В последние десятилетия специалистами разработано и предложено для практического воплощения достаточно много разновидностей стадий, периодов, этапов многолетней подготовки. На практике руководствуются прежде всего «Нормативно-правовыми и программными основами деятельности спортивных школ и училищ олимпийского резерва» (2002 г.), в соответствии с которыми в многолетней подготовке лыжников-гонщиков выделяют четыре этапа:
- начальной подготовки — 9-11 лет;
- учебно-тренировочный — 12-16 лет;
- спортивного совершенствования — 17-19 лет;
- высшего спортивного мастерства — 20 лет и старше.
С учетом же биологических закономерностей развития организма и на основе современной, реально сложившейся соревновательной практики в многолетнем тренировочном процессе лыжников-гонщиков целесообразно выделять шесть периодов подготовки:
- детский — до 13 лет;
- подростковый -14-15 лет;
- юношеский — 16-17 лет;
- юниорский — 18-20 лет;
- молодежный — 21-22 года;
- взрослый — 23 года и старше.
В порядке примечания к предложенной градации подчеркнем: показатели возраста приведены здесь для биологических нормотипов. При выраженном замедленном или ускоренном биологическом развитии индивидуальных морфофункциональных свойств организма отклонение от указанного календарного возраста может достигать 1 -4 лет.
Несмотря на то что минимальный возраст зачисления в отделения лыжных гонок спортивных школ установлен 9 лет, для овладения начальными навыками передвижения на лыжах благоприятен период от 3 до 6 лет. Это время естественного бурного развития нервной и мышечной систем.
Многие специалисты склоняются к тому, что если ребенок в это время не получил основных двигательных навыков, в дальнейшем ему будет труд нее овладеть жизненно необходимыми, адля спортивно одаренного малыша высокопрофессиональными двигательными действиями. Главными наставниками в этом возрасте являются прежде всего, конечно, родители, а для посещающих дошкольные учреждения также и воспитатели.
Причем занятия дошкольников физкультурой, в частности прогулки на лыжах, должны быть такой же обязательной и равноценной составляющей подготовки детей к школе и в целом к жизни, как обучение чтению, письму, счету. Однако эту настойчивую агитацию за увлечение малышей лыжами ни в коем случае нельзя расценивать как призыв к более раннему началу специализированных лыжных тренировок.
Нередко дети, особенно в спортивных семьях, встав на лыжи в 2-4 года, приобщаются к серьезным специализированным занятиям уже в 7-8-летнем возрасте. Такая практика чаще всего имеет явно негативные последствия. Целесообразный возраст приобщения к занятиям физической культурой с использованием в зимнее время лыж исключительно с оздоровительной целью и адекватный возраст начала круглогодичной, регулярной, целенаправленной спортивной тренировки в лыжах — далеко не одно и то же.
Смешивать и четко не различать эти два направления в лыжной подготовке детей (что, к сожалению, не так уж редко бывает на практике) недопустимо.
Юным спортсменам уже в начале спортивного пути свойственны повышенный спортивный азарт, задор, намерения как можно быстрее выделиться спортивными результатами, самолюбивое стремление не уступать в спортивном соперничестве. Все эти благие в спорте намерения требуют от тренера, обеспечивающего подготовку детей, подростков, юношей, немалого профессионального искусства.
Надо корректно исключить недальновидное стремление во что бы то ни стало немедленно выделиться среди сверстников спортивными результатами, к чему, кстати, нередко подталкивают детвору чрезмерно азартные папы/мамы, дедушки/бабушки. Негативное отношение родителей и близких к отсутствию у их чада сиюминутных спортивных достижений, особенно на фоне зачастую нереализованных собственных амбиций и неоправданных ожиданий от своего ребенка, усугубляют ого страдания.
В этот период крайне важно привести привлекающие к занятиям спортом интересы, мотивы, установки, понуждения в соответствие с закономерно оправданным направлением тренировок в годы естественного биологического созревания. В детский период многолетней подготовки важно обеспечить расширение и повышение общего уровня функциональных возможностей организма юных лыжников-гонщиков, создать фонд двигательных умений и навыков, который будет востребован в процессе дальнейшего спортивного совершенствования.
Форсирование узкой спортивной специализации в раннем возрасте вступает в острое противоречие с этими требованиями, препятствует созданию полноценной базы для будущего спортивного совершенствования.
Увлеченность чрезмерно суженной специализацией хотя и сопровождается некоторое время быстрым прогрессом спортивных результатов, чревата в итоге непоправимым и невосполнимым ущербом для будущих высших индивидуальных спортивных достижений и самое главное — для полноценного гармоничного развития растущего организма.
Такие форсированные тренировки опасны тем, что сопряжены с жесткой эксплуатацией биологических механизмов, истощают их, наносят непоправимый вред биологическому потенциалу занимающихся, подавляют природные задатки и, следовательно, возможность достижения высоких результатов в будущем.
Известно множество юных лыжников, блеснувших незаурядными для своего возраста результатами за счет раннего вовлечения в горнило форсированной узкоспециализированной тренировки. В дальнейшем, ближе к молодежному и взрослому периодам жизни, когда и наступает естественно обусловленной расцвет лыжных талантов, они оказывались в состоянии демонстрировать лишь посредственные результаты, а многие вообще оказались на обочине спорта.
В этой связи нельзя поощрять и поддерживать иногда встречающиеся примеры выступления 10-13-летних детей на марафонских или близких к ним по протяженности дистанциях. Как правило, такие «достижения» не остаются без внимания, да еще и активно восхваляются, пропагандируются падкими на всевозможные сенсации СМИ. Если подходить к данному вопросу с действительно научных биологических позиций, то подобные примеры идут вразрез, вступают в грубое противоречие с закономерностями возрастного развития юного организма. Такие изнурительные, чрезмерные нагрузки противоречат самой природе человека, законам биологии.
Характерная особенность современного спорта — стремительно возрастающая коммерциализация. Пришло время на правовом уровне решить проблему ранней детской спортивной специализации и участия детей в достаточно хорошо вознаграждаемых спортивных соревнованиях. Такая соревновательная практика, является мощным стимулом к форсированию спортивной подготовки в ущерб здоровью и нормальному биологическому развитию ребенка.
Особенно легко в эту коммерческую ловушку могу попасть лыжники, находящиеся в предпубертатном биологическом возрасте и имеющие способности к лыжным гонкам. У них результаты зачастую улучшаются без регулярных тренировок, за счет естественного повышения параметров организма, обусловленного взрослением ребенка.
К удивлению тренеров в таком возрасте в числе лидеров могут оказаться злостные прогульщики тренировок, самые недисциплинированные. Именно эти ученики больше других нуждаются в трепетном и требовательном отношении, они заслуживают повышенного внимания, заботы, опеки, усиленного контроля.
Замечено: неопытные тренеры нередко «попадаются» и на том, что в пределах одной тренировки дети могут проявить повышенную активность и выполнить очень большую по всем параметрам нагрузку. Но после такой лихо проведенной тренировки у воспитанников надолго затягиваются восстановительные процессы и резко снижается работоспособность в целой серии последующих занятий.
Простого восполнения израсходованных продуктов топливного обеспечения работающих мышц при этом оказывается недостаточно. На первый план выходит устойчивость центральной нервной системы, которая, как и выносливость, формируется в более позднем возрасте.
Поэтому в самом начале спортивного пути требуется очень небольшое тренировочное вмешательство, сводящееся в основном к игровым формам и овладению основами техники передвижения на лыжах. Высшая цель занятий в детском и подростковом периодах — пробудить интерес к лыжам и желание систематически тренироваться в дальнейшем.
В этот период и тренировки, и соревнования должны занимать как бы подчиненное место по отношению к другим сферам жизнедеятельности — учебе, удовлетворению духовных запросов и увлечений, выполнению семейно-бытовых обязанностей. Затраты времени и сил на спортивную деятельность здесь достаточно ограниченны, что разумно и совершенно оправдании и с личностных, и с общесоциальных, и со спортивных позиции.
Только с вступлением в юношеско-юниорский возраст уже у значительно меньшего числа занимающихся, прошедших отбор и проявивших определенную склонность к лыжным гонкам, спортивная деятельность начинает преобладать и становится одной из основных. Занятия спортом у этого контингента постепенно доминируют в ущерб другим сторонам жизни, видоизменяя общий режим жизнедеятельности, подстраивая его к требованиям и условиям спортивной подготовки.
В соответствии с закономерностями оптимального построения многолетней подготовки в пределах детского и подросткового периодов необходимо обеспечить спортивную ориентацию и уточнить ее с вступлением в юношеский возраст.
Причем паспортные данные о возрасте занимающихся на этих этапах могут иметь существенные отклонения от официально установленных единых для спортивных школ возрастных границ в связи с различиями в индивидуальном возрасте начала занятий лыжными гонками, с учетом персональных особенностей биологического развития, а также в силу жизненных факторов и сложившихся обстоятельств.
Что касается проблемы отбора, то какими бы совершенными ни были методы диагностики одаренности, в детско-юношеском возрасте еще крайне сложно дать полноценную характеристику потенциальных функциональных, двигательных, психических способностей и тем самым оценить спортивную пригодность к высшим достижениям в лыжных гонках с вступлением в молодежный и взрослый периоды жизни.
В любом случае при существующих способах обобщения разнородных диагностических показателей спортивной предрасположенности недопустимо в юном возрасте принимать сколько-нибудь категоричные решения относительно способностей лыжника к достижению в перспективе высоких результатов. Это связано с тем, что большинство важнейших для лыжника-гонщика биологических характеристик весьма лабильно в течение детского, подросткового и юношеского возрастов и в силу этого не обладает достаточной прогностической силой.
Следовательно, оценить потенциальные возможности и природную одаренность к высоким достижениям в лыжных гонках можно лишь в результате достаточно длительного наблюдения. Продолжительность его на практике, строго говоря, равна всей «спортивной жизни», т.к. первичное определение индивидуальных способностей к занятиям лыжами начинается в спортивной школе при комплектовании групп начальной подготовки и спортивно-оздоровительных, продолжается при формировании учебно-тренировочных групп.
Дальнейший отбор идет в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства и завершается селекция комплектованием сборных команд, включая главную из них — национальную олимпийскую.
Такова последовательность реально существующей практики спортивного отбора, точнее — поиска одаренностей и талантов в лыжных гонках.
Следует признать, что до сих пор отсутствует адекватная и надежная диагностика спортивных способностей. Ведь способности — сложные многоуровневые структуры, включающие тысячи параметров из различных сфер личности и организма человека. Все они находятся в сложных и достаточно запутанных отношениях друг с другом. В свою очередь, отношения эти во многом определяются наследственностью.
Современные обширные, но зачастую разрозненные методики дают немало ценной информации, которая по-прежнему не отражает главного — общей картины индивидуальных особенностей. Известные компьютерные технологии позволяют получать, особенно на уровне сборной страны, объемные распечатки результатов обследований с множеством показателей, стаблицами, графиками, текстами.
Однако реальная перспектива спортивного успеха конкретного лыжника от этого не становится намного яснее. Выявление индивидуальных путей его совершенствования, оценка потенциала и лимита возможностей, поиск с учетом выявленных особенностей «своей тренировки» по-прежнему остаются тонким искусством тренера.
Вместе с тем современные тренеры национальных команд должны иметь достаточную подготовленность к тому, чтобы реализовать заключения по генетическому тестированию, а также рекомендательную часть результатов компьютерной диагностики спортивных способностей.
Следует подчеркнуть вполне обоснованную целесообразность использования в начале спортивного пути широкого комплекса 1естовых упражнений, помогающих составить разносторонние представления о двигательных и функциональных возможностях начинающих лыжников.
Это важно не для прогнозирования достижений в дальней перспективе, а в первую очередь для выявления и оценки исходного индивидуального уровня общего физического развития всех основных качеств — выносливости, силы, скорости, гибкости, ловкости, что позволяет уменьшить потери одаренных детей и подростков на начальных этапах многолетнего тренировочного процесса.
Невысокая прогностическая ценность тестовых упражнений, используемых на ранних этапах подготовки лыжника-гонщика для диагностики спортивной предрасположенности, — бега на 30 и 500 м, прыжка в длину с места, десятикратного прыжка с места, отжимания в упоре лежа или подтягивания — подтверждена многолетней практикой. Это относится и к спортивным результатам в лыжных соревнованиях. Многие лидеры первых соревнований через несколько лет, несмотря на систематические тренировки, нередко оказываются заурядными зачетниками.
Это и понятно: ведь спортивный результат — явление многофакторное. В нем комплексно проявляются различные индивидуальные способности, в числе которых на ранних этапах многолетней подготовки прежде всего опять-таки индивидуально неодинаковые темпы возрастного созревания организма и обусловленная этим индивидуально различная степень тренируемости.
В дальнейшем тестовые упражнения, естественно, видоизменяют так, чтобы обеспечить выявление способностей, играющих ведущую роль в достижении результатов именно в лыжных гонках. Этому требованию в бесснежный период больше соответствуют тесты, выполняемые на пересеченном рельефе: кроссовый бег, передвижение на лыжероллерах, беге прыжковой имитацией, а с выпадением снега — главное соревновательное упражнение лыжника — передвижение на лыжах.
С ростом спортивного мастерства особую ценность представляет сравнительный анализ результатов тестирования, с одной стороны, и различных параметров тренировочной нагрузки — с другой. Такой анализ дает ценнейшую, наиболее объективную информацию о степени тренируемости, способности подвергаться прогрессивным изменениям в результате постепенного нарастания тренировочных воздействий, что является одним из ключевых критериев в оценке перспективности лыжника-гонщика.
На разных этапах многолетней подготовки у систематически тренирующихся лыжников прежде всего изменяется соотношение динамики годовых объемов циклической нагрузки и динамики спортивных результатов. При переходе от детского к подростковому и затем юношескому периоду подготовки происходи! почти линейное возрастание объема тренировочной нагрузки и спортивного результата. На этих этапах чем меньшим объемом физической нагрузки (естественно, не прибегая к ее интенсификации) будет достигнут очередной прирост результатов, тем больший резерв тренировочных воздействий на адаптационные возможности организма сохранится на будущее.
С вступлением в юниорский и особенно в молодежный периоды многолетней подготовки соотношение тенденции дальнейшего увеличения объема нагрузок и прироста результатов становится существенно иным. При наращивании суммарного годового объема циклической нагрузки темпы прироста результатов начинают круто убывать, т.е. в соответствии с законами адаптации организма к нагрузкам объемы, которые приносили ощутимый тренировочный эффект, со временем уже не дают желаемого прироста результата. В графическом выражении, как это наглядно видно на рис. 6, кривая прироста объема нагрузки пересеклась с кривой прироста результатов.
Крайне важно обратить внимание на то, что у приверженцев форсированной подготовки в детском и подростковом возрастах пересечение обозначенных на этом рисунке кривых динамики прироста годового объема нагрузки и спортивных результатов обычно происходит уже в юношеский период многолетней подготовки, что является ярко выраженным признаком преждевременного исчерпания резервов организма и весьма вероятного прекращения целенаправленных занятий с увлечением и интересом уже к 19-20 годам.
А ведь с учетом специфики биоэнергетического обеспечения соревновательной деятельности и на основании возрастных закономерностей развития организма именно в этом возрасте создаются самые благоприятные условия для спортивного совершенствования в лыжных гонках.
При одинаковых предшествующих нагрузках у разных занимающихся «угол расхождения» указанных на рис. 6 кривых, с учетом прежде всего генетически обусловленных факторов, будет отличаться. Эту разницу в какой-то мере можно рассматривать как показатель степени индивидуальной тренируемости и зависящей от нее спортивной перспективности лыжника.
Видимо, чем больше этот угол, тем меньше (при прочих равных условиях, и прежде всего при отсутствии различий в уровне биологической зрелости) степень индивидуальной тренируемости и, следовательно, меньше вероятность добиться в перспективе выдающихся результатов. И, напротив, чем меньше «угол расхождения» рассматриваемых кривых после их пересечения, тем выше степень индивидуальной тренируемости и тем перспективнее лыжник-гонщик.
В настоящее время считается также, что угол наклона этих кривых характеризует быстроту исчерпания аэробных энергетических ресурсов и может служить нормативной основой для выявления природных задатков данного спортсмена к занятиям лыжными гонками. А в целом снижение темпов прироста спортивных результатов по отношению к наращиванию годового объема нагрузки свидетельствует о вступлении лыжника в завершающий этап многолетней подготовки.
На завершающих этапах многолетней подготовки, когда осуществляется переход к систематическим тренировкам со значительными по величине и более специализированными нагрузками, важнейшим критерием отбора служит выявление степени тренируемости лыжника по темпам прироста спортивных результатов и прогрессу функциональных возможностей.
Надо отметить, что темпы прироста показателей ведущих для лыжника-гонщика физических качеств и функциональных параметров в специфических средствах имеют первостепенное значение при оценке перспективности спортсменов только в том случае, если исходный уровень их развития достаточно высок. Такой исходный уровень и более высокие темпы развития ключевых двигательно-функциональных показателей дают возможность оценить способности занимающихся как большие и надежно прогнозировать перспективность лыжников-гонщиков.
А вариативность темпов прироста по различным тестовым испытаниям целесообразно использовать для более правильного решения вопроса ориентации спортсменов на спринтерские, короткие или длинные дистанции, на классический или свободный стиль. Относительно стабильные показатели прироста результатов в различных тестах характерны для спортсменов-универсалов, которые, кстати, в настоящее время преобладают в мировой лыжной элите.
Следует обратить особое внимание на то, что ориентация на темпы прироста спортивных показателей оправдывает себя при условии обязательного учета индивидуальных особенностей биологического развития лыжников-гонщиков. Важно учесть и тенденции совершенствования личностных качеств, главное из которых -спортивное трудолюбие, без него в любом виде спорта, а в лыжных гонках особенно, не могут быть реализованы даже самые выдающиеся природные способности, самый ярко выраженный талант.
В поиске спортивных талантов велико значение Единой всероссийской спортивной классификации. Ведь на протяжении всего спортивного пути для подавляющего большинства занимающихся любым видом спорта основным побуждающим мотивом, мощным стимулом для регулярных, целенаправленных занятий и спортивного совершенствования является достижение спортивного результата с целью выполнения классификационных нормативов постепенно возрастающего уровня — III, II, I разряды (и существующей всероссийской классификации принята, как известно, система «пьедестала почета», при которой I разряд — наивысший), затем весьма престижных спортивных званий — кандидат в мастера спорта (КМС), мастер спорта (МС) и, наконец, мастер спорта международного класса (МСМК). К постепенному восхождению на эти спортивные ступени стремится, пожалуй, каждый переступивший порог спортивной школы.
Из этих ныне действующих во взрослом спорте шести разрядных градаций первые три имеют самое непосредственное отношение к представителям массового (народного) спорта, или спорта для всех. А три последующие олицетворяют постепенный переход к спорту высших достижений. В частности, ступень КМС собирает достаточно много лыжников, решивших всерьез испытать себя и приобщиться к миру большого спорта.
Уровень МС доступен уже для сравнительно небольшого отряда трудолюбивых и достаточно одаренных спортсменов и, наконец, МСМК — элитарный уровень весьма ограниченного контингента безусловно талантливых спортсменов-профессионалов, спортивных тружеников.
Уместно заметить: среди побуждающих спортивных мотивов не последнее место для многочисленных поклонников массовых лыжных гонок занимает и возможность «пощеголять» на равных с лыжниками мировой элиты в фирменной спортивной одежде, иметь фирменный инвентарь.
Отрадно, что постепенно и в нашей стране лыжники-гонщики, у которых отсутствуют выраженные, генетически унаследованные природные данные и, следовательно, нет реальных перспектив пробиться на мировую и тем более олимпийскую лыжню, в экипировке не уступают зарубежным любителям лыж — были бы материальные возможности. Этот стимул и впредь надо всячески поощрять, развивая в перспективе прежде всего отечественную лыжную индустрию.
Значение ЕВСК в поиске одаренностей и талантов обосновано еще и тем, что для занимающихся в спортивных школах преодоление очередного спортивного рубежа служит предметом гордости и демонстрации человеческого достоинства, а к покорению спортивных вершин стремится почти вся вовлеченная в спорт и «зараженная» им молодежь.
В перспективе грамотно разработанная система квалификационных нормативов может быть единой для лыжников-гонщиков всех стран, входящих, например, в ФИС, т.е. единой Всемирной спортивной классификацией. Практическим примером существования такой классификации может служить опыт Международной федерации шахмат, которая уже много десятилетий присваивает сильнейшим шахматистам мира звания международных мастеров и международных гроссмейстеров.
Нет никаких сомнений в том, что дальнейшее упорядочение квалификационных нормативов на международном уровне, обеспечение их адекватности ступеням спортивного совершенствования будут для юных лыжников дополнительным, еще более престижным стимулом и, главное, повысят контроль за эффективностью динамики роста спортивного мастерства.
Последнее особенно важно в начале спортивного пути, когда необходимо обеспечить взаимосвязь между величиной тренировочной нагрузки, ступенями спортивного совершенствования, т.е. разрядными нормами и возрастом. Если тренер в результате «натаскивания» подготовил 14-15-летнего кандидата в мастера спорта и тем более 16-17-летнего мастера спорта, то здесь налицо форсированная подготовка, которая выводит лыжников к 19-20 годам на так называемое «плато застоя», поскольку спортсмены опережают рекомендованную научно обоснованную, базирующуюся на закономерностях возрастного развития организма динамику спортивных результатов на 3-4 года.
Прежде всего по этой причине молодые одаренные лыжники, потенциальные мастера международного класса, а возможно, будущие чемпионы мира и Олимпийских игр нередко преждевременно оставляют занятия лыжными гонками или в лучшем случае становятся с возрастом «железными зачетниками». По ныне действующей спортивной классификации к 16-17 годам адекватная этой возрастной категории тренировочная нагрузка должна, в частности, обеспечить выполнение и главное стабильное выступление на уровне I разряда.
Не разовый успех в одном-двух стартах сезона, который в большей мере может быть связан с тем, что тренер удачно подготовил лыжи — «попал в мазь», или рельеф соревновательной дистанции подобрали больше под уклон и чуть-чуть в горку, или трассу промерили с точностью до полукилометра. В этом возрасте надо обеспечить готовность к | обильному 1 -разрядному результату (табл. 4).
Таблица 4. Оптимальный возраст выполнения разрядных норм и требований ЕВСК по лыжным гонкам
|
Обращаем внимание на то, что приведенные в таблице возрастные параметры выполнения спортивно-квалификационных норм и требований базируются на закономерностях формирования ведущих для лыжников-гонщиков функциональных систем растущего организма.
Замечено, что продолжительность подготовки к достижению высшего спортивного мастерства у женщин в среднем, как правило, несколько короче. Расхождение в сроках подготовки мужчин и женщин к высшим достижениям обусловлено в первую очередь анатомо-физиологическими различиями организма.
Торопить с выполнением разрядов не нужно еще и потому, что многие юные лыжники страдают, как подчеркивалось, повышенной ранимостью, самолюбием. Оно может быть не просто задето, а глубоко ущемлено ситуацией, когда лыжник-новичок за год регулярных, а то и далеко не регулярных занятий достаточно легко выполняет III и тут же II разряд, иногда перепрыгивает через ступеньку и покоряет сразу II разряд.
После такого стремительного начального прироста результатов в дальнейшем зачастую наступает достаточно большой временной промежуток до выполнения следующего норматива, и тогда лыжник, отчаявшись так же легко выполнить очередной, более высокий разряд, нередко прекращает занятия. Таких потерь среди юных лыжников-гонщиков, к сожалению, немало. Чтобы подольше сохранить интерес к лыжам и увлеченность ими, быстрое покорение начальных спортивно-квалификационных ступеней не надо стимулировать и поощрять.
Тренера такое легкое восхождение ученика по разрядным «холмам» должно настораживать. Чтобы спортивная квалификация соответствовала возрасту, тренировочная нагрузка в каждом периоде многолетней подготовки должна быть адекватна естественным, закономерно характерным для каждого возраста функциональным возможностям.
Поскольку каждая следующая ступень спортивного совершенствования преодолевается со все большим трудом, более высокие спортивные разряды требуют, естественно, большего времени для выполнения. Поэтому распределение возраста лыжников- гонщиков по разрядным ступеням спортивного совершенствования имеет прогрессивно нарастающий характер: 1 -2 года для выполнения очередного разряда, 2-4, а возможно, и более — для покорения каждого последующего спортивного звания.
В целом временные характеристики подготовки лыжников-гонщиков к выступлениям на континентальных и мировых первенствах, и тем более на Олимпийских играх, значительно превосходят соответствующие показатели в подавляющем большинстве других видов спорта.
Эта специфика лыжных гонок имеет закономерное биологическое обоснование: базовое качество лыжника-гонщика — выносливость — завершает свое формирование только по достижении биологической зрелости, и высшие достижения могут установить лишь те спортсмены, у которых выносливость и, следовательно, аэробная работоспособность полностью сформировались, т.е. взрослые люди. На этой биологической основе, по среднестатистическим данным, период подготовки к первому выходу на престижную мировую лыжню занимает 8-10 лет, а высшее спортивное мастерство лыжники-гонщики сохраняют 2-3 олимпийских цикла, завершая спортивную карьеру в 30-35 и более лет.
Довольно часты в лыжных гонках примеры результативных выступлений на Чемпионатах мира и Олимпийских играх 37-40- летних спортсменов. Показателен в этой связи и пример известного тренера А.И. Холостова (личного тренера Николая Зимятова), который осуществил свою спортивную мечту и выполнил норматив мастера спорта в 32 года.
Среди выдающихся спортсменов именно в лыжных гонках немало тех, кто начинал заниматься лыжами в 16-17 лет, а в отдельных случаях и позже. Стали уже хрестоматийными спортивные биографии наших соотечественников Галины Кулаковой, Раисы Сметаниной, Алексея Прокуророва, Нины Гаврылюк, Ларисы Лазутиной, которые приступили к специфичным для лыжника тренировкам к периоду завершения естественного биологического созревания и явили спортивному миру уникальное как по продолжительности, так и по стабильности сохранение высшего спортивного мастерства в течение 4-5 олимпийских циклов, т.е. продолжительность их пребывания в зоне высших достижений составила 14-18 лет.
Эти примеры еще больше подчеркивают и подтверждают ключевое правило: с учетом объективных биологических закономерностей возрастного развития организма и специфики функционального обеспечения двигательной деятельности лыжные гонки — «взрослый» вид спорта. В процессе многолетней подготовки необходимо обеспечить сохранение резервных возможностей организма для реализации истинного природного таланта с вступлением в заключительный, взрослый, период тренировки.
Вообще-то в последние годы во многих видах спорта замечена тенденция к увеличению продолжительности активных выступлений на уровне международного класса. Специалисты связывают это в первую очередь с непрекращающимся совершенствованием методики тренировки, а также рационализацией питания, использованием дополнительных средств восстановления и повышения работоспособности, достижениями спортивной индустрии.
Основные выводы:
- С учетом биологических закономерностей развития организма и на основе современной, реально сложившейся соревновательной практики в многолетней подготовке лыжников-гонщиков целесообразно выделять шесть периодов: 1 -детский, 2- подростковый, 3 — юношеский, 4 — юниорский, 5 — молодежный, 6 — взрослый.
- Целесообразный возраст начала занятий лыжами с 3-6 лет — исключительно с оздоровительной целью — ни в коем случае нельзя расценивать как призыв к ранней, целенаправленной спортивной тренировке, которая истощает биологические механизмы, подавляет природные задатки и, следовательно, исключает возможность достижения высоких результатов в будущем, но самое главное — наносит непоправимый и невосполнимый ущерб гармоничному биологическому развитию растущего организма.
- Самые совершенные методы поиска способных и талантливых, диагностики спортивной одаренности в детско-юношеском возрасте требуют большой осторожности в оценке природной предрасположенности и принятии на этой основе категоричных решений о потенциальных способностях к лыжным гонкам во взрослом периоде жизни. Сложность обусловлена прежде всего индивидуально различными темпами биологического созревания и в связи с этим высокой лабильностью важнейших для лыжника- гонщика биологических характеристик в ранние периоды многолетней подготовки.
- В процессе многолетней подготовки наиболее выразительно изменяется соотношение динамики годовых объемов циклической нагрузки и динамики спортивных результатов. Достаточно высокая пропорциональность этих показателей в детско-юношеский период нарушается с вступлением в юниорский и еще больше — в молодежный возраст. Индивидуальные особенности в темпах прироста спортивных результатов по отношению к наращиванию годового объема нагрузки в ранние периоды многолетней подготовки можно использовать на практике для выявления природных задатков и оценки спортивной перспективности занятий лыжными гонками.
- В завершающие периоды подготовки при оценке степени одаренности первостепенное значение имеют темпы прироста показателей ведущих для лыжников-гонщиков функциональных параметров организма при выполнении специфичных тестовых упражнений. Вариативность результатов различных тестовых испытаний можно использовать для выявления предрасположенности к спортивной специализации по длине дистанции, стилю передвижения или склонности к универсальным выступлениям.
- На протяжении всего спортивного пути важно обеспечить оптимальную взаимосвязь между величиной тренирующего воздействия на организм и ступенями спортивного совершенствования — разрядными нормами и требованиями. Основой поиска спортивных талантов и контроля за эффективностью динамики роста спортивного мастерства является соответствие выполняемых спортивно-квалификационных норм и требований Единой всероссийской спортивной классификации(в перспективе, возможно, Единой всемирной спортивной классификации) возрастным закономерностям формирования ведущих для лыжников-гонщиков функциональных систем растущего организма.
- Соответствие спортивной квалификации возрасту занимающихся достигается при адекватности тренировочной нагрузки естественным, закономерным и характерным для каждого периода жизни биологическим возможностям. Такой подход обеспечивает вступление спортсмена в зону высших достижений в 20- 21 год и завершение спортивной карьеры в 30-35 и более лет, т.е. сохранение резервных возможностей организма для реализации природного таланта в заключительный, взрослый, период многолетней подготовки.