Войти
sport-in » Статьи » Полезная информация » Поиск одаренностей и талантов в лыжных гонках

Поиск одаренностей и талантов в лыжных гонках

0 32 спортстатьи 07-09-2020 09:27 Полезная информация

Поиск одаренностей и талантов в лыжных гонкахВ последние десятилетия специалистами разработано и пред­ложено для практического воплощения достаточно много разновид­ностей стадий, периодов, этапов многолетней подготовки. На прак­тике руководствуются прежде всего «Нормативно-правовыми и про­граммными основами деятельности спортивных школ и училищ олимпийского резерва» (2002 г.), в соответствии с которыми в многолетней подготовке лыжников-гонщиков выделяют четыре этапа:

  • начальной подготовки — 9-11 лет;
  • учебно-тренировочный — 12-16 лет;
  • спортивного совершенствования — 17-19 лет;
  • высшего спортивного мастерства — 20 лет и старше.

С учетом же биологических закономерностей развития орга­низма и на основе современной, реально сложившейся сорев­новательной практики в многолетнем тренировочном процессе лыжников-гонщиков целесообразно выделять шесть периодов подготовки:

  • детский — до 13 лет;
  • подростковый -14-15 лет;
  • юношеский — 16-17 лет;
  • юниорский — 18-20 лет;
  • молодежный — 21-22 года;
  • взрослый — 23 года и старше.

В порядке примечания к предложенной градации подчеркнем: показатели возраста приведены здесь для биологических нормотипов. При выраженном замедленном или ускоренном биоло­гическом развитии индивидуальных морфофункциональных свойств организма отклонение от указанного календарного воз­раста может достигать 1 -4 лет.

Несмотря на то что минимальный возраст зачисления в от­деления лыжных гонок спортивных школ установлен 9 лет, для овладения начальными навыками передвижения на лыжах бла­гоприятен период от 3 до 6 лет. Это время естественного бурного развития нервной и мышечной систем.

Многие специалисты склоняются к тому, что если ребенок в это время не получил основных двигательных навыков, в дальнейшем ему будет труд нее овладеть жизненно необходимыми, адля спортивно одарен­ного малыша высокопрофессиональными двигательными дей­ствиями. Главными наставниками в этом возрасте являются прежде всего, конечно, родители, а для посещающих дошколь­ные учреждения также и воспитатели.

Причем занятия дошколь­ников физкультурой, в частности прогулки на лыжах, должны быть такой же обязательной и равноценной составляющей под­готовки детей к школе и в целом к жизни, как обучение чтению, письму, счету. Однако эту настойчивую агитацию за увлечение малышей лыжами ни в коем случае нельзя расценивать как при­зыв к более раннему началу специализированных лыжных тре­нировок.

Нередко дети, особенно в спортивных семьях, встав на лыжи в 2-4 года, приобщаются к серьезным специализиро­ванным занятиям уже в 7-8-летнем возрасте. Такая практика чаще всего имеет явно негативные последствия. Целесообраз­ный возраст приобщения к занятиям физической культурой с использованием в зимнее время лыж исключительно с оздоро­вительной целью и адекватный возраст начала круглогодичной, регулярной, целенаправленной спортивной тренировки в лы­жах — далеко не одно и то же.

Смешивать и четко не различать эти два направления в лыжной подготовке детей (что, к сожале­нию, не так уж редко бывает на практике) недопустимо.

Юным спортсменам уже в начале спортивного пути свойствен­ны повышенный спортивный азарт, задор, намерения как можно быстрее выделиться спортивными результатами, самолюбивое стремление не уступать в спортивном соперничестве. Все эти благие в спорте намерения требуют от тренера, обеспечиваю­щего подготовку детей, подростков, юношей, немалого профес­сионального искусства.

Надо корректно исключить недальновид­ное стремление во что бы то ни стало немедленно выделиться среди сверстников спортивными результатами, к чему, кстати, нередко подталкивают детвору чрезмерно азартные папы/мамы, дедушки/бабушки. Негативное отношение родителей и близких к отсутствию у их чада сиюминутных спортивных достижений, особенно на фоне зачастую нереализованных собственных амбиций и неоправданных ожиданий от своего ребенка, усугубляют ого страдания.

В этот период крайне важно привести привлекающие к занятиям спортом интересы, мотивы, установки, по­нуждения в соответствие с закономерно оправданным направлением тренировок в годы естественного биологического созревания. В детский период многолетней подготовки важно обеспе­чить расширение и повышение общего уровня функциональных возможностей организма юных лыжников-гонщиков, создать фонд двигательных умений и навыков, который будет востребо­ван в процессе дальнейшего спортивного совершенствования.

Форсирование узкой спортивной специализации в раннем воз­расте вступает в острое противоречие с этими требованиями, препятствует созданию полноценной базы для будущего спортив­ного совершенствования.

Увлеченность чрезмерно суженной спе­циализацией хотя и сопровождается некоторое время быстрым прогрессом спортивных результатов, чревата в итоге непопра­вимым и невосполнимым ущербом для будущих высших индиви­дуальных спортивных достижений и самое главное — для полно­ценного гармоничного развития растущего организма.

Такие форсированные тренировки опасны тем, что сопряжены с жест­кой эксплуатацией биологических механизмов, истощают их, на­носят непоправимый вред биологическому потенциалу занима­ющихся, подавляют природные задатки и, следовательно, воз­можность достижения высоких результатов в будущем.

Известно множество юных лыжников, блеснувших незауряд­ными для своего возраста результатами за счет раннего вовле­чения в горнило форсированной узкоспециализированной тре­нировки. В дальнейшем, ближе к молодежному и взрослому пе­риодам жизни, когда и наступает естественно обусловленной расцвет лыжных талантов, они оказывались в состоянии демон­стрировать лишь посредственные результаты, а многие вообще оказались на обочине спорта.

В этой связи нельзя поощрять и поддерживать иногда встре­чающиеся примеры выступления 10-13-летних детей на марафон­ских или близких к ним по протяженности дистанциях. Как прави­ло, такие «достижения» не остаются без внимания, да еще и ак­тивно восхваляются, пропагандируются падкими на всевозмож­ные сенсации СМИ. Если подходить к данному вопросу с действи­тельно научных биологических позиций, то подобные примеры идут вразрез, вступают в грубое противоречие с закономерностями возрастного развития юного организма. Такие изнурительные, чрезмерные нагрузки противоречат самой природе человека, законам биологии.

Характерная особенность современного спорта — стремительно возрастающая коммерциализация. Пришло время на правовом уровне решить проблему ранней детской спортивной специализации и участия детей в достаточно хорошо вознаграждаемых спортивных соревнованиях. Такая соревновательная практика, является мощным стимулом к форсированию спортивной подго­товки в ущерб здоровью и нормальному биологическому развитию ребенка.

Особенно легко в эту коммерческую ловушку могу попасть лыжники, находящиеся в предпубертатном биологичес­ком возрасте и имеющие способности к лыжным гонкам. У них результаты зачастую улучшаются без регулярных тренировок, за счет естественного повышения параметров организма, обуслов­ленного взрослением ребенка.

К удивлению тренеров в таком возрасте в числе лидеров могут оказаться злостные прогульщи­ки тренировок, самые недисциплинированные. Именно эти уче­ники больше других нуждаются в трепетном и требовательном отношении, они заслуживают повышенного внимания, заботы, опеки, усиленного контроля.

Замечено: неопытные тренеры нередко «попадаются» и на том, что в пределах одной тренировки дети могут проявить повышен­ную активность и выполнить очень большую по всем параметрам нагрузку. Но после такой лихо проведенной тренировки у воспи­танников надолго затягиваются восстановительные процессы и резко снижается работоспособность в целой серии последую­щих занятий.

Простого восполнения израсходованных продуктов топливного обеспечения работающих мышц при этом оказыва­ется недостаточно. На первый план выходит устойчивость цент­ральной нервной системы, которая, как и выносливость, форми­руется в более позднем возрасте.

Поэтому в самом начале спортивного пути требуется очень небольшое тренировочное вмешательство, сводящееся в основном к игровым формам и овладению основами техники передвижения на лыжах. Высшая цель занятий в детском и подростковом периодах — пробудить интерес к лыжам и желание систематически тренироваться в дальнейшем.

В этот период и тренировки, и соревнования долж­ны занимать как бы подчиненное место по отношению к другим сферам жизнедеятельности — учебе, удовлетворению духовных запросов и увлечений, выполнению семейно-бытовых обязанностей. Затраты времени и сил на спортивную деятельность здесь достаточно ограниченны, что разумно и совершенно оправдан­ии и с личностных, и с общесоциальных, и со спортивных пози­ции.

Только с вступлением в юношеско-юниорский возраст уже у значительно меньшего числа занимающихся, прошедших отбор и проявивших определенную склонность к лыжным гонкам, спортивная деятельность начинает преобладать и становится одной из основных. Занятия спортом у этого контингента постепенно доминируют в ущерб другим сторонам жизни, видоизме­няя общий режим жизнедеятельности, подстраивая его к требованиям и условиям спортивной подготовки.

В соответствии с закономерностями оптимального построе­ния многолетней подготовки в пределах детского и подростко­вого периодов необходимо обеспечить спортивную ориентацию и уточнить ее с вступлением в юношеский возраст.

Причем паспортные данные о возрасте занимающихся на этих этапах могут иметь существенные отклонения от официально установленных единых для спортивных школ возрастных границ в связи с раз­личиями в индивидуальном возрасте начала занятий лыжными гонками, с учетом персональных особенностей биологического развития, а также в силу жизненных факторов и сложившихся обстоятельств.

Что касается проблемы отбора, то какими бы совершенны­ми ни были методы диагностики одаренности, в детско-юношес­ком возрасте еще крайне сложно дать полноценную характери­стику потенциальных функциональных, двигательных, психичес­ких способностей и тем самым оценить спортивную пригодность к высшим достижениям в лыжных гонках с вступлением в моло­дежный и взрослый периоды жизни.

В любом случае при суще­ствующих способах обобщения разнородных диагностических показателей спортивной предрасположенности недопустимо в юном возрасте принимать сколько-нибудь категоричные реше­ния относительно способностей лыжника к достижению в перс­пективе высоких результатов. Это связано с тем, что большин­ство важнейших для лыжника-гонщика биологических характеристик весьма лабильно в течение детского, подросткового и юношеского возрастов и в силу этого не обладает достаточной прогностической силой.

Следовательно, оценить потенциаль­ные возможности и природную одаренность к высоким дости­жениям в лыжных гонках можно лишь в результате достаточно длительного наблюдения. Продолжительность его на практике, строго говоря, равна всей «спортивной жизни», т.к. первичное определение индивидуальных способностей к занятиям лыжа­ми начинается в спортивной школе при комплектовании групп начальной подготовки и спортивно-оздоровительных, продол­жается при формировании учебно-тренировочных групп.

Даль­нейший отбор идет в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства и завершается селекция комплектованием сборных команд, включая главную из них — национальную олимпийскую.

Такова последовательность реально существующей практики спортивного отбора, точнее — поиска одаренностей и талантов в лыжных гонках.

Следует признать, что до сих пор отсутствует адекватная и на­дежная диагностика спортивных способностей. Ведь способно­сти — сложные многоуровневые структуры, включающие тысячи параметров из различных сфер личности и организма человека. Все они находятся в сложных и достаточно запутанных отноше­ниях друг с другом. В свою очередь, отношения эти во многом определяются наследственностью.

Современные обширные, но зачастую разрозненные методики дают немало ценной инфор­мации, которая по-прежнему не отражает главного — общей кар­тины индивидуальных особенностей. Известные компьютерные технологии позволяют получать, особенно на уровне сборной страны, объемные распечатки результатов обследований с мно­жеством показателей, стаблицами, графиками, текстами.

Одна­ко реальная перспектива спортивного успеха конкретного лыж­ника от этого не становится намного яснее. Выявление индиви­дуальных путей его совершенствования, оценка потенциала и лимита возможностей, поиск с учетом выявленных особенностей «своей тренировки» по-прежнему остаются тонким искусством тренера.

Вместе с тем современные тренеры национальных ко­манд должны иметь достаточную подготовленность к тому, что­бы реализовать заключения по генетическому тестированию, а также рекомендательную часть результатов компьютерной диаг­ностики спортивных способностей.

Следует подчеркнуть вполне обоснованную целесообразность использования в начале спортивного пути широкого комплекса 1естовых упражнений, помогающих составить разносторонние представления о двигательных и функциональных возможностях начинающих лыжников.

Это важно не для прогнозирования достижений в дальней перспективе, а в первую очередь для выявле­ния и оценки исходного индивидуального уровня общего физи­ческого развития всех основных качеств — выносливости, силы, скорости, гибкости, ловкости, что позволяет уменьшить потери одаренных детей и подростков на начальных этапах многолетне­го тренировочного процесса.

Невысокая прогностическая ценность тестовых упражнений, используемых на ранних этапах подготовки лыжника-гонщика для диагностики спортивной предрасположенности, — бега на 30 и 500 м, прыжка в длину с места, десятикратного прыжка с места, отжимания в упоре лежа или подтягивания — подтверждена мно­голетней практикой. Это относится и к спортивным результатам в лыжных соревнованиях. Многие лидеры первых соревнований через несколько лет, несмотря на систематические тренировки, нередко оказываются заурядными зачетниками.

Это и понятно: ведь спортивный результат — явление многофакторное. В нем комплексно проявляются различные индивидуальные способно­сти, в числе которых на ранних этапах многолетней подготовки прежде всего опять-таки индивидуально неодинаковые темпы возрастного созревания организма и обусловленная этим инди­видуально различная степень тренируемости.

В дальнейшем тестовые упражнения, естественно, видоизме­няют так, чтобы обеспечить выявление способностей, играющих ведущую роль в достижении результатов именно в лыжных гон­ках. Этому требованию в бесснежный период больше соответ­ствуют тесты, выполняемые на пересеченном рельефе: кроссо­вый бег, передвижение на лыжероллерах, беге прыжковой ими­тацией, а с выпадением снега — главное соревновательное упраж­нение лыжника — передвижение на лыжах.

С ростом спортивного мастерства особую ценность представляет сравнительный ана­лиз результатов тестирования, с одной стороны, и различных па­раметров тренировочной нагрузки — с другой. Такой анализ дает ценнейшую, наиболее объективную информацию о степени тренируемости, способности подвергаться прогрессивным изменениям в результате постепенного нарастания тренировочных воздействий, что является одним из ключевых критериев в оценке перспективности лыжника-гонщика.

На разных этапах многолетней подготовки у систематически тренирующихся лыжников прежде всего изменяется соотношение динамики годовых объемов циклической нагрузки и динамики спортивных результатов. При переходе от детского к подрос­тковому и затем юношескому периоду подготовки происходи! почти линейное возрастание объема тренировочной нагрузки и спортивного результата. На этих этапах чем меньшим объемом физической нагрузки (естественно, не прибегая к ее интенсифи­кации) будет достигнут очередной прирост результатов, тем больший резерв тренировочных воздействий на адаптационные воз­можности организма сохранится на будущее.

С вступлением в юниорский и особенно в молодежный перио­ды многолетней подготовки соотношение тенденции дальнейше­го увеличения объема нагрузок и прироста результатов становит­ся существенно иным. При наращивании суммарного годового объема циклической нагрузки темпы прироста результатов на­чинают круто убывать, т.е. в соответствии с законами адаптации организма к нагрузкам объемы, которые приносили ощутимый тренировочный эффект, со временем уже не дают желаемого при­роста результата. В графическом выражении, как это наглядно видно на рис. 6, кривая прироста объема нагрузки пересеклась с кривой прироста результатов.

Крайне важно обратить внимание на то, что у привержен­цев форсированной подготовки в детском и подростковом воз­растах пересечение обозначенных на этом рисунке кривых ди­намики прироста годового объема нагрузки и спортивных ре­зультатов обычно происходит уже в юношеский период много­летней подготовки, что является ярко выраженным признаком преждевременного исчерпания резервов организма и весьма вероятного прекращения целенаправленных занятий с увлече­нием и интересом уже к 19-20 годам.

А ведь с учетом специфи­ки биоэнергетического обеспечения соревновательной дея­тельности и на основании возрастных закономерностей раз­вития организма именно в этом возрасте создаются самые благоприятные условия для спортивного совершенствования в лыжных гонках.

При одинаковых предшествующих нагрузках у разных занима­ющихся «угол расхождения» указанных на рис. 6 кривых, с учетом прежде всего генетически обусловленных факторов, будет отли­чаться. Эту разницу в какой-то мере можно рассматривать как показатель степени индивидуальной тренируемости и зависящей от нее спортивной перспективности лыжника.

Видимо, чем боль­ше этот угол, тем меньше (при прочих равных условиях, и прежде всего при отсутствии различий в уровне биологической зрелос­ти) степень индивидуальной тренируемости и, следовательно, меньше вероятность добиться в перспективе выдающихся ре­зультатов. И, напротив, чем меньше «угол расхождения» рассмат­риваемых кривых после их пересечения, тем выше степень инди­видуальной тренируемости и тем перспективнее лыжник-гонщик.

В настоящее время считается также, что угол наклона этих кри­вых характеризует быстроту исчерпания аэробных энергетичес­ких ресурсов и может служить нормативной основой для выявле­ния природных задатков данного спортсмена к занятиям лыжными гонками. А в целом снижение темпов прироста спортивных результатов по отношению к наращиванию годового объема на­грузки свидетельствует о вступлении лыжника в завершающий этап многолетней подготовки.

На завершающих этапах многолетней подготовки, когда осу­ществляется переход к систематическим тренировкам со значи­тельными по величине и более специализированными нагрузка­ми, важнейшим критерием отбора служит выявление степени тренируемости лыжника по темпам прироста спортивных резуль­татов и прогрессу функциональных возможностей.

Надо отме­тить, что темпы прироста показателей ведущих для лыжника-гонщика физических качеств и функциональных параметров в спе­цифических средствах имеют первостепенное значение при оцен­ке перспективности спортсменов только в том случае, если ис­ходный уровень их развития достаточно высок. Такой исходный уровень и более высокие темпы развития ключевых двигатель­но-функциональных показателей дают возможность оценить спо­собности занимающихся как большие и надежно прогнозировать перспективность лыжников-гонщиков.

А вариативность темпов прироста по различным тестовым испытаниям целесообразно использовать для более правильного решения вопроса ориента­ции спортсменов на спринтерские, короткие или длинные дис­танции, на классический или свободный стиль. Относительно ста­бильные показатели прироста результатов в различных тестах характерны для спортсменов-универсалов, которые, кстати, в настоящее время преобладают в мировой лыжной элите.

Следу­ет обратить особое внимание на то, что ориентация на темпы прироста спортивных показателей оправдывает себя при усло­вии обязательного учета индивидуальных особенностей биоло­гического развития лыжников-гонщиков. Важно учесть и тенден­ции совершенствования личностных качеств, главное из которых -спортивное трудолюбие, без него в любом виде спорта, а в лыж­ных гонках особенно, не могут быть реализованы даже самые выдающиеся природные способности, самый ярко выраженный талант.

В поиске спортивных талантов велико значение Единой все­российской спортивной классификации. Ведь на протяжении все­го спортивного пути для подавляющего большинства занимаю­щихся любым видом спорта основным побуждающим мотивом, мощным стимулом для регулярных, целенаправленных занятий и спортивного совершенствования является достижение спортивного результата с целью выполнения классификационных нормативов постепенно возрастающего уровня — III, II, I разряды (и существующей всероссийской классификации принята, как известно, система «пьедестала почета», при которой I разряд — наивысший), затем весьма престижных спортивных званий — кан­дидат в мастера спорта (КМС), мастер спорта (МС) и, наконец, мастер спорта международного класса (МСМК). К постепенному восхождению на эти спортивные ступени стремится, пожалуй, каждый переступивший порог спортивной школы.

Из этих ныне действующих во взрослом спорте шести разряд­ных градаций первые три имеют самое непосредственное отно­шение к представителям массового (народного) спорта, или спорта для всех. А три последующие олицетворяют постепенный переход к спорту высших достижений. В частности, ступень КМС собирает достаточно много лыжников, решивших всерьез испы­тать себя и приобщиться к миру большого спорта.

Уровень МС доступен уже для сравнительно небольшого отряда трудолюби­вых и достаточно одаренных спортсменов и, наконец, МСМК — элитарный уровень весьма ограниченного контингента безуслов­но талантливых спортсменов-профессионалов, спортивных тру­жеников.

Уместно заметить: среди побуждающих спортивных мотивов не последнее место для многочисленных поклонников массовых лыжных гонок занимает и возможность «пощеголять» на равных с лыжниками мировой элиты в фирменной спортивной одежде, иметь фирменный инвентарь.

Отрадно, что постепенно и в нашей стране лыжники-гонщики, у которых отсутствуют выраженные, генетически унаследованные природные данные и, следователь­но, нет реальных перспектив пробиться на мировую и тем более олимпийскую лыжню, в экипировке не уступают зарубежным лю­бителям лыж — были бы материальные возможности. Этот сти­мул и впредь надо всячески поощрять, развивая в перспективе прежде всего отечественную лыжную индустрию.

Значение ЕВСК в поиске одаренностей и талантов обоснова­но еще и тем, что для занимающихся в спортивных школах пре­одоление очередного спортивного рубежа служит предметом гордости и демонстрации человеческого достоинства, а к поко­рению спортивных вершин стремится почти вся вовлеченная в спорт и «зараженная» им молодежь.

В перспективе грамотно разработанная система квалифика­ционных нормативов может быть единой для лыжников-гонщиков всех стран, входящих, например, в ФИС, т.е. единой Всемир­ной спортивной классификацией. Практическим примером суще­ствования такой классификации может служить опыт Междуна­родной федерации шахмат, которая уже много десятилетий при­сваивает сильнейшим шахматистам мира звания международных мастеров и международных гроссмейстеров.

Нет никаких сомне­ний в том, что дальнейшее упорядочение квалификационных нор­мативов на международном уровне, обеспечение их адекватнос­ти ступеням спортивного совершенствования будут для юных лыжников дополнительным, еще более престижным стимулом и, главное, повысят контроль за эффективностью динамики роста спортивного мастерства.

Последнее особенно важно в начале спортивного пути, когда необходимо обеспечить взаимосвязь между величиной трени­ровочной нагрузки, ступенями спортивного совершенствования, т.е. разрядными нормами и возрастом. Если тренер в результа­те «натаскивания» подготовил 14-15-летнего кандидата в мас­тера спорта и тем более 16-17-летнего мастера спорта, то здесь налицо форсированная подготовка, которая выводит лыжников к 19-20 годам на так называемое «плато застоя», поскольку спортсмены опережают рекомендованную научно обоснован­ную, базирующуюся на закономерностях возрастного развития организма динамику спортивных результатов на 3-4 года.

Преж­де всего по этой причине молодые одаренные лыжники, потен­циальные мастера международного класса, а возможно, буду­щие чемпионы мира и Олимпийских игр нередко преждевремен­но оставляют занятия лыжными гонками или в лучшем случае становятся с возрастом «железными зачетниками». По ныне дей­ствующей спортивной классификации к 16-17 годам адекватная этой возрастной категории тренировочная нагрузка должна, в частности, обеспечить выполнение и главное стабильное выс­тупление на уровне I разряда.

Не разовый успех в одном-двух стартах сезона, который в большей мере может быть связан с тем, что тренер удачно подготовил лыжи — «попал в мазь», или рельеф соревновательной дистанции подобрали больше под уклон и чуть-чуть в горку, или трассу промерили с точностью до полукилометра. В этом возрасте надо обеспечить готовность к | обильному 1 -разрядному результату (табл. 4).

Таблица 4. Оптимальный возраст выполнения разрядных норм и требований ЕВСК по лыжным гонкам


Спортивная

квалификация,

разряд/звание

III

II

I

КМС

МС

мсмк

Возраст, лет

13

14

16

18

20

24

 

Обращаем внимание на то, что приведенные в таблице воз­растные параметры выполнения спортивно-квалификационных норм и требований базируются на закономерностях формирова­ния ведущих для лыжников-гонщиков функциональных систем растущего организма.

Замечено, что продолжительность подготовки к достижению высшего спортивного мастерства у женщин в среднем, как пра­вило, несколько короче. Расхождение в сроках подготовки муж­чин и женщин к высшим достижениям обусловлено в первую оче­редь анатомо-физиологическими различиями организма.

Торопить с выполнением разрядов не нужно еще и потому, что многие юные лыжники страдают, как подчеркивалось, по­вышенной ранимостью, самолюбием. Оно может быть не про­сто задето, а глубоко ущемлено ситуацией, когда лыжник-новичок за год регулярных, а то и далеко не регулярных занятий достаточно легко выполняет III и тут же II разряд, иногда пере­прыгивает через ступеньку и покоряет сразу II разряд.

После такого стремительного начального прироста результатов в дальнейшем зачастую наступает достаточно большой времен­ной промежуток до выполнения следующего норматива, и тог­да лыжник, отчаявшись так же легко выполнить очередной, бо­лее высокий разряд, нередко прекращает занятия. Таких по­терь среди юных лыжников-гонщиков, к сожалению, немало. Чтобы подольше сохранить интерес к лыжам и увлеченность ими, быстрое покорение начальных спортивно-квалификационных ступеней не надо стимулировать и поощрять.

Тренера такое легкое восхождение ученика по разрядным «холмам» должно настораживать. Чтобы спортивная квалификация соот­ветствовала возрасту, тренировочная нагрузка в каждом пери­оде многолетней подготовки должна быть адекватна естест­венным, закономерно характерным для каждого возраста функ­циональным возможностям.

Поскольку каждая следующая ступень спортивного совершен­ствования преодолевается со все большим трудом, более высо­кие спортивные разряды требуют, естественно, большего време­ни для выполнения. Поэтому распределение возраста лыжников- гонщиков по разрядным ступеням спортивного совершенствова­ния имеет прогрессивно нарастающий характер: 1 -2 года для вы­полнения очередного разряда, 2-4, а возможно, и более — для по­корения каждого последующего спортивного звания.

В целом вре­менные характеристики подготовки лыжников-гонщиков к выступ­лениям на континентальных и мировых первенствах, и тем более на Олимпийских играх, значительно превосходят соответствующие показатели в подавляющем большинстве других видов спорта.

Эта специфика лыжных гонок имеет закономерное биологическое обо­снование: базовое качество лыжника-гонщика — выносливость — завершает свое формирование только по достижении биологичес­кой зрелости, и высшие достижения могут установить лишь те спортсмены, у которых выносливость и, следовательно, аэробная работоспособность полностью сформировались, т.е. взрослые люди. На этой биологической основе, по среднестатистическим данным, период подготовки к первому выходу на престижную ми­ровую лыжню занимает 8-10 лет, а высшее спортивное мастерство лыжники-гонщики сохраняют 2-3 олимпийских цикла, завершая спортивную карьеру в 30-35 и более лет.

Довольно часты в лыжных гонках примеры результативных выступлений на Чемпионатах мира и Олимпийских играх 37-40- летних спортсменов. Показателен в этой связи и пример известного тренера А.И. Холостова (личного тренера Николая Зимятова), который осуществил свою спортив­ную мечту и выполнил норматив мастера спорта в 32 года.

Среди выдающихся спортсменов именно в лыжных гонках не­мало тех, кто начинал заниматься лыжами в 16-17 лет, а в отдель­ных случаях и позже. Стали уже хрестоматийными спортивные би­ографии наших соотечественников Галины Кулаковой, Раисы Сметаниной, Алексея Прокуророва, Нины Гаврылюк, Ларисы Лазутиной, которые приступили к специфичным для лыжника тренировкам к периоду завершения естественного биологического созревания и явили спортивному миру уникальное как по продолжи­тельности, так и по стабильности сохранение высшего спортив­ного мастерства в течение 4-5 олимпийских циклов, т.е. продол­жительность их пребывания в зоне высших достижений состави­ла 14-18 лет.

Эти примеры еще больше подчеркивают и подтверждают клю­чевое правило: с учетом объективных биологических закономер­ностей возрастного развития организма и специфики функцио­нального обеспечения двигательной деятельности лыжные гон­ки — «взрослый» вид спорта. В процессе многолетней подготовки необходимо обеспечить сохранение резервных возможностей организма для реализации истинного природного таланта с вступлением в заключительный, взрослый, период тренировки.

Вообще-то в последние годы во многих видах спорта замечена тенденция к увеличению продолжительности активных выступле­ний на уровне международного класса. Специалисты связывают это в первую очередь с непрекращающимся совершенствовани­ем методики тренировки, а также рационализацией питания, ис­пользованием дополнительных средств восстановления и повы­шения работоспособности, достижениями спортивной индустрии.

Основные выводы:

  1. С учетом биологических закономерностей развития орга­низма и на основе современной, реально сложившейся сорев­новательной практики в многолетней подготовке лыжников-гон­щиков целесообразно выделять шесть периодов: 1 -детский, 2- подростковый, 3 — юношеский, 4 — юниорский, 5 — молодежный, 6 — взрослый.
  2. Целесообразный возраст начала занятий лыжами с 3-6 лет — исключительно с оздоровительной целью — ни в коем случае нельзя расценивать как призыв к ранней, целенаправленной спортивной тренировке, которая истощает биологические меха­низмы, подавляет природные задатки и, следовательно, исклю­чает возможность достижения высоких результатов в будущем, но самое главное — наносит непоправимый и невосполнимый ущерб гармоничному биологическому развитию растущего орга­низма.
  3. Самые совершенные методы поиска способных и талантли­вых, диагностики спортивной одаренности в детско-юношеском возрасте требуют большой осторожности в оценке природной предрасположенности и принятии на этой основе категоричных решений о потенциальных способностях к лыжным гонкам во взрослом периоде жизни. Сложность обусловлена прежде всего индивидуально различными темпами биологического созревания и в связи с этим высокой лабильностью важнейших для лыжника- гонщика биологических характеристик в ранние периоды много­летней подготовки.
  4. В процессе многолетней подготовки наиболее выразитель­но изменяется соотношение динамики годовых объемов цикли­ческой нагрузки и динамики спортивных результатов. Достаточ­но высокая пропорциональность этих показателей в детско-юношеский период нарушается с вступлением в юниорский и еще больше — в молодежный возраст. Индивидуальные особенности в темпах прироста спортивных результатов по отношению к на­ращиванию годового объема нагрузки в ранние периоды мно­голетней подготовки можно использовать на практике для выяв­ления природных задатков и оценки спортивной перспективнос­ти занятий лыжными гонками.
  5. В завершающие периоды подготовки при оценке степени одаренности первостепенное значение имеют темпы прирос­та показателей ведущих для лыжников-гонщиков функциональ­ных параметров организма при выполнении специфичных тес­товых упражнений. Вариативность результатов различных те­стовых испытаний можно использовать для выявления пред­расположенности к спортивной специализации по длине дис­танции, стилю передвижения или склонности к универсальным выступлениям.
  6. На протяжении всего спортивного пути важно обеспечить оптимальную взаимосвязь между величиной тренирующего воздействия на организм и ступенями спортивного совершен­ствования — разрядными нормами и требованиями. Основой поиска спортивных талантов и контроля за эффективностью динамики роста спортивного мастерства является соответ­ствие выполняемых спортивно-квалификационных норм и тре­бований Единой всероссийской спортивной классификации(в перспективе, возможно, Единой всемирной спортивной клас­сификации) возрастным закономерностям формирования ве­дущих для лыжников-гонщиков функциональных систем расту­щего организма.
  7. Соответствие спортивной квалификации возрасту занима­ющихся достигается при адекватности тренировочной нагрузки естественным, закономерным и характерным для каждого пери­ода жизни биологическим возможностям. Такой подход обеспе­чивает вступление спортсмена в зону высших достижений в 20- 21 год и завершение спортивной карьеры в 30-35 и более лет, т.е. сохранение резервных возможностей организма для реализации природного таланта в заключительный, взрослый, период мно­голетней подготовки.
Оригинал статьи размещен здесь:Источник
Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: