Несмотря на то, что спортсмены часто могут не упоминать об этом законе жизни, в действительности он существенно влияет на их взаимоотношения. Когда люди причиняют боль, наше первое желание — отомстить, ответить тем же или оттолкнуть их. Это способствует закреплению в будущем реакции избегания близких отношений и накладывает определенный отпечаток на взаимоотношения спортсменов между собой и с другими людьми, в том числе спортивными тренерами. В этом случае лучше выговориться и освободиться от чувства обиды. Признание нанесенной нам обиды часто приносит облегчение, и мы не испытываем желания мстить уязвившим нас людям.
Наконец, тренеры могут помочь спортсменам развить навыки буддистского искусства «принятия срединного пути». Оно учит тому, что нужно забывать поражения и огорчения, принимать происходящее и учиться с его помощью, «ты что-то выигрываешь и что-то теряешь», принимать, как естественную, боль и переживание ее, а также уметь высказаться о нанесенной обиде. Спортсмены обладают врожденной искрой> энергией, которая не должна быть потеряна при неожиданной трагедии. Их способность восстанавливаться и идти дальше может служить примером для других людей.
Лесли Фишер (Leslee Fisher) и Крэйг Вризберг (Craig Wrisberg) — преподаватели кафедры физической нагрузки, спорта и активного отдыха Университета Теннесси. Лесли также является дипломированным консультантом, а Крэйг —дипломированным спортивным психологом и занимается психологическим тренингом спортсменов любого уровня подготовки.
Ричо утверждает, что принимая эти факты, мы начинаем осознавать жизненные циклы (а не жизненные планы), что позволяет нам дорасти до следующего этапа. Любая спортивная карьера когда- нибудь заканчивается, и, хотя травмы приводят к более раннему ее завершению, они одновременно предоставляют спортсменам потрясающую возможность сказать «да» новому периоду жизни, новой индивидуальности.
Тренеры должны помочь своим подопечным осознать, что если они будут продолжать цепляться за старый образ «футболиста колледжа» или «футболиста средней школы», то это лишь удлинит их страдания из-за «стремления к руководству». Хотя их страх может быть обусловлен потерей связи с прежним «я» и может маскироваться слабым стремлением к реабилитации или чрезмерным стоицизмом, полезнее будет погоревать и отпустить «старое я», чтобы «новое я» могло занять его место.
Впервые получив травму, спортсмены часто испытывают чувство потери. Известный шведский психиатр Элизабет Каблер-Росс (Elisabeth Kubler- Ross) описала пять стадий, через которые проходит человек в подобной ситуации: отрицание, гнев, смирение, депрессия и принятие. Те, кто пережил травму, прерывающую спортивную карьеру, часто могут оставаться на первом этапе — отрицании — дольше, чем это безопасно для психики.
Поэтому спортивным тренерам крайне важно иметь в запасе средства, способные помочь спортсменам выйти из состояния отчаяния. Один из таких способов — помочь им принять то, что они не в силах изменить. В этой статье мы рассказываем об этом, развивая понятие, которое буддисты называют «разумом новичка». Особенно хорош данный способ для спортсменов и тренеров, придерживающихся духовных практик.
Труднее всего жить и работать, когда судьба к нам неблагосклонна. Однако, как показывает Ричо, это прекрасное время для воспитания в себе беспристрастности и веры до уровня, превышающего наше эго. После травмы, прервавшей карьеру, спортсмены могут испытывать страх, что они не получили причитающуюся им долю — внимание преподава- телей и тренеров, успех или стипендию. Они могут начать обвинять других в том, что кажется им несправедливым, мстить людям и копить обиду. Полезнее думать о том, что «ты что-то выигрываешь и что-то теряешь».
Когда мы ощущаем боль — в любой форме, — мы больше всего боимся, что не сможем с ней справиться. И поэтому мы пытаемся предотвратить и избежать ее. Владея методикой «разума новичка», мы признаем, что боль — это часть нашей жизни, и «не добавляем новую боль, пытаясь контролировать ее» [2, с. 49]. Если спортсмены научатся, не жалуясь, мириться с естественной болью, они смогут сочувствовать себе и другим людям, испытывающим ее. «Бесполезный протест» только увеличивает страдание.