Войти
sport-in » Статьи » Плавание » Техника плавания кролем на груди

Техника плавания кролем на груди

0 18 спортстатьи 04-09-2020 09:29 Плавание

Техника плавания кролем на грудиКроль на груди — наиболее популярный и быстрый способ пла­вания. Он всегда используется на соревнованиях, когда правила разрешают плыть вольным стилем. В олимпийской программе это­му способу отводится 10 номеров: дистанции 100, 200 и 400 м для мужчин и женщин, дистанция 800 м и эстафета 4X100 м для жен­щин, дистанция 1500 м и эстафета 4X200 м для мужчин.

Кроль на груди применяется также на последних этапах комбинированных эстафет и дистанций комплексного плавания. Кроме того, он ис­пользуется во время дальних проплывов, в многоборье комплекса ГТО, в современном пятиборье и во многих других видах спорта.

Развитие техники плавания кролем на груди

С 1900 г. на соревнованиях в плавании вольным стилем новый способ плавания кроль на груди стал постепенно вытеснять ши­роко распространенный в те годы способ треджен. При плавании тредженом спортсмен выполнял руками попеременные движения, как в кроле, а ногами — ножницеобразные движения, как при пла­вании на боку.

Одним из первых пловцов, применивших кроль на олимпийских играх, был венгр 3. Халмаи. На Олимпиаде 1904 г. он завоевал зо­лотые медали на дистанциях 50 и 100 ярдов  вольным стилем с ре­зультатом соответственно 28,6 и 1.02,8. На двух последующих олимпиадах двухударный вариант техники плавания кролем с успехом использовали австралийские пловцы.

Они держали голову высоко над водой, выполняли короткие гребки согнутыми в локтевых сус­тавах руками, заметно сгибали ноги в коленных суставах, сильно ударяя стопами по воде. Согласование движений было таким, что удар стопой вниз приходился на вход в воду руки, противополож­ной этой стопе.

«Австралийский» вариант кроля быстро распространился среди пловцов Европы и Америки. Постепенно техника этого способа со­вершенствовалась. Пловцы стали полностью опускать лицо в воду, а телу придали плоское положение. Рука после входа в воду сколь­зила теперь вперед и лишь затем плавно начинала длинный гребок. Изменился и характер движений ног.

Движения стали выполнять­ся от бедра, с умеренным сгибанием ноги в коленном суставе и на­поминали непрерывное педалирование. Стопы, производя частые движения, мягко вспенивали воду. Подобную технику движений ног назвали «независимой», так как ею допускались шесть и более ударов ногами на один цикл движения рук. Основным вариантом техники стал шестиударный кроль.

Видным представителем новой шестиударной техники плавания кролем был победитель Олимпийских игр 1924 и 1928 гг. американ­ский пловец Д. Вейсмюллер. В его технике плавания кролем было много рациональных элементов, прежде всего согласование движе­ний рук: в момент, когда одна рука входила в воду, другая уже на­чинала вторую половину гребка. Это противоречило широко рас­пространенной в те годы теории о высокой эффективности «обгона» в движениях руками. Согласно этой ошибочной теории, рука должна была начинать гребок лишь тогда, когда другая после проноса по воздуху начинала входить в воду.

На Олимпийских играх 1932 и 1936 гг. большого успеха в плава­нии кролем добились японские пловцы. Они продемонстрировали вариант «скользящего» кроля. В данном варианте техники тело пловца имело в воде очень большой угол атаки. Ноги были погру­жены глубоко в воду и выполняли мощные непрерывные движения в высоком темпе, заметно сгибаясь в коленных суставах. Помимо шестиударного варианта техники, японские пловцы широко исполь­зовали восьмиударный, десятиударный и даже двенадцатиударный кроль.

Движения руками, координационно подчинялись интенсив­ным движениям ногами. Рука, согнутая в локтевом суставе, выпол­няла сравнительно короткий и быстрый гребок под продольной осью тела, в момент входа одной руки в воду другая только начи­нала гребок. После погружения в воду рука долго скользила впе­ред в наплыве.

Техника «японского кроля» произвела большое впечатление, хотя рациональных элементов с современной точки зрения в ней не было. Увлечение этой техникой затормозило развитие кроля во многих странах. Долгие годы тренеры продолжали применять ва­рианты кроля с чрезмерно интенсивными движениями ногами и за­метным «обгоном» в согласовании движений рук.

В нашей стране сложилась своя школа плавания шестиударным кролем. Рациональную технику плавания этим способом демонст­рировали в 30-х годах многие советские пловцы. В 1935 г. Н. Бори­сов проплыл 100 м за 59,8. Весной 1941 г. В. Ушаков довел резуль­тат на этой дистанции до 57,0 (до рекорда мира ему не хватило 0,6 сек.).

В 50-х годах сильнейшие пловцы Австралии и Америки, а за ни­ми и пловцы других стран вернулись к непрерывному (без «обго­на») согласованию движений рук, характерному для техники пла­вания Д. Вейсмюллера. Одновременно они усилили гребок за счет ритмичных поворотов плечевого пояса относительно продольной оси тела.

Гребок стал выполняться с высоким положением локтя и со сгибанием руки в локтевом суставе до 90°. Движения руками стали играть ведущую роль. Им координационно подчинили все ос­тальные движения пловца. Появились стайерские варианты техни­ки плавания кролем с «проволакиванием» ног и со скрестными их движениями. В этих вариантах движения ногами должны были уравновешивать колебания тела пловца.

На Олимпийских играх 1956, 1960 и 1964 гг. доминировали шес- тиударные варианты кроля. Некоторые пловцы-стайеры с успехом применяли двух- и четырехударные варианты техники с темповыми движениями руками.

На Олимпийских играх 1968 г. в Мехико, проходивших в усло­виях среднегорья, во всех личных номерах программы плавания вольным стилем победители использовали двух- и четырехударные варианты техники кроля: тренеры многих стран сочли эти вариан­ты более подходящими для напряженных условий среднегорья. Не­которые специалисты поспешили отнести шестиударный кроль к устаревшим вариантам техники плавания.

Но на Олимпийских иг­рах 1972 и 1976 гг. победители и призеры соревнований в плавании вольным стилем в зависимости от своих индивидуальных особен­ностей успешно использовали стайерские и спринтерские разновид­ности двух-, четырех- и шестиударных вариантов кроля. При этом в шестиударном варианте появилась новая разновидность техни­ки— плавание с подчеркнуто длинным силовым гребком руками (олимпийские чемпионы М. Спитц, Д. Монтгомери, К. Эндер).

Из советских пловцов-кролистов, ставших призерами Олимпиад 1972 и 1976 гг., рациональную технику, отличавшуюся индивиду­альными чертами, продемонстрировали В. Буре, Й. Гривенников, Г. Куликов, В. Абоимов, В. Мазанов, А. Крылов, В. Раскатов, А. Богданов, С. Копляков. Эффективна техника плавания кролем у двукратного чемпиона мира 1978 г. В. Сальникова.

Положение тела при плавании способом кроль на груди

Тело занимает в воде сравнительно высокое,вытянутое и хорошо обтекаемое положение с углом атаки около 3-5 градусов.Пловец смотрит под водой вперед-вниз, удерживая голову почти строго на про­дольной оси тела. Приподнимание головы ведет к излишнему про­гибанию туловища и увеличивает лобовое сопротивление, ее опус­кание — к «зарыванию» в переднюю волну, что также тормозит продвижение.

Во время плавания туловище ритмично поворачивается влево и вправо относительно продольной оси. Степень крена характеризу­ется величиной угла, который образуют во фронтальной плоскости линия поверхности воды и линия, условно проведенная через точки плечевых суставов. Крены тела на бок, если они оптимальны по ве­личине, повышают эффективность рабочих и подготовительных дви­жений пловца руками.

Величина кренов зависит от индивидуальных особенностей плов­ца, варианта техники и темпа движений. Наибольший поворот те­ла приходится в сторону вдоха. Он достигает 45—50°. С повышени­ем темпа плавания величина кренов уменьшается.

Движение руками и дыхание при плавании способом кроль на груди

Руки являются основным движителем при плавании кролем. Движениям руками подчинены движения ногами, туловищем, го­ловой и дыхание.

Пространственная траектория движения кисти во время греб­ка (см. рис. 13) или траектория движения кисти в горизонтальной, фронтальной и боковой плоскостях имеет петлеобраз­ную форму.

Продолжительность цикла движения руки составляет 0,85—1,40 сек. (в зависимости от варианта техники). Фазовый состав цикла показан в табл. 4. Относительная продолжительность фаз движе­ния руки при плавании кролем у победителей и призеров олимпий­ских игр приведена в табл. 6.

Таблица 6

Относительная продолжительность фаз движения руки при плавании кролем на груди (в % к полному циклу движений)

Период рабочих движений

Период подготовительных движений

Пловцы и варианты Фазы цикла
техники захват подтя­гива­ние оттал­кива­ние весь период выход из во­ды пронос вход в воду весь период
М. Спитц (шестиудар- ный) 27,Q 19,5- 10,5 57,0 4,5 33,0 5,6 43,0
Б. Купер (четырехудар- ный стайерский) 13,0 27,5 21,5 62,0 7,0 24,0 7,0 38,0
В. Буре (четырехудар- ный спринтерский) 9,0 18,0 23,0 50,0 4,5 32,0 13,5 50,0
Ш. Гоулд (двухудар- ный) 10,0 28,0 21,0 59,0 4,5 31,0 5,5 41,0

Фаза захвата начинается сразу после входа руки в воду. В двух- ударных и в большинстве четырехударных темповых вариантах техники эта фаза кратковременна и выполняется энергично. После погружения в воду рука, не выпрямляясь полностью в локтевом суставе, сразу же начинает рабочее движение в направлении впе­ред-вниз.

В шестиударных и некоторых четырехударных стайерских вари­антах техники с длинным силовым гребком фаза захвата выполня­ется плавно. Рука после входа в воду больше посылается вперед. Рабочая плоскость кисти как бы наскальзывает на встречный поток воды. При этом кисть развернута ладонью вниз или немного кнару­жи, локоть удерживается в высоком положении.

Начало фазы захвата приходится на горизонтальное положение плечевого пояса; к концу фазы крен туловища достигает 15—35°, кисть руки оказывается впереди и напротив нижнего края туло­вища.

Выполнение фазы захвата одной рукой приходится на заверше­ние гребка другой. Происходит как бы передача гребка с одной руки на другую. В это время важно сохранить на относительно вы­соком уровне внутрицикловую скорость. Необходимо также удер­жать тело на продольной оси, в относительно высоком и хорошо обтекаемом положении.

Продолжительность фазы захвата в зависимости от варианта техники составляет 0,06—0,30 сек.

Фаза подтягивания начинается с выраженного вращения руки внутрь и сгибания предплечья. В скорости движения кисти появля­ется составляющая, направленная назад.

К началу фазы рука согнута в локтевом суставе до угла 120— 150°, к концу фазы этот угол достигает своей максимальной величи­ны— 90—105°. Кисть движется вниз—внутрь—назад под продоль­ной осью тела или несколько отклоняясь от нее внутрь или кнару­жи. Кисть сохраняет ведущую роль по отношению к локтю.

В начале фазы кисть ориентирована к фронтальной плоскости под углом около 45°, к концу фазы этот угол приближается к 80—90°.

Основная задача в данной фазе — придать телу пловца высокую внутрицикловую скорость таким образом, чтобы увеличить ее еще более в последующей фазе — фазе отталкивания.

Во время фазы подтягивания угол крена тела достигает макси­мальной величины. Затем направление крена изменяется на проти­воположное.

Продолжительность фазы подтягивания — 0,20—0,35 сек.

Фаза отталкивания начинается в момент прохождения линии плечевого пояса над рабочей плоскостью руки. Это наиболее энер­гичная фаза гребка. Кисть и предплечье продолжают движение под животом и тазом, отталкиваясь от воды. Основное движение руки спереди назад совмещается с вращением назад-кнаружи. На протя­жении всей фазы рабочая плоскость кисти занимает положение, близкое к фронтальному.

Фаза отталкивания выполняется с разгибанием руки в локтевом суставе. Угол между плечом и предплечьем уменьшается, прибли­жаясь к 170—180°. В некоторых вариантах техники плавания кро­лем рука в конце гребка не выпрямляется полностью в локтевом суставе.

Завершается гребок скользящим движением кистью и предпле­чьем вверх-назад-кнаружи. Крен тела на противоположный бок способствует оптимальному завершению гребка. В конце отталки­вания кисть проходит близко около бедра. К моменту выхода из во­ды она разворачивается мизинцем немного назад.

Продолжительность фазы отталкивания — 0,15—0,30 сек.

Выход руки из воды совпадает с движением бедром одноимен­ной ноги вверх и креном туловища на противоположный бок. Од­новременно из воды частично выходит и плечо.

В первую очередь над поверхностью воды появляется локоть, в последнюю очередь — кисть. Она выходит из воды за линией таза или несколько дальше, у бедра.

Продолжительность фазы — 0,05—0,07 сек.

Движение рукой над водой (пронос) выполняется в едином рит­ме с гребковым движением другой рукой. К моменту входа руки в воду скорость ее движения по воздуху повышается.

Характер движения руки над водой зависит от индивидуальных особенностей пловцов. В одних вариантах техники свободно согну­тая в локтевом суставе и расслабленная рука плавно движется над водой. Кисть проходит вблизи от тела, локоть — высоко и почти над телом. Это помогает сохранить положение тела на продольной оси, полнее использовать инерционные силы для усиления гребка дру­гой рукой, рационально выполнить вход руки в воду и захват воды. В других вариантах техники пронос выполняется более энергично, маховым движением рукой, менее согнутой и несколько фиксиро­ванной в локтевом суставе. Пловец «ак бы стремится пронести ее через высокую переднюю волну, не задев локтем.

Первый вариант движения руки над водой чаще встречается у спортсменов, применяющих шестиударный кроль или стайерскую разновидность четырехударного кроля — с длинным силовым греб­ком. Второй — у спортсменов, плавающих двух- и четырехударным темповым кролем.

Движение рукой над водой длится 0,30—0,45 сек.

Вход руки в воду завершает подготовку к очередному гребку. Выполняется плавно, но быстро. В воду последовательно погружа­ются кисть, локоть, плечо. Ладонь повернута вниз-назад, а у неко­торых пловцов — и немного кнаружи. Это помогает удержать тело строго на продольной оси и сохранить высокое положение локтя. На всем протяжении входа и захвата локоть направлен в сторону- вверх.

Рука входит в воду близко к продольной оси тела или между ней и параллельной линией, условно проведенной на линии плеча. В момент касания воды кистью руки угол крена тела на противопо­ложный бок еще составляет 10—30°, в момент завершения входа руки в воду он равен 0°.

Продолжительность входа руки в воду — 0,07—0,15 сек.

Для рационального согласования движений рук необходимо, чтобы в момент входа одной руки в воду другая переходила к фазе отталкивания. Вход руки в воду в момент, когда другая рука лишь начинает фазу подтягивания, в современных вариантах техники не встречается. Такой вход руки нарушает рациональную структуру движений, ведет к появлению «наплыва».

Дыхание тесно связано с движениями рук, плечевого пояса и го­ловы. Для вдоха голова поворачивается в сторону. Во время вдоха рот пловца находится немного ниже общего уровня воды — в не­большой воронке за передней волной.

Как только кисть руки, противоположной стороне вдоха, войдет в воду, голова начинает поворачиваться для вдоха. Он приходится на момент выхода из воды руки, одноименной стороне вдоха, и за­вершается в самом начале движения руки по воздуху. После вдоха голова вместе с плечевым поясом поворачивается в исходное по­ложение.

Как только лицо окажется в воде, начинается постепенный вы­дох. Возможен вариант техники, в котором акцентированный вы­дох выполняется после непродолжительной задержки дыхания и не­посредственно перед тем, как рот пловца вновь приблизится к по­верхности воды.

Наиболее естественным является один вдох-выдох на полный цикл движений пловца (на два гребка руками). Хорошо подготов­ленные» пловцы часто используют на коротких дистанциях один вдох-выдох на три или пять гребков руками. В этом случае голова поворачивается для вдоха то в левую, то в правую сторону.

Общие согласования движения рук,ног,туловища и дыхания при плавании способом кроль на груди

Согласованием движений рук, ног, туловища и дыхания должно обеспечиваться непрерывное продвижение пловца вперед с наибо­лее высокой скоростью и оптимальной затратой сил. Движения ру­ками являются основой координации. Им подчинены все остальные движения.

Полный цикл движений состоит из непрерывно чередующихся гребков левой и правой руками и соответствующего количества ударов ног. По количеству ударов ног, приходящемуся на цикл дви­жений рук, различают двухударные, четырехударные и шестиударные варианты техники. Все они с равным успехом могут использо­ваться на коротких, средних и длинных дистанциях.

В шеетиударном кроле чаще специализируются пловцы высо­кого роста, с хорошей гибкостью плечевого пояса и ног. Двух- и четырехударные варианты кроля больше подходят для пловцов среднего роста, обладающих хорошим равновесием тела в воде.

Двухударный кроль характеризуется наиболее простым и есте­ственным согласованием гребковых движений рук с двумя удара­ми ног. На приведена схема согласования движений. На ней отмечены фазы движений рук, угол крена плечевого пояса в гранич­ные моменты фаз, движение стопами вверх и вниз.

Удар стопой вниз приходится на фазу отталкивания и выход из воды одноименной руки и на вход в воду и фазу захвата воды про­тивоположной рукой. Этот удар способствует поддержанию высоко­го положения тела, выходу бедер вверх и крену тела на противопо­ложный бок. Удар усиливает тягу руками в момент перехода от од­ного гребка к другому.

В двухударном кроле руки нигде не замедляют своего движе­ния; фаза захвата воды короткая, а темп плавания выше, чем при плавании шестиударным кролем/Согласование движений рук та­ково, что в момент входа одной руки в воду другая уже выполняет отталкивание.

Четырехударный кроль нередко называют двухударным кролем с двумя дополнительными скрестными движениями ногами (рис. 17). Два основных удара стопами вниз приходятся на те же фазы движения рук и выполняют ту же роль, что и в двухударном кро­ле. Правда, основной удар здесь завершается несколько раньше,так как тотчас за ним стопа другой ноги выполняет скре­стный удар по диагонали внутрь-вниз.

Скрестный удар уравно­вешивает колебания тела, помогает удержать тулови­ще и бедра в обтекаемом по­ложении и усиливает нача­ло гребка одноименной ру­кой. После скрестного удара та же нога плавно движет­ся вверх-кнаружи и выполня­ет основной захлестывающий удар стопой вниз.

Существует несколько разновидностей четырехударного кроля. Спринтерскую разновидность техники, свя­занную с высоким темпом движений, применяют пре­имущественно пловцы-муж­чины.

Среди стайерских вари­антов четырехударного кро­ля есть темповая разновид­ность техники (используют мужчины и женщины) и раз­новидность техники с длин­ным силовым гребком и оп­тимальным темпом движе­ний рук (применяют преиму­щественно мужчины).

В шестиударном кроле на полный цикл движений рук приходится шесть уда­ров ногами. В этом варианте техники использу­ется длинный силовой гре­бок с относительно плавной фазой захвата воды рукой. При слишком коротких гребках руками пловец начи­нает сбиваться с шестиударной координации и пропу­скает отдельные удары но­гами.

Таблица 7

Общее согласование движений в чстырехударном кроле

Движения руками Движении стопами
правой левой правой левой
Вход в воду и за­хват Отталкивание Активное движе­ние вверх Основной удар вниз
Подтягивание — пер­вая половина Выход из воды и начало движе­ния по воздуху Скрестный удар вниз-внутрь Пассивное дви­жение вверх
Подтягивание — вто­рая половина Движение по воздуху Активное движе­ние вверх-кнару- жи Плавное движе­ние вверх
Отталкивание Вход в воду и захват Основной удар вниз Активное движе­ние вверх
Выход из воды и на­чало движения по воздуху (вдох) Подтягивание — первая половина Пассивное дви­жение вверх Скрестный удар вниз-внутрь
Движение по возду­ху Подтягивание — вторая половина Плавное движе­ние вверх Активное движе­ние вверх-кнару-жи

Оптимальным согласо­ванием движений рук явля­ется, как уже говорилось такое, при котором в момент входа в воду одной руки другая пере­ходит к фазе отталкивания.

В движениях ногами выделяются акцентированные удары, вы­полняемые в момент завершения гребка одноименной рукой и вы­хода ее из воды. Движения ногами выполняются с небольшим раз­махом и быстрой сменой ‘направлений движения бедер. Ритм дви­жений ног полностью подчинен ритму движений рук.

В развитии современных вариантов техники плавания кролем наметились два направления. Первое предусматривает применение энергичного гребка с крутым входом руки в воду, коротким захватом воды и сравнительно умеренной амплитудой рабочего движе­ния. Полусогнутая в локтевом суставе рука выполняет немного в стороне от тела энергичное маховое движение над водой. Локоть в это время развернут вверх-в сторону. Темп движений рук у муж­чин и женщин высокий, длина шага умеренная.

Примером такой техники являются спринтерские и стайерские разновидности двух- и четырехударного темпового кроля. Второе направление преду­сматривает использование длинного силового гребка руками. Рука возвращается по воздуху согнутой в локтевом суставе. При этом локоть направлен больше вверх, чем в сторону. Пример данной тех­ники — спринтерские и стайерские разновидности шестиударного кроля и некоторые стайерские разновидности четырехударного кроля. Темп плавания у женщин относительно высокий, у муж­чин— несколько ниже; длина шага большая.

Оптимальный темп движений рук при плавании кролем зависит от варианта техники, длины соревновательной дистанции, индиви­дуальных особенностей спортсмена и находится в диапазоне 42—70 циклов (84—140 гребков руками) в 1 мин.

Оригинал статьи размещен здесь:Источник
Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: