Войти
sport-in » Статьи » Полезная информация » Мысленная тренировка в период реабилитации

Мысленная тренировка в период реабилитации

0 73 спортстатьи 10-07-2020 13:16 Полезная информация

Мысленная тренировка в период реабилитацииВ последнее время накапливается все больше дан­ных о том, что мысленная тренировка приносит пользу каждому, начиная от успешных спортсме­нов и заканчивая больными в реабилитацион­ном периоде после перенесенного инсульта.

Из всех примеров, с которыми нам приходилось стал­киваться, наиболее ярко возможности этого мето­да демонстрирует случай спортсменки, занимав­шейся до травмы семиборьем. Осенью выпускного года она перенесла восстановительную операцию на плече руки, задействованной в осуществлении броска.

В течение пяти месяцев девушка дважды в день по 10-15 минут мысленно выполняла все не­обходимые движения. Эти тренировки включали и метание копья — пожалуй, тот технический на­вык, для которого нормальная работа плеча наибо­лее важна. Через две недели после того, как ее вы­писали и допустили к соревнованиям, она установила личный рекорд в метании копья на межуниверситетском чемпионате.

Если учесть, что в те­чение нескольких месяцев перед этим она вообще не выполняла физические упражнения, остается только удивляться, как ей удалось добиться столь высокого результата. Мысленные тренировки, по меньшей мере, позволили ей не забывать о требо­ваниях вида спорта, которым она занималась, и чувствовать, что она постоянно работает, чтобы вернуться к физической активности.

Согласно последним исследованиям (Кассиди (Cassidy), неопубликованные данные, 2005), в основе тревоги после перенесенной травмы у спортсменов лежит одна из двух форм страха — перед тем, что уменьшатся физические возмож­ности или не будут достигнуты цели, поставленные до заболевания.

Кроме того, спортсмены, пере­несшие травму, зачастую тяжело переживают тот факт, что они не в силах справиться с ситуацией, и им ничего не остается, как придерживаться ре­абилитационных программ. Чтобы помочь им справиться с тревогой и почувствовать, что они делаютхоть что-то для восстановления своей пре­жней формы, тренеры могут предложить им сис­тематически проводить мысленные тренировки.

Мысленную тренировку можно определить как «метод, в ходе применения которого люди мыслен­но выполняют или думают о выполнении опреде­ленного двигательного навыка в отсутствие фак­тически осуществляемых движений». Спортсменам, проходящим восстановление после травмы, мысленные тренировки показаны преж­де всего потому, что такие пациенты уже знако­мы как с требованиями своего вида спорта, так и с ощущениями, которые вызывает выполнение вхо­дящих в его состав движений.

В данной статье мы рассмотрим два типа мысленной тренировки, к которым спортсмены, перенесшие травму, мо­гут прибегнуть, чтобы не оставлять занятий в ходе реабилитации. Это мысленная отработка техни­ческих и тактических навыков.

Технические навыки

Мартенс (Martens) определяет технические навы­ки как «способность совершать телодвижения, не­обходимые для выполнения поставленной задачи». Иными словами, технические навыки включают в себя все физические движения, кото­рые спортсмен должен задействовать, чтобы доби­ваться успеха на соревнованиях в своем виде спорта.

В качестве примеров можно привести удар битой по мячу, перемещение с мячом по полю и бросок в бейсболе и софтболе или же нападение, распасов­ку, передачу и подачу в волейболе. Мысленная от­работка технических навыков предполагает созда­ние полимодального образа успешного выполне­ния соответствующего движения с точки зрения са­мого выполняющего или внешнего наблюдателя.

Говоря о «полимодальности», мы подразумева­ем, что мысленный образ движения должен вклю­чать зрительные, слуховые и прочие ощущения, связанные с выполнением этого движения. Если речь идет о построении образа с точки зрения са­мого спортсмена, то воображаемое движение дол­жно быть представлено им так, как если бы он выполнял его во время тренировки.

Например, баскетболистка, мысленно отрабатывающая сво­бодный бросок, может начать с того, чтобы «уви­деть» кольцо и доску, к которой оно крепится, и «ощутить» мяч в своих руках. Далее она может «по­чувствовать» движение, ведущее к броску, рас­прямление руки при завершении броска — и, на­конец, «испытать» ощущение, возникающее, ког­да мяч отрывается от пальцев. Кроме того, она мо­жет «увидеть», как мяч летит к кольцу и провали­вается в сетку.

Когда спортсмен избирает по отно­шению к воображаемому движению точку зрения стороннего наблюдателя, он может осуществлять мысленную тренировку, словно просматривая видеозапись. В нашем примере в зависимости от того, где баскетболистка установит свою «мыслен­ную видеокамеру», она может «увидеть» бросок сбоку, сзади или же впереди.

По мнению Харди (Hardy), в ходе мысленной отработки технических навыков спортсменам сле­дует отдавать предпочтение тому способу представ­ления движения, который создает у них ощущение правильного выполнения при фактическом его осу­ществлении.

Мы обнаружили, что среди опытных спортсменов многие предпочитают работать с «внут­ренним» представлением о движении, однако пред­ставители тех видов спорта, где важным критерием успешности считаются внешние характеристики движения (это, например, гимнастика, фигурное катание, прыжки с трамплина), предпочитают пред­ставлять, как движение выглядит извне (с точки зре­ния судей).

Бывшая чемпионка NCAA1 по прыжкам с трамплина из Теннесси утверждает, что мо­жет «почувствовать» прыжок так, как он должен, по ее мнению, осуществляться, только «увидев» его глазами судьи (т. е. стороннего наблюдателя).

Тактические навыки

Мартенс (Martens) определяет тактические навы­ки как «решения и действия игроков в ходе сорев­нования, позволяющие им взять верх над сопер­никами». Мысленная отработка такти­ческих навыков включает осуществление в вооб­ражении определенных линий поведения в ходе соревнования или адекватных реакций на дей­ствия противника.

Например, бегун на длинные дистанции может мысленно отработать идеальное выполнение плана забега, включая быстрый старт, выбор определенной позиции среди участников забега, поддержание желаемого темпа и ритма в середине забега, расслабление в случае приступов боли ближе к его концу, финальный рывок и, на­конец, вложение всех оставшихся сил в бросок к финишной прямой.

Или, к примеру, средний по­лузащитник в американском футболе может мыс­ленно отрабатывать тактику реагирования на раз­ные приемы, с которыми он ожидает столкнуться в игре с определенным противником (например, переход к схеме защиты, нацеленной на предот­вращение передачи, когда игроки линии нападе­ния принимают позицию, блокирующую продви­жение нападающих; сдвиг вправо или влево, когда центровой или один из соседних с ним игроков нападения начинает двигаться в одном из этих на­правлений, и т. д.).

Прежде чем приступать к по­добного рода мысленным тренировкам, игрок может посмотреть видеозапись игры с данным противником и зафиксировать способы нападе­ния, используемые игроками этой команды — прежде всего, в такой игровой ситуации, как по­пытка, в ходе которой нападение должно пронес­ти мяч на десять ярдов вперед. В дальнейшем спортсмен может воспользоваться своими замет­ками, создавая различные варианты воображае­мой последовательности действий.

Заключение

Для того чтобы не оставлять занятий спортом в ходе реабилитации, можно прибегнуть к мыслен­ной тренировке. Подобного рода упражнения дают спортсменам ощущение контроля над со­бой в тот период, когда им кажется, что в их вла­сти очень немногое. Предлагая пациентам эту методику, не забывайте о следующем.

  • Каждый сеанс должен начинаться с коротко­го периода релаксации.
  • Мысленно отрабатывать навыки следует два- три раза в день. Сеансы должны быть корот­кими (не более 5-10 минут).
  • Если у спортсмена возникают трудности с со­ставлением сценария мысленной тренировки, можно использовать видеозаписи выполнения требуемых движений до травмы, а также запи­си тактических ситуаций, с которыми он стал­кивался в прошлом или может столкнуться в бу­дущем. Просмотрев видеозапись, спортсмен может попытаться мысленно осуществить дви­жения, входящие в состав соответствующего технического или тактического навыка.
  • При разработке воображаемых сценариев реко­мендуется делать акцент на тех из них, в которых спортсмен выполняет движение с участием вос­станавливаемой части тела не менее успешно, чем до травмы, а возможно, и более успешно.
  • По возможности спортсмену следует обра­титься к сертифицированному спортивному консультанту.

Крэйг Рисберг (Craig Wrisberg) и Лесли Фишер (Leslee Fisher) — сотрудники факультета физической нагрузки, спорта и досуга Университета Теннеси. Помимо этого, Крэйг — сертифицированный консультант в области спортивной психологии, занимающийся мысленной тре­нировкой со спортсменами разных уровней. Лесли — также сертифицированный консультант.

Оригинал статьи размещен здесь:Источник
Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: