая у занимающихся морфологические соответствия в конструкции тела, гармоничное телосложение, красивую, пропорциональную фигуру и в целом привлекательный внешний вид с подчеркнуто здоровым цветом лица.
Создатель русской физиологической школы И.М. Сеченов обращал особое внимание на то, что жизнь на всех ступенях ее развития — постоянное приспособление к условиям существования, непрекращающийся, безостановочно происходящий процесс приспособления и обеспечения жизнеспособности организма к постоянно меняющимся природным условиям жизни.
Поэтому наряду с аэробной выносливостью к наиболее показательным критериям здоровья относятся адаптационные способности организма, степень его пластичности, готовность с той или иной быстротой подстраиваться под изменения внешних, в первую очередь климатических и не всегда благоприятных, особенно на пороге XXI столетия, экологических условий повседневной жизни.
Любая двигательная активность в залах, на других закрытых физкультурно-спортивных сооружениях значительно уступает по эффективности адаптации к естественным факторам природной среды, т.к. осуществляется в достаточно постоянных, стандартизированных, искусственно регулируемых условиях.
Занятия же на лыжах проводят только на открытой местности, в естественных природных условиях, которые отличаются своей неповторимостью (единственный в мире лыжный манеж с искусственным снегом, сооруженный в Финляндии, используют в основном лыжники-гонщики мирового класса и только в бесснежное время года).
Даже при занятиях на площадке ограниченного размера, школьном стадионе или дворе например, под воздействием изменяющихся погодных условий происходит совершенствование адаптационных возможностей, увеличение функциональной надежности организма, повышается степень его приспособляемости и сопротивляемости по отношению к естественным, в том числе и неблагоприятным, воздействиям изменчивой внешней среды.
Передвижение на лыжах по жесткому снежному полотну с хорошо укатанной лыжней, или по морозному пушистому свежевыпавшему снегу, или по схваченной морозцем ледяной корочке, или по влажному или мокрому снегу в специфичных для каждого случая погодных условиях, включая иногда и гамму неблагоприятных для организма экологических факторов природы, заставляет лыжника каждый раз приводить свою функционально-двигательную систему в соответствие с реально сложившимися условиями жизни, т.е. минимизировать воздействие вредных явлений, обеспечивать пригодность к жизни в условиях многообразия реально окружающей его природной среды.
Ведь далеко не всегда занятиям на лыжах сопутствует солнечная, безветренная, с небольшим морозцем, идеальная погода. Бывают и снежная кутерьма с обильным снегопадом, и пронизывающий ветер, и туманное месиво, и жгучий мороз или, наоборот, дождь со снегом. Причем зачастую эти природные явления возникают неожиданно, нередко в комплексе, и надо не избегать, а разумно использовать их для укрепления здоровья через совершенствование адаптационных процессов в организме.
Оздоровительный эффект занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий на лыжах значительно возрастает благодаря тому, что проводятся они главным образом в экологически более чистой загородной лесной или городской лесопарковой местностях, где воздух значительно меньше отравлен дыханием города.
При этом создаются уникальные условия для использования целого комплекса целебных оздоровительных факторов природной среды. Прежде всего происходит насыщение организма свежим, морозным, более чистым воздухом. При физической нагрузке, получаемой от передвижения на лыжах, интенсивность этих очищающих организм процессов резко повышается.
Звенящий морозцем воздух, низкая температура — прямо-таки волшебные средства укрепления сердечно-сосудистой системы, регулировки обмена веществ. Именно естественно очищенный, свежий воздух является основой здоровья, именно в нем современный человек испытывает постоянно растущий дефицит. Более того, физическая активность в лесной или лесопарковой местностях предоставляет редкую возможность возвратиться и приблизиться к живой матушке природе, заметить и оценить ее красоту.
На лыжной прогулке в постоянно обновляющемся окружении леса, парка, сквера даже долгий путь превращается в удовольствие, остро ощущается гармония души и тела. Здесь всегда интереснее, чем в стенах спортивного о зала, других закрытых спортивных сооружениях. Такие общении с природой служат мощным средством снятия нервно-психических сбоев, сопровождающих стрессовые и экстремальные ситуации, которыми, к сожалению, перенасыщена наша повседневная жизнь.
Особенно остро нуждается в этом подростково-юношеский возраст, в котором молодежь зачастую сталкивается с трагическими противоречиями между идеальными стремлениями и реально царящими на земле силами жестокости, лжи, несправедливости, безнравственности. У скользящего по заснеженным лесным тропам лыжника поднимается настроение, жизненный тонус.
Он отдыхает от суровой действительности, напряженного ритма повседневных будней, которые переполнены материальными заботами, агрессивностью современных СМИ с безразборным информационным валом, обилием криминальной информации, разгулом пошлости, головокружением от фантастических научных изобретений и триумфальных открытий, суетой и шумихой рекламного бума. На лыжне у него появляется желание насладиться девственной природой, тишиной полей, благоуханием леса.
Прогулки на лыжах располагают к тому, чтобы воскресить душу, заметить и достойно оценить те дары, которыми являются для человека нетронутый зимний лес, чистый снег, свежий, морозный воздух. От богатства ощущений завораживает душу и охватывает веселье. Свидание с лесом вливает в нее свежесть и бодрость, мир и тишину, любовь и примирение. Лыжи нельзя назвать счастьем, но они позволяют ощутить его.
Находясь наедине с удивительно щедрой по красоте природой, глубоко понимаешь, что физическая культура и спорт нуждаются в чистой и здоровой окружающей среде, так же, как и окружающая среда не должна разрушаться, истощаться и деградировать под натиском физкультурно-спортивной деятельности.
Важно сохранять и поддерживать экологический баланс, своевременно предупреждать и исключать возможные конфликты между физкультурно-спортивной деятельностью и природой. Не допускать грубого нарушения растительного покрова, среды обитания птиц и других представителей животного мира, обеспечивать стабильную экологическую обстановку в районах массовых лыжных прогулок.
В зимнем лесу человек глубже осознает необходимость жить в гармонии и единстве с природой, оберегать ее от варварского разорения, опасного нарушения экологического равновесия земной жизни из-за техногенных загрязнений. Он острее воспринимает радость и ценность жизни, ощущает состояние душевного комфорта, расцвет человеческой личности, крайне необходимые ему вдохновение, ликующее удовлетворение, благоговение.
Именно эти мгновения способствуют пробуждению потребности еще и еще раз насладиться сказочными зимними пейзажами. И, наверное, нет человека, которому были бы не понятны чувства русского поэта некрасовской школы И.С. Никитина (1824-1861), писавшего:
… Ужи есть за что, Русь могучая,
полюбить тебя, назвать матерью…
В комплексе все это благоприятно действует на человека, затрагивая его и биологическую, и психическую, и социальную, и духовную сущность. Сбалансированные взаимоотношения человека с природой гарантируют здоровье.
Двигательная активность детей, подростков и юношей нацелена прежде всего на укрепление здоровья, а затем уже на выявление дарований и спортивные достижения. Более того, здоровье и полноценное развитие подрастающего поколения по значимости намного превосходят любые спортивные достижения.
При использовании равнинных лыж преимущественно с оздоровительной направленностью вполне достаточно овладеть основами техники движений, которые безопасны, просты и доступны для освоения каждым независимо от половой принадлежности, возраста и исходного уровня подготовленности. Освоить различные способы передвижения на лыжах можно почти самостоятельно, по существу, только наблюдая за тем, как выполняют движения старшие в семье, учитель физкультуры или лыжники-спортсмены. Недоступны они только тем, кто стоит на месте.
Заметим, в последнее время школьные учителя, преподаватели вузов и средних учебных заведений получили большую свободу в планировании учебного материала. По своему усмотрению педагог может перераспределять учебные часы на прохождениетого или иного раздела программы. В этой связи в течение всего снежного периода только от учителя зависит объем часов, выделяемых на лыжную подготовку.
Наряду с легкостью в овладении элементарной техникой безусловным достоинством занятий лыжами является еще одна характерная для них особенность. В отличие от бега, ходьбы, плавания, гребли, езды на велосипеде, бега на коньках в передвижении на пыжах используют многочисленное разнообразие движений, в их числе несколько разновидностей одновременных и попеременных классических и коньковых лыжных ходов, многие варианты переходов с одного хода на другой, различные способы подъемов, спусков, преодоления неровностей, торможений, поворотов.
Причем любой начинающий лыжник постепенно овладевает почти всем этим комплексом, т.к. выбор и применение конкретного способа зависят не столько от него, сколько от естественных природных факторов, среди которых наиболее существенными являются используемый под лыжную трассу рельеф местности, состояние погоды и снежного покрова.
Их изменения и заставляют переходить на другой способ, что освобождает от утомительно монотонного однообразия движений, характерного для подавляющего большинства других циклических упражнений, способствующих преимущественному развитию фундаментального по значимости качества человека — выносливости.
Движения на лыжах предпочтительнее еще и потому, что их основу составляют скользящие лыжные шаги с мягкими, эластичными, затяжными действиями. Это весьма полезно для укрепления костно-суставного аппарата юных лыжников, а в преклонном возрасте позволяет избежать хрупкости костей, сохранить подвижность всей опорно-двигательной системы до глубокой старости.
Общедоступность занятий лыжами обусловлена еще и возможностью обойтись без специальных, сложных и дорогостоящих спортивных сооружений. Реально сложившееся в российской экономике положение не позволяет рассчитывать на полное удовлетворение потребностей в бассейнах, оборудованных катках, тем более с искусственным льдом, крытых теннисных кортах, манежах и т.д.
Подобные спортивные сооружения в обозримом будущем по-прежнему останутся у нас больше исключением для элитной части населения, чем правилом для всех. Что же касается лыж, то место для занятий лыжами бесплатно и самостоятельно способен подготовить для себя каждый занимающийся. «Спортзал» лыжника — огромная территория нашей страны, за некоторым исключением юга Европейской части России.
Лыжным стадионом может стать двор, школьный участок, игровые площадки, парковая аллея, лесные опушки и просеки. Достаточно по естественному снежному покрову проложить лыжню или использовать уже готовую, проложенную и утрамбованную под коньковые ходы кем-то другим, в том числе и с использованием специальной техники.
Попробуйте-ка заняться, скажем, гимнастикой или борьбой, хоккеем или фехтованием, если в вашем городе, поселке, дачном городке нет соответствующей спортивной школы или хотя бы секции. Даже при наличии необходимого спортивного сооружения — ничего не получится. А лыжами можно заниматься как индивидуально, так и самодеятельной группой даже на небольшой, расположенной рядом с домом площадке размером, например, 50×50 метров.
В этом еще одно существенное преимущество лыж перед другими видами.
Если во время прогулки (занятия) вы, наслаждаясь красотой зимнего леса, забрели в незнакомую местность, да еще с обилием идущих в разные стороны лыжных следов, можно создать ситуацию, при которой достоинства имеют продолжение в виде недостатков, и даже оказаться в положении лыжника, которому Сергей Михалков посвятил стихотворение «Лыжня и пень»:
- Я шел по снежной целине,
- Легко и трудно было мне,
- И за спиною у меня Ложилась свежая лыжня.
- Через поляны, по кустам,
- На горку здесь, под горку там — Я шел на лыжах полчаса И вдруг услышал голоса!
- И вижу: справа от меня — Другая свежая лыжня…
- И я подумал: «Догоню!»
- И перешел на ту лыжню.
- Опять бегу я по кустам,
- На горку здесь, под горку там — И вышел я к большому пню,
- На ту же самую лыжню…
- И так весь день,
- И так весь день:
- Лыжня и пень! Лыжня и пень!
- Ну что за хитрая лыжня:
- Весь день дурачила меня!
Пни, массивные или необычные по форме деревья, какие-то бугорки и пригорки — ненадежные для лыжника ориентиры — можно встретить достаточно много похожих друг на друга. Гораздо надежнее ориентироваться по столбам линий электропередач, по просекам с высоковольтными мачтами, крупным водоемам, рекам, автомагистралям, железным дорогам.
В незнакомом лесу шум электропоездов или автомобилей — также хороший ориентир. А самый надежный способ не заблудиться в незнакомой местности, особенно для детей, — это разметка. В пределах видимости через каждые 25-100 метров можно привязать к веткам небольшие яркие ленточки, лучше из ткани (они прочнее, устойчивее к капризам природы).
Можно обозначить маршрут раскрашенными полосками на стволах деревьев. Для каждого маршрута использовать свой цвет. По лыжным трассам с такой разметкой, да еще подготовленным машинами, можно идти уверенно, не опасаясь сбиться с маршрута.
Если все же случится заблудиться, попасть в непогоду, не надо паниковать. Главное — двигаться, двигаться и двигаться. Спасение только в этом. Силы человека, особенно в экстремальных ситуациях, неисчерпаемы, пока он пусть медленно-медленно, но движется.
Нет необходимости и в дорогостоящем лыжном инвентаре спортивных моделей. Для оздоровительных целей вполне подойдут приемлемые по цене и, как правило, более прочные лыжи, палки, ботинки, крепления туристического образца. К тому же приобретают инвентарь чаще всего не на один сезон. При бережном обращении он может служить долгие годы. В семьях лыжная экипировка зачастую переходит от старших к младшим. Нередко дети наследуют инвентарь родителей, а то и бабушек, дедушек.
Безусловным достоинством занятий лыжами является отсутствие ограничений в возрасте начала занятий. Во многие виды спорта, как известно, легко «опоздать»: не успел, скажем, 5-6-7- летний ребенок записаться в школы/секции фигурного катания, гимнастики, плавания, в 8-9 лет его туда уже вряд ли примут «стар» (исключения бывают, но они — исключения).
Примерно так же обстоит дело и во многих других видах спорта. В лыжах же нет такого жестко лимитированного критического возрастного барьера, после которого подростку, пришедшему в лыжную группу спортивной школы или лыжную секцию, дают, что называется, от ворот поворот. И происходит это не потому, что тренеры, работающие с лыжниками-гонщиками, добрее других. Главная причина имеет объективные биологические корни.
В технически сложнокоординационных видах спорта — прыжках в воду, фигурном катании, других — трудно стать даже перворазрядником без хорошего развития координации движений, формирование которой происходит в основном в детском возрасте. Юношу или девушку 17-19 лет, ранее не занимавшихся гимнастикой, чрезвычайно трудно научить делать стойку на руках или простое сальто (хотя это элементарные акробатические упражнения).
Главное же качество лыжника — выносливость — своего максимального естественного развития достигает уже у взрослого человека. Этим же объясняется и завидное спортивное долголетие многих лыжников мировой элиты, в числе которых и наши прославленные соотечественники Алевтина Колчина, Галина Кулакова, Раиса Сметанина, Нина Гаврылюк, Алексей Прокуроров.
Заниматься лыжами в оздоровительных целях не рано, когда малышу даже не перевалило за три года, и не поздно, когда новичку исполнилось всего шестьдесят. В зрелом возрасте занятия лыжами открывают жизнь в новых прекрасных гранях, позволяют почувствовать себя полным бодрости и сил, дарят хорошее настроение, полноценный сон, другие простые радости жизни, цену которым человек познает, лишь реально столкнувшись с их утратой.
Есть у лыж и еще одно достоинство — они не предъявляют суровых требований к исходным показателям физического развития, в частности к телосложению новичков. Допустим, в волейболе или баскетболе нечего делать низкорослым, а в гимнастики, наоборот, не жалуют высоких. В лыжных же гонках даже высших олимпийских побед могут достичь и те, и другие. Стали уже хрестоматийными примеры олимпийских чемпионов — изящных Павла Колчина или Вячеслава Веденина и почти 2-метровых гигантов Евгения Беляева или финна Юхи Миеты.
Таким образом, если мы, россияне, понимаем и стремимся к тому, чтобы как можно больше жителей нашей страны, особенно молодежи, было вовлечено в регулярную физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, то лыжи в реализации этого решения играют ведущую роль, они готовы к тому.
Надо лишь широко рекламировать, пропагандировать, раскрывать огромную пользу для здоровья, достоинства, преимущества, красоту лыж как нашего национального физкультурно-спортивного средства.
Возьмем на себя смелость и перефразируем известную пушкинскую строку: лыжам все возрасты покорны.
Основные выводы
- В системе общечеловеческих культурных ценностей духовное и физическое здоровье человека во многом определяется степенью освоения остальных достояний культуры и является важнейшим условием социально-экономических достижений цивилизованной нации.
- Здоровье — драгоценный дар природы, наивысшее богатство человека. Ведущие специалисты современной мировой медицины признают двигательную активность самым эффективным средством профилактики заболеваний и самооздоровления.
- Физкультурно-спортивная деятельность детей, подростков и молодежи формирует физически здоровую, нравственно совершенную, духовно обогащенную, интеллектуально развитую, жизнерадостную личность, защищает от свойственных особенно этому возрасту негативных действий и поступков.
- Территориально-климатические условия нашей страны создают уникальные возможности для практически повсеместных занятий лыжами в течение 4-8 месяцев в году. Среди бесчисленного множества физических упражнений лыжи в богатой снегом России — поистине национальное средство физической культуры.
Для передвижения на равнинных лыжах характерны следующие отличительные достоинства:
- участие в продолжительной, высокоактивной работе всех крупных мышц человека, что совершенствует важнейшие функции и системы организма, обеспечивает повышение аэробного потенциала и, следовательно, общего уровня физического здоровья;
- сбалансированная мышечная активность и формирование с учетом этого гармоничного телосложения, красивой, пропорциональной фигуры и в целом привлекательного внешнего вида;
- использование комплекса оздоровительных факторов природной среды в связи с проведением занятий только в естественных природных условиях, чаще всего в экологически более чистой загородной лесной или лесопарковой городской местностях, на свежем морозном воздухе с целительным воздействием живой природы на биологическую, психическую, социальную и духовную сущность человека; осознание необходимости жить в гармонии с природой;
- совершенствование адаптационных возможностей и повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям благодаря проведению занятий в различных естественно изменяющихся территориально-климатических условиях и необходимости приведения функционально-двигательной системы в соответствие с реально сложившимися на время занятий явлениями природы;
- разнообразие способов передвижения на лыжах и общедоступность овладения ими людьми любого возраста, пола и исходного уровня подготовки; многочисленное разнообразие движений во время занятий лыжами обусловлено естественной сменой природных факторов, в числе которых прежде всего рельеф лыжной трассы, состояние погоды и условия скольжения;
- отсутствие ограничений в возрасте и показателях физического развития для начала занятий;
- эффективное воздействие на укрепление костно-суставного аппарата благодаря мягким, эластичным, затяжным действиям при скольжении, которое составляет основу структуры движений лыжника;
- отсутствие необходимости в специальных дорогостоящих спортивных сооружениях: местом занятий лыжами может служить даже небольшой прилегающий к дому участок местности с самостоятельно проложенной на ней лыжней, что особенно актуально при сложившемся дефиците в современной российской экономике.
Вышеобоснованные достоинства в использовании равнинных пыж позволяют заключить следующее: среди всего многообразия физкультурно-оздоровительных средств передвижение на лыжах по ценности для здоровья занимает первое место. Каждая лыжная прогулка-это своего рода самая эффективная прививка от болезней не только биологических, но и духовно-нравственных.