Войти
sport-in » Статьи » Плавание » Принципы обучения и тренировки в плавании

Принципы обучения и тренировки в плавании

0 151 спортстатьи 10-07-2020 13:16 Плавание

Принципы обучения и тренировки в плаванииПлавание —одно из наиболее эффективных в оздоровительном и прикладном значении средств советской системы физического во­спитания. В процессе обучения и тренировки занимающиеся плава­нием укрепляют здоровье, приобретают жизненно необходимый на­вык плавания, повышают свою готовность к труду и обороне Роди­ны и на этой основе добиваются высоких спортивных результатов.

На различных этапах этого процесса на первый план могут выдви­гаться различные частные задачи. Вначале, когда занимающиеся еще не овладели техникой плавания, такой ведущей задачей будет обучение их основам спортивных способов плавания, подготовка и сдача норм комплекса ГТО.

В дальнейшем, когда занимающиеся научатся плавать, на первый план выдвигается задача совершенст­вования в плавании, развитие качеств, обусловливающих достиже­ние высоких спортивных результатов.

Единый учебно-воспитательный процесс можно условно разде­лить на два этапа:

  • начальное обучение;
  • спортивная трениров­ка с целью совершенствования в плавании.

Таким образом, на первом этапе решаются преимущественно за­дачи обучения плаванию, на втором — задачи тренировки. Точную грань между первым и вторым этапами провести трудно — они пе­реходят один в другой почти незаметно. Так бывает, например, при многолетней учебно-спортивной работе с детьми. Следовательно, нельзя рассматривать обучение только как формирование навыков, а тренировку — только как развитие функциональных возможнос­тей человека.

Воспитывающий характер обучения и тренировки

Обучение и тренировка — единый неразрывный процесс. Он строится в соответствии с общими принципами советской педагоги­ки, к которым относятся: воспитывающий характер обучения и тре­нировки, принципы сознательности и активности, всесторонней под­готовки, систематичности, доступности и индивидуализации, нагля­дности, прочности, оздоровительной направленности обучения и тренировки . На всем протяжении учебно-тренировочного процес­са решаются задачи воспитания, образования и физического совер­шенствования занимающихся.

Воспитывающий характер обучения и тренировки. Данный прин­цип является ведущим положением для всего педагогического про­цесса. Он реализуется в органической связи с другими сторонами коммунистического воспитания: умственным, нравственным, эсте­тическим, трудовым.

Занимаясь плаванием, спортсмен не только активно овладевает его техникой, тактикой, но и приобретает новые знания об истории развития, оздоровительном, прикладном и спортивном значении этого вида спорта, участвует в жизни спортивного коллектива.

В процессе обучения и тренировки, протекающих в условиях спортивного коллектива, при постепенном усложнении упражнений и повышении тренировочных нагрузок не только развиваются физи­ческие качества пловца (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость и т. д.), но и воспитываются такие ценные качества, как чувство дружбы и товарищества, целеустремленность, настойчи­вость, активность и др. Все это происходит под непосредственным воспитывающим влиянием преподавателя—тренера.

Сознательность и активность

Сознательность и активность. Важнейшее условие успешности учебно-тренировочного процесса — это сознательное отношение обучаемых к занятиям. Необходимо, чтобы они осознали пользу за­нятий плаванием, их значение для укрепления здоровья, разносто­роннего физического развития, значение умения плавать как жиз­ненно необходимого навыка, который может пригодиться в минуту опасности для спасения как собственной жизни, так и жизни дру­гих людей.

Педагог должен глубоко знать свой предмет и умело объяснять обучаемым, для чего и как выполняется то или иное упражнение. Например, приступая к изучению техники способа кроль, надо разъ­яснить, что горизонтальное положение тела пловца наиболее целе­сообразно, так как оно уменьшает сопротивление воды, и что это достигается благодаря низкому положению головы, активным дви­жениям ногами и т. д.

Объясняя, как выполняется то или иное упражнение, необходи­мо обстоятельно раскрывать сущность изучаемых движений, их влияние на организм пловца, участие мышечных групп в выполне­нии упражнений и т. д. При объяснении, например, техники плава­ния, методики обучения и тренировки следует для доказательства привлекать данные различных наук: педагогики, физиологии, ана­томии, физики и др. Такие объяснения будут более убедительными и обоснованными, помогут занимающимся понять излагаемые во­просы и активно участвовать в процессе обучения и тренировки.

Важно, чтобы пловец на собственном опыте убедился в том, что понимание и правильное выполнение движений дают ему преиму­щество в экономичности этих движений, в скорости плавания. За­нимающиеся должны хорошо знать цели и задачи, которые перед ними ставятся, задачи каждого урока, соревнования, устанавли­вать точные сроки для их решения, участвовать в обсуждении хода их выполнения.

Ясность поставленной цели в обучении и тренировке, понимание путей ее реализации вызывают активность занимающихся, что яв­ляется решающим условием для эффективных занятий плаванием.

Активность спортсмена проявляется в стремлении овладеть тех­никой плавания, достигнуть высших спортивных результатов, за­щитить в соревновании спортивную честь коллектива.

Воспитанию активности будет способствовать привлечение плов­цов к участию в составлении плана тренировки, обсуждение с ними тактики, которая будет применяться в предстоящих соревнованиях, а также результатов соревнований.

Большую роль в повышении активности спортсменов играет их участие в общественной жизни своего спортивного коллектива в ка­честве членов бюро, инструкторов-общественников, спортивных су­дей, старост групп, членов редколлегии стенной газеты.Подобную общественную деятельность надо всячески поощрять. Эта деятель­ность повышает ответственность каждого спортсмена за работу все­го коллектива и за свои личные результаты.

Активность занимающихся повышается, когда уроки проводят­ся разнообразно и интересно. Немаловажное значение в развитии активности играют домашние задания (например, выполнение ут­ром комплекса общеразвивающих и специальных физических уп­ражнений пловца) . Давая задание, следует точно указывать, какая должна быть дозировка упражнений, на что обратить особое вни­мание, как контролировать свои движения. На следующем занятии нужно обязательно проверить, как выполнено задание.

Для повышения познавательной активности занимающихся им следует рекомендовать ознакомиться с печатными материалами по плаванию, представляющими интерес для их спортивного роста, и потом обсудить их совместно.

Важно приучить пловцов анализировать технику движений, со­держание тренировочных занятий, результаты выступлений в со­ревнованиях. Этому помогает систематическое ведение дневника тренировки. Тренер должен регулярно проверять содержание днев­ников своих воспитанников и помогать им советом.

Всесторонняя подготовка

Всесторонняя подготовка. Широкая подготовка (физическая, техническая, плавательная, тактическая, моральная и волевая) является базой для спортивной специализации пловца и достиже­ния высокого уровня спортивных результатов.

Всестороннюю физическую подготовленность пловца, и общую, и специальную, необходимо повышать, систематически используя в обучении и тренировке разнообразные физические упражнения как на суше, так и в воде. Первоочередное внимание следует уделять подготовке и сдаче норм комплекса ГТО, которая представляет со­бой начальную ступень общей физической подготовки пловца. Вы­сокий уровень всесторонней физической подготовленности пловца на протяжении всего времени обучения и тренировки — основа его спортивного успеха.

Совершенная спортивная техника плавания не может быть ос­воена в полной мере, если пловец недостаточно физически развит. В процессе подготовки пловца необходимо тщательно следить за изменениями не только его спортивных результатов в плавании, но и физической подготовленности: уровня развития силы, выносливо­сти, быстроты, ловкости, гибкости, морфофункциональных показа­телей.

Изменения показателей физической подготовленности могут свидетельствовать об улучшении или об ухудшении предпосылок для дальнейшего роста спортивных результатов в плавании. Всесторонность технической подготовки пловца заключается в обязательном изучении техники всех спортивных способов плава­ния. Чем разнообразнее арсенал движений пловца, тем легче он ос­ваивает технику спортивных способов плавания.

Юный пловец должен овладеть техникой всех основных спосо­бов плавания, техникой стартов, поворотов. Такая разносторонняя техническая подготовленность в плавании позволяет накопить большой двигательный опыт, который является основой для после­дующей специализации и высоких спортивных достижений.

Понятие «всесторонняя подготовка пловца» включает и получе­ние теоретических знаний по основ.ам истории, техники плавания, методики обучения и тренировки, а также необходимых сведений из анатомии, физиологии, гигиены, психологии, биомеханики, гид­родинамики, касающихся вопросов плавания. Приобретаются эти знания путем изучения соответствующей литературы, бесед с тре­нерами, посещения лекций, научно-методических конференций.

Систематичность

Систематичность обучения и тренировки за­ключается в регулярности занятий и чередовании нагрузок с отды­хом. В результате систематических занятий постепенно возрастают требования, предъявляемые к организму спортсмена. По мере раз­вития и укрепления опорно-двигательного аппарата, органов дыха­ния и кровообращения постепенно возрастает объем тренировоч­ных нагрузок, увеличиваются скорость плавания, плотность урока, время и продолжительность занятий. Постепенное увеличение на­грузки оказывает положительное влияние на развитие организма пловца.

Принцип систематичности характеризуется повторностью упра­жнений. Например, изучая технику способа плавания, следует мно­гократно повторять каждое движение до тех пор, пока оно не будет прочно усвоено. Развитие важнейших физических качеств, необхо­димых пловцу (силы, быстроты, выносливости, ловкости), достига­ется только в условиях многократного'(на протяжении многих меся­цев, а иногда и лет) повторения упражнений.

Однако из этого не следует, что упражнения повторяются стандартно, монотонно и од­нообразно. Разнообразие содержания тренировочных программ, тренировочных режимов, варьирование упражнений — необходимое условие’ совершенствования двигательных навыков и физических качеств пловца.

Доступность и индивидуализация

Доступность и индивидуализация. Доступность и индивидуали­зация обучения и тренировки обеспечиваются в том случае, если предлагаемый пловцам материал по своему объему и трудности со­ответствует их физическому развитию, технической подготовленно­сти, возрасту, полу. Это относится к изучению техники плавания, к дозировке упражнений, к календарю и программе соревнований. Чрезмерно трудные задания создают у занимающихся неуверен­ность в своих силах. Сознанйе недоступности задания подавляет инициативу и волю спортсмена, снижает интерес к занятиям.

Доступными должны быть и контрольные нормативы. При их определении необходимо учитывать состояние здоровья пловца, его индивидуальные особенности, уровень физической подготовленнос­ти, пол, возраст, степень овладения техникой плавания и др.

Доступность обучения требует соблюдения таких методических правил:

  • От простого к сложному, т. е. более простое включается в обучение и тренировку раньше, чем сложное. Например, прежде, чем приступать к обучению способу плавания дельфин, хпри кото­ром сложно переносить обе руки одновременно над водой, изуча­ется более простой способ — кроль, в котором руки проносятся над водой по очереди.
  •  От легкого к трудному. Соблюдение этого правила особенно важно при обучении спортивной технике. Например, при разучива­нии поворота у стенки бассейна вначале изучается техника более легких поворотов (открытых), а затем более трудных (закрытых) поворотов.
  • От известного к неизвестному. Обучение технике спортивного плавания происходит гораздо быстрее и успешнее в том случае, когда тренер опирается на ранее освоенные спортсменом навыки. Так, пловцы, освоившие упражнение «выдох в воду», легче овладе­вают техникой дыхания в спортивных способах плавания.

Приступать к изучению нового материала можно лишь после того, как усвоен предыдущий. В отдельных случаях допускаются отступления от перечисленных правил. Например, способ плавания брасс начинают изучать с техники движений ног, хотя эти движе­ния более сложны, чем движения руками. Это объясняется тем, что движения ногами в брассе обеспечивают не только продвижение тела вперед, но и его горизонтальное положение в воде.

Осуществляемый в процессе обучения и тренировки тщательный врачебно-педагогический контроль позволяет определить допусти­мые для пловца тренировочные и соревновательные нагрузки. Изу­чая индивидуальные особенности занимающихся, необходимо уста­новить, за счет каких неиспользованных возможностей они смогут улучшить в дальнейшем свои результаты. Например, спортсмен, хорошо владеющий техникой плавания, но недостаточно физически развитый, может улучшить свои результаты за счет повышения уровня физического развития. Как правило, пловцы в юном возра­сте овладевают техническим мастерством быстрее, чем спортсмены, приступившие к занятиям плаванием в более позднем возрасте.

Все это необходимо принимать во внимание при установлении индивидуальных контрольных заданий. Способному пловцу, у ко­торого результаты улучшаются быстро, можно и контрольное за­дание дать сложнее, чем тому, у кого спортивные результаты рас­тут медленно. В успешном выполнении контрольных заданий имеет большое значение уверенность спортсмена в возможности достиже­ния намеченной цели в установленный срок. Для этого надо, на­пример, обсудить с пловцом контрольный норматив, убедить его в доступности выполнения этого норматива.

Доступность отдельных упражнений в плавании меняется по ме­ре изменения уровня физического развития спортсмена и совершен­ствования его техники. Чем выше этот уровень, тем более сложные нормативы становятся доступными.

Доступность предлагаемых заданий во многом зависит от ма­стерства педагога, его умения объяснить, показать упражнения, подготовить пловца к преодолению того или иного спортивного ру­бежа.

Тренер обязан глубоко, всесторонне изучать своих воспитанни­ков, их индивидуальные различия в уровне физической, техниче­ской и других видов подготовленности, отношение их к занятиям, тренировке, к своему коллективу.

Большое значение приобретает учет индивидуальных особенно­стей пловца при определении средств тренировки. Если спортсмен недостаточно физически развит, то следует увеличить для него объ­ем упражнений по общей и специальной физической подготовке; если он обладает нужной силой, но имеет недостаточный уровень развития выносливости, то в программу его тренировки надо вклю­чить больше упражнений на развитие выносливости, и т. д.

Наглядность

Соблюдение этого принципа исключительно важно при обучении спортивной технике и совершенствовании в ней. Трудно, например, научиться плавать спортивными способами кроль, брасс, дельфин по словесному объяснению, не имея образ­ного представления о движениях пловца.

Особенно большое значение имеет наглядность при обучении плаванию детей и подростков.

Советские специалисты по теории информации, работающие сов­местно с физиологами, доказали, что объем зрительного канала связи человека с внешней средой значительно превосходит объем слухового канала связи. Несомненным является тот факт, что зре­ние значительно совершеннее слуха как приемник сигналов из ок­ружающей нас действительности . Этим объясняется справедли­вость известной пословицы «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Наглядность в обучении плаванию и совершенствовании в тех­нике осуществляется путем образцового показа, сопровождаемого необходимыми объяснениями. В качестве наглядных учебных посо­бий применяются, например, различные фотографии, на которых показана техника сильнейших советских и зарубежных мастеров плавания, рисунки в книгах, настенные схемы, плакаты, киномате­риалы, демонстрация которых сопровождается дикторским текстом или квалифицированными объяснениями педагога.

Для показа техники плавания, поворотов, старта и т. д. реко­мендуется привлекать мастеров спорта или лучших пловцов из группы занимающихся. В таких случаях преподаватель имеет воз­можность давать необходимые объяснения непосредственно во время демонстрации техники плавания. Квалифицированные объяснения педагога, сопровождающие показ, играют большую роль в понимании занимающимися техники движений пловца.

Преподаватель обращает внимание занимающихся на общую картину движений пловца и на те элементы, которые в данный мо­мент представляют наибольший интерес. Полезно давать ученикам такое задание: просмотрев технику того или иного пловца, оценить ее, указать положительные стороны и недостатки.

Большое значение для освоения техники плавания имеют наб­людения пловца за своими движениями, которые он производит по собственной инициативе или по указанию тренера (например: «Проверьте, разворачиваете ли вы ладони при гребке в брассе»). Эти наблюдения позволяют пловцам наглядно убедиться в досто­инствах и недостатках собственной техники. Они повышают актив­ность занимающихся и их интерес к совершенствованию своей тех­ники плавания. Полезна фиксация движений пловца с помощью видеомагнитофона с последующим просмотром их и анализом.

Прочность

Прочность достигается в результате многократного обдумывания пловцом движений и их повторения. Благодаря хоро­шему освоению и многократному повторению движение выполняет­ся свободно и экономно.

При совершенствовании в технике плавания лишние, ненужные движения устраняются. В этом процессе уточнения движений большая роль принадлежит органам чувств: зрению, слуху, осязанию, вестибулярному аппарату, с помощью которых пловец контролиру­ет свои движения и управляет ими.

При отсутствии тренировки двигательный навык плавания постепенно ухудшается. Прежде всего теряется то тонкое, своеобраз­ное ощущение, которое характерно для состояния тренированности пловца, т. е. «чувство воды». Движения пловца становятся напряженными, так как теряется тонкая дифференцировка в чередова;нии напряжения и расслабления мышц. Все это мало заметно, для глаза даже опытного наблюдателя, но отчетливо ощущается самим пловцом.

Через некоторое время наступает ощутимое снижение спортивных результатов, которое происходит за счет дальнейшего качественного ухудшения навыка плавания: снижается сила греб­ка, уменьшается шаг пловца, скорость плавания, и т, д. На качество навыка Плавания отрицательное влияние оказывает снижение уровня физической подготовленности пловца, но навык плавания сохраняется практически на всю жизнь.

Оздоровительная направленность обучения и тренировки

Оздоровительная направленность обучения и тренировки. В про­цессе обучения и тренировки решается важная задача — укрепле­ние здоровья спортсмена. Поэтому обязательным требованием является соответствие режима, условий обучения и тренировки гигиени­ческим требованиям, а также возрасту и подготовленности пловца.

Как отмечалось выше, тренировочные занятия проходят под си­стематическим врачебно-педагогическим контролем. Тренер обязан учитывать данные врачебного контроля, иметь полное представление о состоянии здоровья своих учеников, об их функциональных возможностях, чтобы строить обучение и тренировку с учетом ин­дивидуальных особенностей каждого пловца.

В свою очередь, необходимо, чтобы врач был хорошо осведом­лен о задачах, содержании тренировки каждого пловца, о результатах, показанных им в процессе занятий и соревнований. Жела­тельно, чтобы врач регулярно посещал тренировочные занятия и соревнования и, насколько позволяют условия, проводил наблюде­ния в бассейне, определяя непосредственное влияние тренировоч­ных нагрузок на организм пловца.

Пловцы должны овладеть методикой самоконтроля (техника взвешивания, определение жизненной емкости легких, пульсометрия) и уметь производить записи результатов этих измерений в дневнике тренировки. Помимо указанных данных, в этот дневник записываются содержание тренировки и такие субъективные пока­затели, как работоспособность, сон, аппетит, желание тренировать­ся, степень утомления после работы, тренировки или соревнования, болевые ощущения и др. Тренер вместе с врачом и спортсменом анализируют полученные данные, делают необходимые выводы и вносят соответствующие изменения в содержание тренировок.

Врач принимает участие в совещаниях тренерского совета, в со­ставлении перспективного и текущего планов тренировки, ведет точный учет данных врачебного контроля, анализирует их и обсу­ждает результаты этого анализа вместе с тренерами.

Установление тесного делового контакта в процессе тренировки между тренером, врачом и спортсменом — необходимое условие успешного тренировочного процесса.

Изложенные в данном разделе принципы взаимосвязаны. Их реализация более подробно раскрывается в других главах данного учебника.

Задачи воспитательной работы

Задачи воспитательной работы. Решающей стороной подготов­ки советского спортсмена, от уровня которой в значительной степе­ни зависит формирование его личности как гражданина Советского Союза, является воспитание его моральных качеств. Основой вос­питания моральных качеств служит моральный кодекс строителя коммунизма, изложенный в Программе КПСС. Воспитательна^ ра­бота педагога в большой мере определяет отношение спортсмена к тренировке, его интерес и увлеченность, готовность соблюдать спортивный режим, преодолевать трудности, возникающие в про­цессе тренировки и соревнований, от чего в конечном^ггбге зависит рост спортивных достижений.

Задачи воспитания молодого человека — строителя коммунисти­ческого общества с исчерпывающей полнотой определил Владимир Ильич Ленин в речи на III съезде комсомола. «Надо, — говорил он,— чтобы все дело воспитания, образования и учения современ­ной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали».

И дальше: «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма».

Генеральный секретарь Центрального Комитета КПСС, Предсе­датель Президиума Верховного Совета СССР товарищ JI. И- Бреж­нев с предельной ясностью охарактеризовал в речи на XVII съезде BJ1KCM содержание нашей коммунистической морали: «Мораль, которой мы руководствуемся, — сплав беззаветной преданности идеалам коммунизма и высокой гражданственности, любви к своей социалистической Родине и братской солидарности с трудящимися всех стран, коллективизма и непримиримости к нарушениям обще­ственного долга. Наша коммунистическая мораль по праву насле­дует и развивает гуманистические нормы нравственности, вырабо­танные человечеством. Трудолюбие, честность, скромность, чувство собственного достоинства, товарищество, взаимное уважение — все это неотъемлемые черты морального облика советского челове­ка».

Этими словами и определяется основное- направление коммуни­стического воспитания советской молодежи, в том числе спортсменов-пловцов.

Коммунистическая партия осуществляет идейное воспитание трудящихся через печать, радио, телевидение, сеть политического образования, школу, профсоюзные, комсомольские и другие, в том числе спортивные, организации. Советского человека воспитывает весь уклад жизни социалистического общества.

Большое воспитывающее влияние на формирование моральных качеств спортсмена оказывают преподаватели по физическому во­спитанию, тренеры.

Как правило, тренеру по плаванию приходится иметь дело с еще не вполне сформировавшимися в физическом и нравственном отношении подростками, юношами и девушками. Это налагает на пе­дагога особую ответственность за воспитание их морального обли­ка. В задачу советского тренера входит воспитание спортсменов в духе коммунистической морали, беззаветной преданности советской Родине, Коммунистической партии.

Нравственное воспитание спортсмена имеет большое значение для решения спортивных задач. Напряженная многолетняя трени­ровка, участие в соревнованиях, достижение высоких спортивно- технических результатов требуют от спортсмена мобилизации всех его физических и психических возможностей. Опыт показывает, что эффективность тренировки, спортивные результаты во многом зависят от качества воспитательной работы, проводимой среди спортсменов. Советские спортсмены не раз завоевывали победы на крупнейших международных соревнованиях, устанавливали миро­вые и всесоюзные рекорды благодаря сплоченности, организованно­сти и дисциплинированности команд, проявлению воли в достиже­нии этих рекордов.

Воспитательная работа тренера должна сочетаться с воспита­тельным воздействием семьи, школы или производства, партийной и комсомольской организаций, с которыми тренер обязан поддер­живать тесную связь.

Перед советским тренером ставится большая, благородная зада­ча -воспитать спортсмена-гражданина, сознательного и активного борца за новое коммунистическое общество, воспитать достойную смену старшему поколению мастеров плавания.

Воспитание советского патриотизма

Воспитание советского патриотизма. К числу основных задач нравственного воспитания, осуществляемого непосредственно в процессе обучения и тренировки, относится задача воспитания советского патриотизма как движущей силы советского общества, воспитания спортсменов в духе безграничной любви к своей социа­листической Родине.

В отчете Центрального Комитета КПСС XXV съезду партии сказано: «Утверждение в сознании трудящихся, прежде всего мо­лодого поколения, идей советского патриотизма и социалистическо­го интернационализма, гордости за Страну Советов, за нашу Ро­дину, готовности встать на защиту завоеваний социализма было и остается одной из важнейших задач партии».

Горячая любовь к своему Отечеству в первую очередь определя­ет моральный облик каждого советского человека, определяет на­правление всей его деятельности.

Присущие советским людям черты социалистического отноше­ния к труду и общественной собственности, воля, мужество, стой­кость в борьбе с трудностями, смелость, дисциплинированность, честность, скромность и другие ценные качества опираются на глу­бокое чувство советского патриотизма.

Патриотизм советских людей неразрывно сочетается с проле­тарским интернационализмом. Выступления наших спортсменов в международных соревнованиях, совместные тренировки со спорт­сменами других стран способствуют укреплению мира и дружбы народов.

Соревнования внутри нашей страны, в которых участвуют плов­цы различных национальных республик, являются одним из ярких свидетельств морально-политического единства, нерушимой брат­ской дружбы между народами СССР.

Воспитание глубоких патриотических чувств, пролетарского ин­тернационализма, любви и уважения ко всем народам нашей Ро­дины— важнейшая воспитательная задача, осуществляемая в про­цессе спортивных занятий и соревнований при повседневном обще­нии педагога со своими учениками. Необходимо довести до их со­знания, что занятия спортом—это не только личное дело, но одно­временно и общественный, патриотический долг.

Международные спортивные встречи привлекают к себе всеоб­щее внимание и вызывают глубокие патриотические переживания не только у самих спортсменов, но и у миллионов трудящихся Со­ветского Союза. Добиться победы в международных спортивных соревнованиях, установить новый мировой или европейский рекорд, чтобы приумножить спортивную славу своей великой Родины, — высший стимул для советского спортсмена.

Общественное значение физической культуры и спорта в наши дни особенно возросло. Улучшение спортивных результатов и заво­евание новых мировых рекордов — дело чести советских спортсме­нов. Советская система физического воспитания, основанная на глу­боко патриотической идее подготовки граждан СССР к труду и за­щите Родины, раскрывает широкую возможность для воспитания у занимающихся беззаветной любви к своему Отечеству.

Важной задачей тренера является -воспитание у своих учеников любви к спорту, плаванию, к своему спортивному коллективу. Это достигается отличной постановкой учебно-спортивной работы, со­держательными спортивными занятиями, дружбой между членами спортивного коллектива, его традициями, а также участием спортс­мена в личных и особенно в командных соревнованиях, где он за­щищает честь своего коллектива.

Патриотические чувства пловцов необходимо направить в пер­вую очередь на улучшение успеваемости в школе, на серьезное, от­ветственное отношение к тренировкам. Тренер и совет спортивной школы обязаны повседневно интересоваться тем, как учится и про­водит свой досуг каждый пловец.

Советский тренер, осуществляя педагогический процесс, должен глубоко вникать в жизнь своих учеников, стараться быть не только их руководителем, но и другом. Это позволяет более эффективно решать воспитательные задачи.

Большое воспитывающее, патриотическое значение имеет обще­ственная работа, выполняемая спортсменом в самой спортивной школе (комсорг, староста группы, капитан команды, член редкол­легии стенной газеты, тренер-общественник и др.). Надо всемерно развивать и поддерживать общественную инициативу спортсме­нов.

Воспитание советского патриотизма осуществляется в тесной связи со всеми сторонами воспитания всесторонне развитого чело­века коммунистического общества.

Занятия спортом оказывают положительное влияние на трудо­вое воспитание спортсмена.

Трудовое воспитание

Современная тренировка пловца, участие в ответственных соревнованиях представляют собой сложный труд, требующий от спортсмена максимального напряжения физических и духовных сил. Без этого нельзя достигнуть победы в соревнова­ниях, завоевывать медали, устанавливать мировые рекорды. Этот труд оказывает огромное влияние на формирование личности спортсмена.

В нашей стране труд спортсмена получил общенародное при­знание. Например, как уже отмечалось выше, за высокие спортив­ные достижения на XXI Олимпийских играх в Монреале свыше трехсот участников, в том числе пловцов и их тренеров, награжде­ны Правительством СССР орденами и медалями.

Формированию различных трудовых навыков содействует рабо­та юных спортсменов, занимающихся в ДЮСШ, в спортивно-оздо­ровительных лагерях во время летних каникул, куда они выезжают вместе с тренерами. Наряду со спортивной тренировкой, общеоздо­ровительными упражнениями они занимаются там сельскохозяйст­венным трудом в совхозах и колхозах.

Молодые спортсмены под руководством тренеров постепенно приобретают трудовой опыт, овладевают различными видами труда нарастающей сложности и трудности. Важно, чтобы трудовой процесс был хорошо организо­ван, чтобы труд соответствовал физическим и интеллектуальным возможностям молодого спортсмена, чтобы цель труда была ему по­нятна, чтобы он видел материальные результаты — продукт своего труда.

Умение сочетать успешную учебу в школе с трудовой практикой и систематическими тренировками в бассейне содействует разно­стороннему воспитанию спортсмена.

Воспитание воли

Важнейшей чертой характера, необходимой пловцу-спортсмену, является воля, способность преодолевать труд­ности, встречающиеся на пути к достижению цели. Необходимым условием воспитания и проявления волн является формирование у спортсмена коммунистического . мировоззрения, определяющего на­правленность его воли, принципиальность, целеустремленность.

Достижение поставленной цели и преодоление связанных с этим трудностей при условии правильного руководства закаляют волю спортсмена. Положительную роль в этом играют контрольные нор­мативы, устанавливаемые тренером совместно с пловцом.

Тренер должен ставить перед спортсменом близкие и перспек­тивные цели, связанные с преодолением трудностей, например трудностей спортивного режима и тренировки, разъяснять их зна­чение, сущность поставленных целей и задач.

Важно воспитывать у спортсмена инициативный характер, са­мостоятельность в проявлении воли. «Мы требуем от нашего граж­данина, — писал А. С. Макаренко, — чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг, не ,ожидая распоряже­ния или приказания, чтобы он обладал инициативной и творческой волей».

Надо добиваться, чтобы пловец научился самостоятельно наме­чать себе цели и искать пути к их осуществлению. Тренеру принад­лежит в этом направляющая роль (при этом необходимо прояв­лять такт и не сковывать инициативу спортсмена).

В ходе самих соревнований нередко возникают непредвиденные ситуации, заставляющие пловца действовать самостоятельно. Это играет важную роль в воспитании у него инициативности, воли.

Существенное значение для воспитания инициативности имеет степень овладения техникой плавания, тактическая зрелость плов­ца. Чем лучше техническая и тактическая подготовленность пловца, его тренированность, тем увереннее он проявляет свою инициативу. Поэтому, совершенствуя технику спортсменов, их тактическое ма­стерство, тренер одновременно воспитывает и волевые качества у своих учеников.

Воспитание воли в процессе занятий спортом успешно осущест­вляется тогда, когда тренер специально ставит эту задачу и педа­гогически правильно ее решает в связи со всесторонним воспитани­ем личности спортсмена. Как известно, занятия спортом, особенно при коллективной тренировке, создают благоприятные условия для воспитания сильной воли, твердого характера. Реализация этих бла­гоприятных условий, возможностей в значительной мере зависит от педагогического мастерства тренера, от постановки учебно-вос­питательной работы со спортсменами.

Многочисленные примеры показывают, что волевые качества, воспитанные в процессе занятий спортом, переносятся и на другие стороны человеческой деятельности.

Воспитание сознательной дисциплины

Воспитание сознательной дисциплины. Сознательная дисцип­лина трудящихся основана на единстве цели построения коммуни­стического общества и является одним из важнейших условий ус­пешного строительства коммунизма.

Сознательная дисциплина необходима и в спорте. Только при со­блюдении сознательной дисциплины как во время тренировок, так и на соревнованиях спортсмены могут добиться высоких резуль­татов.

Сознательная дисциплина — это инициативная дисциплина. Ее особенность состоит в том, что спортсмен активно стремится выпол­нить указания, правила поведения, правила соревнований, ибо он убежден в необходимости их выполнения. Это подчеркивал А. С. Макаренко: «…в советском обществе дисциплинированным челове­ком мы имеем право назвать только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать та­кое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудно­сти и неприятности»

Содержательные, организованные тренировочные занятия, хоро­шо подготовленные и четко проведенные соревнования имеют, пер­востепенное значение в воспитании сознательной дисциплины у пловцов. Руководящая роль в этом принадлежит тренеру и спортив­ному судье.

Большую роль в воспитании и поддержании дисциплины играет правильно организованный систематический учет посещаемости, успеваемости, динамики спортивных результатов, который ведет тренер.

Необходимо повседневно, систематически осуществлять работу по воспитанию дисциплины, как и всю воспитательную работу, до­биваясь, чтобы каждый пловец глубоко понял смысл того или ино­го требования и важность их выполнения.

Формирование личности в спортивном коллективе

Формирование личности в спортивном коллективе. Положитель­ное воспитывающее влияние на формирование личности оказыва­ет сплоченный спортивный коллектив, в котором центральной фи­гурой является тренер.

Вопросы, касающиеся жизни коллектива (план учебно-спортив­ной и воспитательной работы, календарь соревнований, план под­готовки коллектива и отдельных пловцов к конкретному соревнова­нию, ход сдачи норм комплекса ГТО, поведение отдельных спортс­менов на тренировках, соревнованиях, в школе и др.), обсуждают­ся на совете спортивной школы.

Хорошо подготовленные и проведенные собрания пловцов также имеют воспитательное значение. Они сплачивают, активизируют коллектив, вводят его в курс спортивной жизни, повышают ответ­ственность.

С первых же шагов юных спортсменов в плавании надо привле­кать их к выполнению посильной общественной работы: участию в коллективной уборке бассейна, подготовке мест занятий, уборке ин­вентаря, выполнению различных поручений.

Тренер должен содействовать созданию здоровой атмосферы в коллективе, развитию критики и самокритики.

Чтобы коллектив жил полнокровной жизнью, важно правильно планировать учебно-спортивную и идейно-воспитательную работу в нем. Такие планы обычно разрабатываются на год вперед, что да­ет возможность каждому спортсмену видеть перспективу своего дальнейшего роста.

Существенную роль в укреплении коллектива играют спортив­ные традиции. Они помогают сплотить коллектив, что усиливает его воспитывающее влияние на спортсменов. Важно поддерживать и укреплять эти традиции.

Нередко в спортивной команде возникают ситуации, когда спортсмену приходится поступиться своими личными интересами ради команды, коллектива. Подобных примеров в спортивной жиз­ни немало. Тренеру нужно не оставлять без внимания такие приме­ры, подчеркивая большую значимость того, что интересы команды должны быть выше личных интересов.

Способы формирования и укрепления спортивного коллектива, его воспитания могут быть различными. Необходимо, чтобы трене­ры, используя свой педагогический и жизненный опыт, творчески применяли различные приемы воспитания.

Эстетическое воспитание и культура поведения

Эстетическое воспитание и культура поведения. Занятия спор­том в нашей стране направлены на решение одной из основных за­дач программы КПСС — воспитание нового человека, гармониче­ски сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Важно развивать у спортсмена художественный вкус, эстетическое восприятие, в частности восприятие движений. Этому помога­ет, например, знакомство с произведениями искусства: картинами, скульптурами, изображающими отдельные моменты движений че­ловека (такими, например, как скульптура Мирона «Дискобол», скульптура Янсон-Манизер «Пловчиха»), Неисчерпаемое богатство движений в спорте развивает эстетический вкус, воспитывает пони­мание целесообразности движений, их красоты.

Благодаря радио и телевидению крупные соревнования наблю­дают и слушают миллионы зрителей. Они оценивают не только ма­стерство, эстетическую сторону выполнения движений, но и культу­ру поведения участников соревнований, особенно ярко проявляю­щуюся в ходе острой спортивной борьбы (скромность, благородст­во, деликатность у победителей; достоинство и выдержка у проиг­равших). Это накладывает большую ответственность на спортсме­нов, участвующих в соревнованиях, и особенно в международных, где они являются представителями своей великой Родины.

Тренер и коллектив должны воспитывать и закреплять у спортс­менов навыки и привычки культурного поведения в соответствии с требованиями коммунистической морали.

Личный пример тренера

Личный пример тренера. Один из основных методов воспитания пловца — воздействие положительного примера тренера. Нравст­венное воспитание начинается именно с примера самого воспитате­ля, внешний облик которого, слова, поведение, поступки находятся в центре внимания занимающихся. Личный пример тренера оказы­вает тем большее влияние, чем большим уважением пользуется он у учеников и окружающих. Оно основывается на признании спортс­менами авторитета тренера, в первую очередь в области своего ви­да спорта.

Личный пример тренера, его поведение оказывают существенное влияние на успех учебно-спортивных занятий, на рост спортивного мастерства, на весь процесс воспитания пловца.

Воспитывающее влияние тренера выходит за пределы непо­средственного общения со своими учениками. Советский тренер — это человек, обладающий марксистско-ленинским мировоззрением, пламенный патриот своей Родины, преданный делу построения коммунизма, в совершенстве владеющий теорией и методикой сво­его вида спорта, широкообразованный человек. Это требует от тре­нера систематической работы над повышением своего политическо­го и культурного уровня, педагогической квалификации.

В своей педагогической деятельности тренер использует в вос­питательных целях положительные примеры коллег по работе, при­меры упорного труда выдающихся советских спортсменов, их геро­изма на фронте и в труде в мирных условиях, примеры их трениров­ки, выступлений на международных соревнованиях.

Важно, чтобы весь воспитательный педагогический процесс был направлен на формирование пловца как патриота социалистиче­ской Родины, всесторонне развитого человека—строителя коммуни­стического общества.

Оригинал статьи размещен здесь:Источник
Как к вам обращаться: Ваш E-Mail:  

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: